Беловол Татьяна Федоровна АОУ СОШ №4
Сведения об авторе:
Беловол Татьяна Федоровна, учитель начальных классов, телефон 8(918)3722670, электронный адрес [email protected]
Образовательное учреждение:
Автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образования Динской район»
Урок литературное чтение (уроки слушания) 1-й класс
Программа: «Начальная школа XXI века
Тема урока: « Сказки о животных. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
Обучение восприятию литературного текста | |
Задачи урока |
|
Образовательные
| способствовать формированию читательских умений (отличать народную сказку от авторской, выделять особенности народной и авторской сказки, умение сравнивать сказки по темам, правильно называть произведение, лексическая работа); учить детей “искусству слушать” сказку, “вживаться” в художественные образы героев; учить сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» (похожим) сюжетом; учить запоминать наизусть отрывки (песенки) из сказки.. |
Развивающие
| развивать восприятия, внимание, творческую деятельность, навык плавного послогового чтения, устную речь. |
Воспитательные | содействовать формированию художественного вкуса и эстетического воспитания. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Опорные понятия, термины | Сказка (авторская и народная), автор, заголовок. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство (иллюстрирование эпизодов произведения), технология (изготовление книги-самоделки), русский язык (запись фамилий и заголовков литературных произведений), окружающий мир (повадки животных). |
Ресурсы | Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс, интерактивная доска, ноутбук, презентация, детские книги, индивидуальные карточки, маски зверей, карточки-заместители главных героев, суперобложка для новой книги-самоделки. |
Планируемые результаты
Предметные: ориентироваться в учебнике и в тетради (на развороте, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте; учиться сравнивать героев и содержание сказок с похожим сюжетом; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подробно пересказывать небольшие тексты; уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки; рассказывать по сюжетным рисункам в учебной хрестоматии;
Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений и к их поступкам.
Метапредметные:
Личностные УУД: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя, работать по предложенному плану, организовывать свое рабочее место под руководством учителя; совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать речь учителя и других учащихся, формулировать собственное мнение, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, слушать высказывания своих товарищей.
Познавательные УУД: находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; отвечать на вопросы учителя, приводить сравнения, строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |
I. Мотивирование к учебной деятельности Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | — Ребята, возьмите на парте солнышко, положите его на ладошку. Чувствуете, как стало радостно и тепло? Сотворим в своей душе солнце, возьмем его в свое сердце и будем, как солнышко, излучать тепло. С этим чувством шагнем на урок литературного чтения — Ребята, давайте подумаем, что пригодится нам для успешной работы? | Принятие учебной задачи
Дети высказываются
| Познавательные: формирование познавательной учебной задачи
Регулятивные: понимание и постановка учебной задачи
Личностные: самоопределение | Готовность класса и оборудования, включение каждого ученика в урок |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии –
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося
1 Литературная игра «Послушай и назови». Погружение в тему урока.
| -Послушайте отрывок из произведения, вспомните название и соотнесите с моделью обложки. 1 «Какая славная песенка! — сказала Лиса. — Но ведь я, Колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче». 2 Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят… Ну, словом, чудо что за солдатики! 3 Старик опять ушел в лес на работу, а кот понёс ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. 4 Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. -Что вы заметили? Разбейте модели обложек на группы — Что можете сказать о каждой группе? Ребята, а какую цель мы поставим перед собой? |
Дети по одному читают отрывки
Сравнивают произведения по жанру и авторской принадлежности
Сравнивают модели обложек
Соотносят модель обложки с эпизодом произведения Дети формулируют тему и цель урока |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других
Регулятивные: самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы |
Самоконтроль , взаимоконтроль, корректировка и устранение ошибок |
III. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднения
1Слушание произведения В. В. Бианки “Лесной Колобок – Колючий Бок
2. Беседа по выявлению первичного восприятия.
3.Упражнения по формированию специальных умений. Моделирование обложки.
Цель: включение каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирование читательских умений
Физминутка
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 1 Работа с учебником. Цель: формировать умение строить ответ на заданный вопрос; «вычитывать»нужную информацию для ответа.
Физминутка
V.Включение нового знания в систему знаний и повторение — Цель: формировать умение работать в группе
1.Работа с выставкой книг Цель: формировать умение подбирать книги (в классной, домашней, школьной библиотеке), героем которых является Ёж
2.Работа с готовой таблицей.
| -А сейчас, ребята, примите позу слушателя. Я познакомлю вас с новым произведением. Какими вы будете слушателями? СЛАЙД №1, СЛАЙД №2 -Какие чувства испытали? Какие мысли возникли? Попробуем разобраться в ваших мыслях.
-Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему? -В какой момент вы улыбнулись? -На какую сказку похоже наше произведение? — Что хотел до нас донести автор?
