Урок литературного чтения
3 класс
Тема: «Обучение продуктивному пересказу по сказке В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна»
Учитель начальных классов Воробьева Надежда Андреевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 города Курчатова Курской области»
Цель: продолжить обучение продуктивному пересказу, используя разные формы и методы:
развивать речь, память, образное мышление;
учить видеть красоту природы.
Ход урока
Вступление.
1 ученик:
Вы слыхали сказку – звонкое чудо.
Она прилетела я знаю откуда:
Из дальних краёв вместе с первым лучом.
И в ней говорится я знаю о чём.
2 ученик:
А в ней говорится, а в ней говорится
О том, что проснулись весёлые птицы.
И ветер взлетел на верхушку сосны
Я знаю, что это подарок весны.
3 ученик:
Ещё в этой сказочке много мелодий
Про то, как медведь пробудился в берлоге,
Как солнце послало на землю привет,
Как первый листок появился на свет.
Тема. Цели.
Учитель. Дети, сегодня мы продолжим работу над сказкой В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна». Будем перечитывать сказку, работать над её языком, составлять диафильм, чтобы подготовиться к пересказу.
3.Беседа.
— А какая это сказка?
Ученик: — Авторская.
-Докажите, что вы прочитали сказку.
Ученик: — Зачин: «Прилетела Весна на лебединых крыльях ».
Ученик: — Герои произведения Заяц, Косач, Медведь, Весна и Дед Мороз наделены человеческой речью, действуют, как люди.
Ученик: — Конец у сказки – счастливый.
-А сейчас будем составлять диафильм, используя ваши рисунки и текст сказки.
(К каждой части дети нарисовали рисунки)
-Как изображает Весну В.Бианки в своей сказке?
Ученик: — Изображает, как живое существо. Весна у Бианки девушка – красавица.
-Перечитайте отрывки, где говорится о Весне.
-А как вы понимаете выражение: «Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях»
Рассматривание рисунков. Как дети видят образ весны.
Ученик: -Весна, как сказочная птица, прилетела к нам на прекрасных лебединых крыльях. Махнёт волшебными крыльями и начнутся чудеса: зазеленеет травка, зацветут цветы, запоют птицы.
Ученик: -Я понимаю это выражение так: с приходом весны возвращаются перелётные птицы, в том числе и лебеди. Поэтому и говорят: «Прилетела весна на лебединых крыльях». Лебедь – красивая птица и Весна – красавица.
Ученик: — Лебедь – птица красивая. Лебединые крылья белые, мягкие, пушистые. Вот и прилетела Весна на этих сказочных крыльях. И вокруг неё всё стало превращаться в волшебную сказку.
-Дети, послушайте пьесу Чайковского «Март» из альбома «Времена года», а потом ответите на вопрос:
-Какие весенние звуки слышны в этом музыкальном произведении?
4.Выборочное чтение.
-Зачитайте, как об этом пишет В.Бианки в сказке.
-Вот этот рисунок будет одним из кадров нашего диафильма.
(1.Девушка-Весна летит на лебединых крыльях.)
-Какие слова подпишем под этим рисунком?
Ученик: 1.- Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях, и стало шумно в лесу.
-Дети, а где в это время был Дедушка Мороз? Прочитайте.
-Составьте кадр к этой части.
(Рисунок – 2.Дед Мороз выглядывает из-за ёлки.)
-Какие слова подпишем под этим кадром?
Ученик:2. — Дед Мороз недалеко ушёл – он всё слышит.
-Дети, а теперь давайте прочитаем о том, как звери и птицы радуются Весне.
-Прочитайте, как радуется Весне Зайчик.
-Какие глаголы употребляет автор, чтобы описать поведение зайчика и зайцев?
-Кто нарисовал рисунки к этой части? Выйдите и покажите всем детям.
Выбираю рисунок. (3.Зайцы пляшут на поляне.)
-Какие слова лучше всего подходят к этому кадру?
Ученик: 3.-И слышит Дед Мороз, зайцы кричат, притоптываю, один через другого скачут чехарду затеяли.
-Прочитайте, как радуется Весне Косач-тетерев?
-Дети, что делает речь в сказках В.Бианки особенно складной, приятной? Ученик: — Рифма.
-Найдите слова, написанные в рифму. Прочитайте.
-Какие звуки повторяются? (ч, ф. ш)
-Прочитайте эти слова ещё раз и скажите, на что похожи эти звуки?
