Урок-конспект по теме «Железная дорога в произведениях Андрея Платонова»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с углубленным изучением отдельных предметов №78

городского округа город Воронеж






Открытый урок

Железная дорога в произведениях Андрея Платонова”














Разработала:

учитель русского языка и литературы

Круцких Мария Владимировна










2010 г.


Цель урока:

Проследить взаимосвязь жизни и творчества Андрея Платонова.


Задачи:

Обобщение ранее изученного творческого наследия А. Платонова.

Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой.


Воспитание патриотизма, любви к „малой родине”.


Тип урока: комбинированный (с использованием современных педагогических и компьютерных технологий).


Метод урока: аналитический, поисковый.


Оборудование:

Выставка книг, компьютеры, интерактивная доска, мультимедиа, презентация.


На доске:


В каждой строчке рассказов Платонова присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь.

В. Боков.




Протяжное пение паровозных гудков ничем не уступала соловьиным трелям.

А. Платонов.





Ход урока

I. Вступительное слово учителя. (1 слайд)

Сегодня мы поговорим с вами о творчестве А. Платонова. Железная дорога, жизнь ее служащих, ритм работы на стальных магистралях всегда привлекали художников слова, увлекала сама романтика движения и дальних расстояний. Чаще и глубже других осваивал эту тему уроженец Воронежа А. П. Платонов.

Почему нас заинтересовала эта тема?

Мы живем с вами в микрорайоне Отрожка, названия улиц сами говорят о взаимосвязи с железной дорогой.

Назовите такие улицы?

Чьи родители работают на железной дороге?

Действительно, с самого детства мы слышим гудки электровозов, видим сигналы светофоров, переживаем за родителей, провожая их в поездку. Они работают в Локомотивном депо Отрожка, в вагонном депо, на станции Отрожка. Наша Отрожка — это наша „малая родина», которая дороже всего на свете, и все, что связано с ней, нам дорого.

Платонов родился на воронежской земле в 1899 г. 1 сентября 110 лет тому назад. Здесь он увидел свет солнца и непроглядную темноту ночи, здесь обрел свою родину,, здесь ощутил красоту и ярость мира, отсюда шагнул в бесконечное течение времен и пространства. А. Платонов родился в семье рабочего ж/д. мастерских. Это во многом и определило всю дальнейшую судьбу писателя.

Наверняка, вы вспомнили факты из биографии писателя, которые объясняют, почему тема железной дороги стало основной в его творчестве?

(ответы учащихся)

Учитель: (6,7 слайд)

Да, „малая родина» и родня у Платонова – паровозные машинисты, механики, слесари, можно со всей определенностью утверждать: он стал поистине певцом самоотверженного труда людей, целиком посвятивших себя „чугунке”.

Паровоз ,пожалуй, наиболее полюбившаяся русскому рабочему люду машина, — атмосфера труда машиниста обрела впоследствии в Платонове замечательного певца, сопоставляемого, пожалуй, только Есениным в его любви к золотой бревенчатой избе.

В каких рассказах ушедший навсегда в прошлое паровоз продолжает жить для нас?

Старый механик”

Фро”

На заре туманной юности”

В прекрасном и яростном мире”

Корова”

II. Обсуждение рассказов Андрея Платонова.

В каком произведении паровоз для главного механика является нежнейшим существом, к которому он относится с трепетом души. И почему требует особого отношения?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Пересказ рассказа Л.Толстого «Два товарища»


2.1 Инсценировка эпизода из рассказа „Старый механик».

Чем же является паровоз для механика? А для автора?


Учитель.

Действительно, А. Платонов к паровозу относится с дрожью восторга, в нем он чувствует живое существо, а не мертвый механизм. И это же чувство испытывают и его герои рассказа. Позже он признался: „Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, поющий гудок и потную работу”.

В каком рассказе героиня хотела освоить все профессии, необходимые для работы на железной дороге? И чем это закончилось?

(ответы учащихся)

В каком произведении рассказывается о старом механике, для которого работа — это жизнь?

Какая проблема раскрывается автором?

(ответы учащихся)


2.2 Просмотр фрагментов художественного фильма „Фро”. Режиссер Резо Эсадзе. „Ленфильм”. 1964 г. (8 слайд)

О чем же этот фильм?

−Ребята, а как вы считаете, действительно ли так хороша профессия машиниста, что платоновские герои даже на заслуженном отдыхе мечтают о том, что их вызовут на работу?

(ответы учащихся)

2.3.Работа с текстом.

Найдите в рассказе „Фро” строки, подтверждающие, что работа для Нефеда Степановича – это жизнь.


Учитель.

