Литературное чтение
Тема раздела: Вперёд по дороге открытий.
Тема: Символы в литературе.Г.А.Скребицкий «Передышка»
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока
| Формирование УУД, ) | |
I.Организация начала урока
Ι. Актуализация знаний.
| -Здравствуйте! Поклонившись ,мы друг другу сказали!Что особенно мы друг другу сказали? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Ещё на уроке к чему мы можем обратиться? -Здравствуй, урок! -Здравствуй слово! -Здравствуй литературное чтение! Итак, вперёд по дороге открытий!!! 1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворения Э.Э.Мошковской « Дедушка Дерево» -работа с иллюстрациями -Какие слова создают образ уюта, тепла, радости? -Какую семью обнимает своими руками дедушка Дерево? ( представление образа дерева) Работа со словом Образ Работа со словом символ ( включается презентация)
| 1. Регулятивные УУД – контролировать и адекватно оценивать результаты чужой деятельности, вносить необходимую коррекцию. 2. Познавательные УУД (логические) -умение последовательно пересказать текст. |
Изучение нового учебного материала. Сообщение темы. Определение Целей.
II. Развитие умений.
| 2 4 2 1 3 I. Г.А.Скребицкий Передышка» 1. Работа с текстом до чтения.(презентация) – Какие из этих писателей Вам знакомы? -О чём они пишут? Сегодня мы пополним список этих людей Георгий Алексеевич Скребицкий. Родился в Москве, в семье врача.Ещё мальчиком он часто ходил в лес, наблюдал за всякими зверюшками, слушал птиц, воображал себя смелым охотником.Всю свою жизнь он посвятил изучению природы.В своих замечательных произведениях учит читателей видеть многообразие и красоту окружающего нас мира. С одним произведением мы сегодня и познакомимся! Работа в паре. Предположите , о чём может говорить это заглавие? Подберите однокоренные слова? (отдых,передохнуть, отдохнуть) -К какому жанру относиться это произведение? -Признаки рассказа. Проверим наши предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. Перед чтением поработаем с незнакомыми словами. Есть ли они в тексте? Девочки читают жнивьё Мальчики ищут на дрогах Показ слайдов, объяснение других слов. 1. Первичное чтение. Чтение 1 части диктором старого радио учитель, 2. выполнение задания 1 учебника (с.52). Оправдались ли ваши ожидания по поводу названия рассказа? Фронтальная работа -Как выглядела дорога? -Что делали путники в прохладной тени дерева? -Как прозвали люди берёзу? Работа в паре ( по рядам) Найдите описание берёзы в разное время года Летом Весной осенью 3. Обобщающая беседа. — Чем служила берёза для птиц и людей? -Что приспособились делать ребята у берёзы? ( чтение по цепочке) -Одобряете ли вы поведение ребят? Почему можно его назвать бездумным? II. Чтение II (хорошо читающие ученики) -Как умело автор подбирает слова, чтобы мы сильнее почувствовали разницу? – III. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором. -Когда так говорят « хватило совести» ( совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми( не постыдилсь, не постеснялись) -Стыдно ли стало ребятам за их поступок? -Как они решили исправить ошибку? В тексте автор везде называет Передышку с большой буквы? Какую роль играло дерево при своей жизни? После неё?( Передышка это не только место отдыха,это история одного дерева, дерева. Которое давало людям надежду. Рассказ об особенности творчества Скребицкого ( перед рассказами о часто писал стихи) Она стоит от всех в сторонке Здесь на высоком бугорке Зелёных веток рубашонку Полощет в летнем ветерке. Идя от леса ребятишки Под ней присядут отдохнуть. « Её прозвали « Передышкой» Передохнул -и дальше в путь.
Физкультминутка Мы немножко отдохнём Встанем, глубоко вздохнём, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Бабочки летали, Крыльями махали Дружно хлопаем, ногами топаем.! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! IV.Работа в микрогруппах Составление плана. 1.Берёза – спасительница. 2.Костёр под деревом. 3.Гибель берёзы. 4.Снова шумит « Передышка» _Чему научила история с берёзой? (Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет её смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью.Порой жестокость невоспитанность наносят большой ущерб природе. Что же мы можем отнести к символам литературы? (образ берёзы) К берёзе у русского человека особое отношение. Ни в одной стране мира не растёт столько берёз как в России. Её воспевают поэты, художники На что обращает наше внимание Георгий Скребицкий ( на судьбу России, на наше отношение к ней. Прочитайте пословицы Какая лучше всего отражает главную мысль рассказа? Берёза не угроза, где стоит там и шумит Берёзой обогреешься, а не оденешься У берёзки слёзки текут, Когда с ней кору дерут. Мы часть природы, должны заботиться, любить беречь. V.Рассматривание картины А.Куинджи « Берёзовая роща» Давайте войдём в картину. И опишем свои чувства. Чтение высказываний о природе. _Говорят у природы нет цели.А мне кажется она есть: сделать человека счастливым. -Солнце, чистый воздух и вода – счастье. зелень лесов и полей -счастье. -Природу и красоту нужно беречь. нет ничего сильнее и беззащитнее красоты. -Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясён красотой своей планеты.Такой создала её для нас природа. И мы должны её такой сохранить.
| 1. Коммуникативные УУД – вступать в диалог, аргументировать свое мнение. 2. Познавательные УУД (общеучебные) – предоставление информации на заданные вопросы. |
ΙΙΙ. Итог.
Рефлексия. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Давайте создадим дерево счастья. Под музыку « Во поле берёза стояла» дети прикрепляют к берёзе листочки.
| .Познавательные УУД(общеуебные и логические): Выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 2.Коммуникативные УУД – участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать своё мнение, осуществлять контроль. 3. Регулятивные УУД – контролировать и оценивать достигнутые результаты своей деятельности, саморегуляция. |
ΙV. Домашнее задание.
| 1. Написать план в тетрадь. Пересказ по плану. 2. Творческие задания. Задание солнышка.( по учебнику) с.55 Подобрать стихотворения о берёзе. Подобрать загадки о берёзе. Выполнить рисунок к рассказу. Пересказ рассказа от лица берёзы. |
|
© ООО «Баласс», 2013 2