Ученик: — На кипящий чайник.
-Как называется этот приём в литературе?
Ученик: — Аллитерация.
-Послушайте, что пишет о косачах Н.Сладков в своём рассказе «Сердитые чайники». Сладков наблюдал за косачами на рассвете. Вот как он описывает этот момент.
Ученик: «Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали!
И дребезжали… крыльями!
До чего же и в самом деле косачи похожи на шипящие чайники. На шипящие, булькающие, закопченные до блеска охотничьи чайники. Шейки – носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой.
Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги – перья летят!
-Посмотрите на эти чайники. (Показываю рисунок.)
-Кроме аллитерации, автор использует и приём сравнения.
-Найдите, с чем автор сравнивает Косача?
-Какие глаголы использует В.Бианки, чтобы показать поведение Косача-Тетерева?
Ученик: — Красуется, бормочет, задирает, подниму, разверну, причешу, подпрыгнул, сшиблись.
-Почему, именно, глаголы использует автор?
Ученик: — Автор хочет показать, что Косач радуется Весне. Он весь в движении и не может просто так сидеть на одном месте.
-Кто нарисовал рисунки к этой части?
Подбираю рисунок для следующего кадра (4.Косач с тетёрками на поляне.)
— Какие слова подпишем?
Ученик: 4.-Косач перед тетёрками красуется, товарищей задирает.
-Прочитайте, как радовался Весне Медведь.
-Кто нарисовал рисунки к этой части?
Подбираю детский рисунок. ( 5.Медведь корешки копает.)
-Какие слова подпишем под ним?
Ученик:5. — Идёт по лесу медведь, остановился, корешки выкопал, жуёт, похрюкивает от удовольствия.
-И пошёл Дедушка Мороз спросить у Весны, чем она всех с ума свела.
5.ФИЗМИНУТКА
6. Чтение по ролям.
— Следующие три части прочитаем по ролям. Назовите действующих лиц.
Ученик: — Автор, Весна, Дед Мороз, Заяц, Косач.
Читают.
-Кто нарисовал рисунки к шестой части?
Выбираю рисунок. (6.Весна идёт навстречу деду Морозу.)
-Какие слова подпишем под этим кадром?
Ученик: — Пошёл Дед Мороз по лесу Весну разыскивать. А красавица Весна сама ему навстречу идёт.
-Кто нарисовал рисунки к седьмой части?
Выбираю рисунок. (7.Встреча Деда Мороза с Зайцем.)
-Какие слова подходят к этому кадру?
Ученик: 7.- Отыскал Дед Мороз Зайца.
-Ты чему рад?
-Весне, Дедушка. Рад теплу, солнышку рад.
-Кто нарисовал рисунки к восьмой части?
Выбираю рисунок. (8.Встреча Деда Мороза с Косачом.)
-Какие предложения подпишем?
Ученик:8. — Отыскал Дед Мороз Косача.
-Ты чему рад?
-Рад я крылья поразмять, удаль-силу показать.
7. Драматизация отрывка про Медведя.
-Кто нарисовал рисунок к этой части?
Выбираю рисунок.(9.Встреча Деда Мороза с Медведем.)
-Какие слова подпишем под этим кадром?
Ученик:9. — Отыскал Дед Мороз Медведя.
— А ты чему рад?
— Цветочкам я, Дедушка, рад…
Вешаю рисунок (10) и говорю: —
-Рассердился Дед Мороз и ушёл.
-Дети, диафильм составлен, но мне хочется добавить к нему ещё два кадра.
У диафильма должен быть автор, название (11). (12)Конец.
8. Ответы на вопросы.
-Дети, почему же ушёл Дедушка Мороз?
Ученик: — Все радовались весне, а о нём никто не тужил.
-Чем писатель хотел поделиться с нами?
Выделение главной мысли сказки.
1.Как приходит в лес Весна и как радуются ей животные.
2.Как меняется поведение животных с приходом весны?
9. Пересказ. Домашнее задание.
-Дети, мы подробно разобрали сказку. Диафильм поможет нам её пересказать.
-Сейчас девочки Настя и Рената попытаются пересказать сказку. А на следующем уроке я послушаю ваши пересказы.
Пересказ
Ученик:-Здравствуй, Весна, славься, красна!
Цари и здравствуй – твой черёд.
Пусть вся земля ликует и цветёт.
-Дети, вы молодцы!
-Большое спасибо вам за урок.