. Приготовьте листочки. – Сейчас мы оформим обложку произведения. — Что слушали? Почему? — Изобразите на своих моделях жанр произведения. Проверим. Покажите. — Сравните свою модель с моделью на доске. У кого так, то поставьте плюс. – Каким цветом закрасим круг? — Как вы думаете, кто автор сказки? Оказывается, ее написал В.Бианки. – Обозначьте фамилию автора. Автор этой сказки В.В. Бианки. -Как пишем фамилию автора? — Как вы думаете, как он озаглавил эту сказку? -Оказывается, он ее озаглавил «Лесной Колобок – Колючий Бок». Заголовок длинный, будет много больших букв — Покажите мне свои модели. -Ребята, все справились с заданием? СЛАЙД №3
-Теперь мы поработаем с нашим учебником-хрестоматией. -Найдите это произведение в хрестоматии. А как мы сможем его найти? -Кто правильно назовет произведение? 1) Найдите рубрику «Прочитай» -чтение песенки 2) Давайте посмотрим на иллюстрацию и вспомним, кто встретился нашему ежику первым? -Каким голосом он разговаривал? Кто нашел слова волка? Прочитаем. — Соотнесите иллюстрацию со следующим героем. Изобразите походку медведя. Для человека она правильная? Для сохранения здоровья важна осанка, следите за ней. -Что скажете о следующей иллюстрации? Как обращается лиса к ежику? Каким голосом? — Давайте посмотрим на последнюю иллюстрацию. Что там изображено? — Почему звери удивились? Предположите, что их удивило?
-Выполним упражнения для снятия зрительного напряжения
—Вспомните правила работы в группах. (Каждая группа получает конверт с заданием). -Если вам потребуется помощь, что надо сделать? -Желаю удачи! — -А как вы думаете, какая сказка появилась раньше? Конечно, Р.Н.С «Колобок». В.Бианки взял сюжет для своей сказки из русской народной сказки «Колобок».
В. Бианки умел не только наблюдать, видеть всё интересное, но и увлекательно об этом рассказывать детям в своих произведениях. Он написал 120 книг. С большой любовью относился писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами.
—Ребята, как вы думаете, для чего эта таблица?
-Сравните сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок» и РНС «Колобок» СЛАЙД №4 | Воспринимают на слух художественное произведение (сказку)
Высказывают свое впечатление о прослушанном произведении
Высказывают свое отношение к произведению и его героям
Выполняют моделирование обложки под руководством учителя
Подводят итог данного этапа урока Самооценка.
Дети повторяю за учеником движения
Работают в парах
Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Рассматривают иллюстрации, определяют относящиеся к ним эпизоды
Учатся пользоваться поисковым чтением
Подводят итог данного этапа урока Самооценка.
Упражняются в чтении слов и предложений
Работают в группах 1-я группа. Используя план, составляет рассказ о В.Бианки. 2-я группа. Инсценирует эпизод сказки. (Стр.132) 3-я группа. Выполняет Суперобложку к сказке В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» 4-я группа. Составляет модельный схематичный план к сказкам.
Рассматривают книги В.Бианки
.
Высказывают предположения
Заполняют интерактивную таблицу на доске | Познавательные: — уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: — уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; — уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции, высказывать отношение к героям.
Регулятивные: самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок
Познавательные: Формирование умения представлять информацию в виде модели
Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий
Регулятивные: самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья
Регулятивные: самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, выполнять различные роли в группе, слушать высказывания своих товарищей.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач
Регулятивные: самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы | Готовность учеников включиться в активный учебно – познавательный процесс
Готовность учеников слушать и дополнять ответы одноклас- сников по содержанию прочитанного текста
Выполнение заданий по алгоритму, требующих применения знаний
Извлечение нужной информации из текста учебника
Сотрудничество в сборе и поиске информации
Выполнение действий по плану
Получение учениками информации, развитие интереса к читательской деятельности
Выведение учащимися сравнительной характеристики произведения по теме, жанру, авторской принадлежности |
VI Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | СЛАЙД №5 -Какое новое произведение вошло в круг вашего чтения? -Подпишите свои обложки. — Я еще приготовила вам суперобложку —Какую задачу ставили на уроке? -Удалось ее решить? -Какие получили результаты? — Где можно применить новые знания? У вас на столе лежат лучики. Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. Лучики нужно прикрепить к солнышку
|
Коллективное оформление книжки-самоделки
.
Желтого цвета – настроение хорошее, я доволен собой, узнал много интересной информации; голубого цвета – настроение плохое, задания оказались слишком трудными, не было никакой полезной информации. |
Личностные: Формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: — уметь адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников
| Оценка своей деятельности, успешности выполнения заданий на уроке |