Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Талаканская СОШ №6 Амурская область Бурейский район
Сценарий проблемно-эвристического урока
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
«Красною кистью рябина зажглась…», или О чём рассказала
М.И. Цветаева?
Старновская Ольга Викторовна,
учитель русского языка и
литературы
Талакан – 2013
Цели:
Образовательная:
исследовать язык поэтического текста М.И. Цветаевой через её биографию;
найти заключённую в стихотворении образную информацию и вместе с тем не лишить стихотворение его поэтического очарования и прелести;
раскрыть своеобразие поэзии Цветаевой.
Развивающая:
развивать навык текстологического анализа художественного произведения;
развивать творческие способности учащихся;
развивать психические и логические процессы, которые помогают учащимся думать, рассуждать, приходить к умозаключению, которые необходимы при анализе текста.
Воспитательная:
воспитывать любовь и интерес к поэзии, показать учащимся величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которые мастерски использует М.И. Цветаева.
Тип урока: изучение нового. Урок включает следующие этапы: слова учителя, чтение и анализ стихотворения, связь творчества с биографическими моментами жизни поэтессы, домашнее задание, рефлексия. Вид контроля: индивидуальный, фронтальный. Формы контроля: взаимоконтроль, контроль учителя, стимулирующий характер оценки. Основной метод урока: исследование текста.
Задания группам: 1. Изучить основные вехи биографии поэта, дать обзор поэзии, используя различные источники.
2. Найти высказывания писателей и современников поэтессы о личности и ее творчестве.
3. Подготовить иллюстрации к стихотворению «Красною кистью…»
Используемые технологии:
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникативные технологии;
развивающие технологии;
исследовательский метод в обучении.
Оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор;
текст стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…»;
словарь литературоведческих терминов.
Слово учителя.
Слово учителя. Марина Ивановна Цветаева… Сколько раз мы слышали это имя. Сколько раз видели её портрет. Но ни имя, ни образ не вызывали определённых эмоций, чувств. И вдруг мы неожиданно услышали:
(Ученик читает стихотворение наизусть). Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
10 августа 1916 год
О чём же пишет М.И. Цветаева? О чём это маленькое поэтическое чудо? Какая М.И. Цветаева? Сегодня мы это узнаем, постигнем глубину авторской мысли на примере одного стихотворения, помогут нам краткие биографические сведения о М.И. Цветаевой, а также метод лингвистического анализа поэтического текста, разделы лингвистики: фонетика, лексика, морфология, синтаксис — тоже помогут раскрыть тайну удивительного стихотворения. (учитель объявляет цели урока).
«А что есть чтение — как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов». М.И. Цветаева
Итак, перед нами стихотворение М.И. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…», датированное 10 августа 1916 года. Марине Ивановне — 24 года. И вот они, эти 24 слова, парно разбитые в три четверостишия. В первом катрене речь идёт о дне рождения Марины Ивановны. На улице осень, «падали листья». Природа праздником отметила день рождения человека. Определяющим становится зрительный образ «красной рябины». Атмосфера торжества, душевной приподнятости царит и во втором четверостишии. Но на смену зрительным образам приходят слуховые ассоциации — перезвон колоколов. – Что указывает на биографические сведения? Действие разворачивается в Москве. Город на семи холмах — родина поэтессы:
Семь холмов — как семь колоколов,
На семи колоколах — колокольни.
Марина Ивановна родилась 8 октября (по старому стилю 26 сентября).
Сообщение учащегося. По церковному календарю это день апостола Иоанна Богослова, автора одного из Евангелий, Апокалипсиса и трёх Посланий. Как отмечено в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, Иоанн Богослов был сыном рыбака Заведея из Вифсаиды, это один из трёх ближайших апостолов Иисуса Христа. Подвергался гонению, был схвачен в Риме и Домицианом отправлен в ссылку на пустынный остров Патлос. Умер при Трояне в Эфесе. Память о нём православная церковь отмечает 26 сентября. «День был субботний». Кто из нас знает, в какой день недели родился? А Цветаева знает. Этот день несёт на себе определённую смысловую нагрузку. Известно, что четвёртой заповедью повелевает Бог один день в неделю святить, т.е. проводить свято, в таких делах, которые служат только к прославлению Бога. Таким днём для евреев была суббота, что значит: «покой», «отдыхать». В христианской церкви празднуется как день покоя и отдыха не суббота, а воскресенье, в память воскресения Иисуса Христа. «Спорили сотни колоколов». «Единственным музыкальным инструментом в православном храме был колокол. Поначалу его роль была созывать верующих на молитву. Сегодня звон колокола воспринимается как начало службы в храме и по другой значимости. Место, где слышен колокол, овеяно святостью, отпугивает бесов, защищает от недугов. В православии сложилась традиция благовеста — колокольной полифонии, когда звонарь приводит в движение несколько десятков колоколов; каждый колокол ведёт свою партию, но звуки всех сливаются в единую гармонию радостного ликования». — Как происходит смена красок, интонаций? «листья», » сотни колоколов» — осталась одна «жаркая рябина». Звучит мотив одиночества. — Что происходит с героиней? Недавно она радовалась встрече с «красной рябиной», а теперь чувствует «горький» вкус её плодов.
— Откуда это ощущение горечи? Сообщение ученика. Вещунья, пророчица, она предсказывает свою судьбу. В 24 года Марина знает, что её ждёт. А ждёт её трагическая судьба: смерть матери М.А. Мейн, смерть дочери Ирины, тяжёлые годы первой мировой войны и революции, эмиграция, разлука с любимым мужем, потеря родины, друзей, кому верила, на кого надеялась. Этот человек, наделённый безграничным талантом, вынужден был жить среди голода и нищеты. – Какой вывод можно сделать? Через призму стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…» можно говорить о нелёгкой судьбе поэтессы, где есть всё: и радость рождения, и горечь разлук.
— Чем поражает стихотворение? (Своим пророческим содержанием. Очевидно, дело здесь в умелом использовании языковых средств выразительности, помогающих ярко, точно, детально отразить авторский замысел.)
Итак, продолжим «разгадывать»… В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них». Какие же тайны предстоит увидеть нам в стихотворении М.И. Цветаевой? Одним из самых сильных поэтических приёмов является звукопись. (Ученик читает определение звукописи, аллитерации и ассонанса). Наблюдения учеников. Уже в первых словах чувствуется яркая аллитерация звука Р, который затем усиливается. Он напористо звучит в ключевом слове стихотворения «РЯБИНА». Есть он и в имени поэтессы. – Что выражает звук Р? (будущую борьбу поэтессы с непримиримым миром, борьбу со своей судьбой, с тем, что было предначертано.)
Звук (С) в общей музыке стиха встречается 11 раз! Что за ним стоит? Судьба! Он, глухой, словно противопоставлен звонкому Р. Борьба бессмысленна, против судьбы не пойдёшь. Смирись. Но Марина, непреклонная, всем сердцем любящая жизнь, готова идти до конца: «Мне и доныне хочется грызть…» И в этом горячем, непримиримом противостоянии побеждает, к сожалению, судьба. Стихия Смерти увлекла Цветаеву за собой. И никто не захотел или не сумел, как пишут литературоведы, поддержать огонь этой души. (Ученик читает дневниковую запись) «Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня — всё меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами — крюк… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно… Я не хочу умереть. Я хочу не быть…» Каждый звук нашей речи, по мнению К.Бальмонта, есть «маленький колдующий гном». Примеры ассонанса. -Какие звуки звучат особенно часто? (работа в группах) -Попробуйте сосчитать, сколько раз звучит звук А .И, О? А — 20 раз!, И- 16 раз, О — 8 раз. С попеременным чередованием они то напоминают крик родившегося ребёнка: «Я родилась», то отражают цветной перезвон колоколов, то чётко слышатся в имени апостола ИОАННА. — Какие ассоциации эти звуки вызывают? А — широту души, открытость, звучность. О — свободолюбие, возвышенность. И — соединение, связь, единство. Таким образом, М.И. Цветаева, пользуясь звуковыми богатствами русской речи, «подарила» стихотворению особую музыку, которая помогла представить нам весь нелёгкий жизненный путь героини. — Как вы оцените рифму стиха? (работа в группах) В стихотворении любого поэта особое место занимает рифма. В данном стихотворении, написанном трёхсложным размером стиха — дактилем, присутствуют мужские и женские перекрестные рифмы, которые делают текст более целостным.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Обращает на себя внимание и особая организация текста: начальные строчки начинаются, как правило, с согласных букв: К, Р, П, Я, С, К, Д, И,М, Х, Ж, Г. ( из 12 букв 10 согласных, 2 гласные. )
— Чего добивается этим М.И. Цветаева? Использование согласных звуков в начале строки придает тексту особое звучание, напористое, подчёркнутое. Русский писатель К.С.Аксаков считал, что «слово есть воссоздание внутри себя мира». Давайте попытаемся войти в этот «мир».
Мы знаем, что среди слов существует целый ряд слов, стилистически окрашенных, обладающих определенной значимостью. Рассказывая о своём рождении, Цветаева обращается к образам-символам. Один из них — это красный. «Красною кисть рябина зажглась…» Он придает тексту торжественное, высокое звучание. Красный — символ страсти, символ горести, символ страданий. Это ещё и особое состояние души, пылающей страстным огнём любви и ненависти. Красный — это цвет её судьбы.
— Какова роль эпитетов? Эпитеты «красною», «жаркой», «горькую» усиливают поэтический образ рябины, помогают сделать текст образным и передать тончайшие оттенки изображаемого.
— Каких частей речи больше? ( Групповая работа, заполнение таблицы)
Из 24 слов (в 24 года!)
прилагательные | глаголы | местоимения | |
кистью», «рябина», «листья», «сотни колоколов», «день», «Иоанн Богослов», «рябины», «кисть»; 9
| «красною», «субботний», «жаркой», «горькую» 4 | зажглась», «падали», «родилась», «спорили», «был», «хочется грызть»; 7
| «Я», «МНЕ». 2 |
— О чем говорит такая морфологическая статистика? Безусловно, перевес в сторону предметности мира, а потом уже его действенности.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и поэты. А.Н. Толстой писал, например: «Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе». — Как движется фраза в стихотворении? В первом и во втором четверостишии М.И. Цветаева употребляет глаголы прошедшего времени: «зажглась», «родилась», «спорили», «был». Как будто бы смотрит на свою жизнь с позиции прожитого, прошедшего. — Но ведь ей только — 24 года! Что это? Бесспорно, цветаевское пророчество. Она как поэт-пророк всё знает наперёд, заведомо. В ряду этих глаголов — безличный «хочется грызть». Он отражает душевное состояние героини — желание поэтессы грызть, терзать, мучить, не давать покоя тем, кто отобрал у неё родину, дом, семью. Стихи последних лет, письма как будто подтверждение этим пророчествам. Ученик читает отрывки из письма к Павленко П.А.: » Многоуважаемый товарищ Павленко, Вам пишет человек в отчаянном положении. Мы с сыном, со всеми нашими вещами и целой библиотекой — на улице… Положение безвыходное… меня жизнь за этот год — добила. Исхода не вижу. Взываю к помощи.» Из письма к В.А. Меркурьевой: » Словом, Москва меня не вмещает… это была моя судьба… Я не могу вытравить из себя чувства — права…» «…Я ничем не посрамила линию своего отца. Он 30 лет управлял Музеем, в библиотеке которого — все мои книги… Мы Москву задарили… Да Вы-то сами — что дали Москве?» — Что вы скажете об употреблении в тексте местоимений? Их всего два: «Я» в первом четверостишии, напоминающее крик, ликование, радость рождения. И «мне» — в последнем. — Что же получается? От личного — к второстепенному, косвенному. К концу жизни человек утрачивает своё «Я», теряет смысл этой жизни. Действительно, в судьбе М.И. Цветаевой личное, индивидуальное, неповторимое, своеобразное было уничтожено! Даже простые предложения словно ещё раз подчёркивают мысль о ее обречённости. — Я обращаю ваше внимание на инверсию «Красною кистью рябина зажглась…» (Чтение определения инверсии). Ее роль в стихотворении? Использование инверсии в стилистических целях подчёркивает образность авторской мысли. — Защита иллюстраций, cозданных к стихотворению «Красною кистью рябина зажглась…»
1 ученик. «Красною кисть рябина зажглась…» — так писала о дне своего рождения Марина Цветаева — одна из неугасимых звёзд на небосклоне русской поэзии. Образ рябины навсегда вошёл в её стихи. Пылающая и горькая на излёте осени, рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. 2 ученик. Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряжённость, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развёртывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики М.И. Цветаевой стали интонационное и ритмическое разнообразие, стилистические и лексические контрасты, необычный синтаксис, эксперименты над звуком. Итак, читая стихотворение М.И. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…», мы попытались прикоснуться к занимательной науке – лингвистическому анализу текста. Рефлексия. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?
1. Творчески использовать языковое богатство в собственной речевой практике.
2. Самостоятельно входить в художественный мир литературного произведения с помощью изобразительных возможностей языка.
3. Воспитывать в себе способность осознавать эстетическую ценность языковых явлений в любом художественном тексте.
— Так о чем же пишет М. И Цветаева? Это небольшое стихотворение наполнено глубоким философским содержанием. Это пророческий рассказ о себе, о своей жизни, полной любви и ненависти, надежд и разочарований. Это развёрнутая метафора, в ряду которой стоят три слова: Марина — рябина — судьбина. Главное – мы смогли вслушаться и понять истину цветаевских строк. (В заключении урока оценки, домашнее задание: проанализировать понравившееся стихотворение М.И. Цветаевой).
Использованная литература:
Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе xx века. 11 класс. – Москва: «Вако», 2003.
Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество — М.: Эллис Лак, 1997.
Марина Цветаева. Фотолетопись жизни поэта — М.: 2000.
4 Полянская М. Брак мой тайный. Марина Цветаева в Берлине — М.: 2001.
5 Кудрова И. Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой — СПб.: 2002.