В мемуарах В. А. Трошкиной есть эпизод, в котором она рассказывала, что их семья на лето снимала дачу под Москвой, рядом пролегала железнодорожная линия, Андрей, когда приезжал в гости, часто увлекал всех на всю ночь слушать в тишине паровозные гудки, а затем говорил: „Протяжное пение паровозных гудков ничем не уступало соловьиным трелям».

Как называется рассказ о трагедии, случившейся с Александром Васильевичем Мальцевым, лучшим машинистом депо?

И в чем выражается эта трагедия?


2.4. Выразительное чтение по ролям отрывка из произведения „В прекрасном и яростном мире” со слов “Шло лето; я работал на паровозе…” – и до конца произведения

Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?
– Что помогло прозреть ослепшему герою?

(ответы учащихся)


Учитель.

Итак, рассказы „На заре туманной юности», „В прекрасном и яростном мире», „Фро» , „Старый механик» переносят нас в ту „малую родину», которую, составляли для Плато нова машинисты, механики, наконец , сам паровоз, непревзойденным певцом, которого он был. И это, кстати говоря, неслучайная особенность его дарования. Ушедший навсегда в прошлое паровоз продолжает жить для нас в рассказах Платонова.

2.5.Просмотр фрагментов художественного фильма „Опять надо жить”. Киностудия „Донфильм”. Режиссер Василий Панин (по мотивам рассказа „На заре туманной юности”) (9 слайд)

Какая проблема поднята Андреем Платоновым в рассказе „На заре туманной юности”?

Какой подвиг совершила Ольга?

Какие чувства вы испытывали при просмотре фильма?


(ответы учащихся)

Действительно, эта картина – гимн железнодорожникам, их профессии.


Учитель.

Железнодорожники у Платонова отличаются преданностью своему ремеслу, исключительной силой духа, готовностью пожертвовать собой для общего дела. Они с поразительной заботливостью относятся к технике, оживляют и очеловечивают ее. Паровоз в семье Петра Савельича становится членом его семьи, любую его поломку он с женой воспринимает как собственную боль. Паровоз для него — нежнейшее существо, требующее заботливого обхождения.

Свежие документы:  Николай Семенович Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Итак, что же нового вы узнали сегодня о Платонове?


И вновь железная дорога…


Учитель.

В 1926 г. А.Платонов переехал в Москву и позднее перешел на положение профессионального литератора. В Воронеже остались родители, братья с сестрой Верой, друзья м знакомые. А Платонов не порывал связей с „малой родиной», а главное, использовал в своих произведениях накопленные с отрочества и юности впечатления.

— Какие произведения относятся к этому периоду?

(Очерк „Че-Че-О» — 1928, „Сокровенный человек» — 1928, „Происхождение мастера»)

— И что же можно сказать о них ?

(ответы учащихся)

2.6.Работа с текстом.

Найдите, пожалуйста, в очерке „Че-Че-О” отрывок, подтверждающий, что герой не представляет себе жизнь без паровоза.

(чтение отрывка)

Учитель.

Итак, платоновский „прекрасный и яростный мир» — это мир, где опоэтизированы и тем самым узаконены самые возвышенные и дерзкие мечты человека о братстве людей, о душевной щедрости, о счастье самоотдачи и любви к людям и человечеству.

А. Платонов, принадлежавший к подлинно художественным натурам, самой природой, созданным для творческого подвига, истратил в творчестве неизмеримо много — все силы чрезвычайно одаренной души и сердца. Он вложил в слово, как в семена будущей жизни, свои идеальнейшие мечты, весь жар любви к человеку. Его произведения стали неотъемлемой частью духовной страны, частью России. Он вечно будет с родным паровозом всех этапах его исторической судьбы:


Мир родимый, я тебя не кину,

Не забуду тишины твоих дорог,

За тебя свое живое сердце выну,

Полюблю, чего любить не смог.

После освобождения г. Воронежа от фашистов в 1943 г. А.Платонов навестил родные края. Город его встретил развалинами, горечью и пеплом. Особенно пострадала Ямская слобода, где прошло детство писателя, где стояла семейная изба Климентовых. О чем он думал, писатель и человек, который потрудился много на своем веку, стоя среди этих развалин? Наверное, о том, „что в лице родины всегда есть новое для чуткого сердца, что еще более прекрасна она для того, кто прежде и всегда любил ее?». Ему хотелось прижаться к рельсам, к паровозу, к земле, к каждому столбику, так как прижимается ребенок к матери, когда ему больно.

А. Платонов думал о Родине, которая начинаются с матери и ребенка, со свистка паровоза, с проносящихся мимо составов.

В каком рассказе вновь помогает людям железная дорога?

(ответы учащихся)

Учитель.

Действительно, именно поезда помогают героям его произведений. Так, в рассказе „Возвращение» полное прозрение поражает капитана Иванова именно в вагоне поезда, когда он видит бегущих за ним своих детей. А ведь из-за своей гордыни, граничащей уже с капризом он чуть не потерял то, что самое дорогое в жизни — это дети. Он, как и Мальцев, прозрел, когда понял, что „увидел все, что знал прежде гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь коснулся ее обнажившимся сердцем».


III.Работа по группам.

Первая группа работает с компьютером (тесты по теме „Платонов и железная дорога”).

Свежие документы:  Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Он обнажал порок от павлиньих перьев..." 10 класс

Вторая группа работает с текстом (задание на интерактивной доске: выписать слова, относящиеся к профессии железнодорожника и железной дороге).

Проверка выполненной работы (тесты, выписанные слова).


IV.Итог урока. (10,11 слайды)

Железнодорожники России находятся в неоплатном долгу перед Андреем Платоновым, который своими яркими произведениями поднимал еще выше престиж железнодорожной профессии.

К 100-летию со дня рождения гениального прозаика Юго-Восточная железная дорога учредила три ежегодных литературных премии имени А. Платонова. На дороге появился поезд „Андрей Платонов», а на здании вокзала «Воронеж — I» и на проходной завода имени Ф. Э. Дзержинского, где работал А. Климентов — Платонов в 1919 — 1921 г., установлены две памятные доски.

На любимом проспекте Революции в городе поставили около бывшего здания политехникума памятник А. Платонову, в центре города названа улица его именем, открыта в Лево6ережном районе гимназия имени А. Платонова.

В нашем микрорайоне Отрожка паровоз, с гордыми литерами в металле «ФД», для железнодорожников, ставший их „крестником” на всю жизнь, нашедший свой причал в Локомотивном депо Отрожка радует, помогает жить. Они, как и герои платоновских рассказов, помнят о нем щедрой, долгой памятью добра, гулкими маршрутами из дня прожитого в грядущий.

Скорый поезд № 45/46 Воронеж — Москва планируется назвать в честь известного писателя Андрея Платонова. Это событие собираются приурочить к 175-летию российских железных дорог, которое отмечается в 2012 году.


Домашнее задание
1. Прочитать повесть «Сокровенный человек»
2.Ответить на вопросы :
      1. Как понимал Платонов смысл слова «сокровенный»?
      2. Почему Платонов избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?
      3. В чем смысл названия повести?

Задания по группам:

1 группа: Подробный пересказ финальной сцены повести.

2 группа: Письменный анализ данного эпизода.

Индивидуальное задание:

История создания повести «Сокровенный человек».




Тесты

1.Любовь к „романтике железных дорог” в произведениях А.Платонова

А)Рассказ „Старый механик”.

Б)Рассказ „Семен”.

В)Сатирическая повесть „Город Градов”


2.Единение человека и машины

А)„Фро”.

Б)„Котлован”

В)„Неизвестный цветок”


3.Разговор главного героя с паровозом, который грустно жалуется ему на то,что „колесики затекают”

А) „Старый механик”

Б)„Река Потудань”

В)„Епифановские шлюзы”


4.Паровоз как член семьи

А)„Житель родного города”

Б)„Фро”

В)„Сокровенный человек”.


5.Главный герой какого рассказа вспоминает о судьбе завода имени Дзержинского?

А)„Житель родного города”.

Б)„Фро”.

В)„Ямская слобода”.


6.Подвиг девушки, .которая спасла красноармейцев во время аварии.

А)„Броня”.

Б)„Фро”.

В)„На заре туманной юности”.


7.Характеристика труда мастера-механика, который уподоблен артисту в произведениях А.Платонова.

А)„В прекрасном и яростном мире”.

Б)„Потомки солнца”.

В)„Ювенильное море”.


8.Профессии Андрея Платонова, связанные с железной дорогой.

А)Помощник машиниста.

Б)Стрелочник.

В)Кочегар.


9.Настоящая фамилия Андрея Платонова

А)А. Пешков.

Б)А. Климентов.

В)А. Толстой.


10.Благодарность железнодорожников земляку, воспевшему их профессию в своих произведениях.

А)Песня.

Б)Название электропоезда.

В)Литературная премия.




Источники:

  • https://www.ucheba.ru/referats/3775.html

  • https://ilibrary.ru/text/1194/p.1/index.html

  • https://bookz.ru/authors/platonov-andrei/aplatonov20.html

  • https://lk.vrnlib.ru/?p=post&id=100

  • Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы биографии / Сост. Н. Корниенко, Е. Шубина. — М., 1994.

  •  Васильев В. В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. — М., 1990.
       

  • Корниенко Н. В. История текста и биографии А. П. Платонова (1926—1946). — М., 1993.

  • Архив газеты «Вперед»  1999 г.




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: