Урок литературного чтения. 3 класс.
Тема: «Сказка – ложь, да в ней намек»
Цели урока:
Обобщить читательский опыт учащихся по разделу.
Дать возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Развивать творческие способности учащихся, внимание, наблюдательность к слову.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Оборудование:
Эмблемы для участников команд, карточки с названиями команд, жетоны с изображением животных.
Карточки с именами и фамилиями авторов стихотворений: Юнна Мориц, Лев Квитко, Генрих Сапгир.
Карточки с пословицами:
«НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ»,
«СМЕКАЛКА И УМ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ»,
«ССОРА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ»,
«И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ»,
«В ДРУЖБЕ — СИЛА»,
«УМ СТОИТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ СИЛЫ»,
«НЕ СИЛОЙ БОРЮТСЯ — УМЕНЬЕМ»,
«НЕ ВСЯК УМЁН, КТО С ГОЛОВОЮ»,
«У НЕГО В ГОЛОВЕ РЕДЕНЬКО ЗАСЕЯНО».
Карточки с авторами народного творчества: русская сказка, африканская сказка, эстонская сказка, латышская сказка, сказка афроамериканцев США.
Выставка работ учащихся с иллюстрациями к прочитанным произведениям по разделу.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит звонок всё громче, всё слышней,
И радостью душа переполняется,
Ты думаешь — распелся соловей?
А вот и нет — уроки начинаются!
Пожмите руку соседа и пожелайте удачи.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке — заходи.
Начинаем урок чтения.
II. Сообщение темы урока.
На телевидении есть такая передача — игра о животных «Эти забавные животные». Сегодня она у нас в гостях. ( Звучит музыкальная заставка к передаче).
— Кто догадался, почему я взяла тему «Животные»?
— Как называются сказки о животных? (Карточка — анималистические).
— Как называется раздел, где мы читали анималистические сказки, стихи и даже считалки о животных?
— Итак, мы проводим обобщающий урок по разделу «Сказка — ложь, да в ней намёк:»
В игре принимают участие 3 команды:
«Смелые воробьи»,
«Резиновый ёжик»,
«Весёлый жук».
Правила игры очень простые — за верный ответ команда получает жетон в виде фигурки животного. Чья команда наберёт больше таких жетонов, та и победит.
III. Первый тур — стихи о животных. Представление команд.
1 команда — выразительное чтение стихотворения Л. Квитко «Смелые воробьи»
2 команда — исполнение песни «Резиновый ёжик».
— Кто автор стихов песни?
3 команда — наизусть стихотворение «Весёлый жук»
Итог тура: Что объединяет эти стихи?
Мы вспомнили полюбившиеся стихотворения Юнны Мориц и Льва Квитко. С творчеством этих авторов мы не прощаемся. В других разделах нашего учебника, в 3 и 4 классах мы столкнёмся с миром их поэзии.
В завершении тура мне бы хотелось вспомнить замечательного поэта Генриха Сапгира.
— С каким его стихотворением в этом разделе мы знакомились?
— Я прочитаю стихотворение, а вы будете исполнителями — животными (звукоподражание)
— Как бы эту песню пропели в лесу птицы? (слушаем пение птиц в записи)
IV. Второй тур — сказки о животных.
— Объявляется второй тур — анималистические сказки.
1 команда.
— Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой?
а) он отстанет;
б) перегонит лису;
в) придумает что-нибудь ещё.
— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? («Лиса и рак», русская народная сказка)
— Расскажите эту сказку наизусть.
— Сказка — ложь, да в ней намёк:», на что намекает эта маленькая, но мудрая сказка? ( Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.)
2 команда.
— Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух — задира. Он нашёл способ спастись от лисы, поссорив её с человеком.
— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? (Как петух лису обманул», латышская сказка)
Идёт инсценировка отрывка сказки.
— Сказка — ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?
(Смекалка и ум к победе ведут. Ссора до добра не доводит.)
3 команда
— Послушайте стихотворение. О ком идёт речь?
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа и ежа,
И чижа и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
— В какой сказке есть ответ на очень интересный вопрос о зайцах?
(«Почему у зайца губа рассечена», эстонская сказка)
Выразительное чтение по ролям отрывка сказки.
— В чём мудрость сказки? (И мы сильны, когда вместе. В дружбе — сила.)
1 команда.
— Узнай сказку по плану.
1) Царь котов.
а) Глупые голуби.
б) Помощь совы.
2) Ум стоит гораздо больше силы.
а) Договор с гиппопотамом.
б) Договор со слоном.
в) Тайна открылась.
(«Похождение дикого кота Симбы», африканская сказка)
— Перескажите вторую часть сказки.
— Сказка — ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?
(Ум стоит гораздо больше силы.)
2 команда
— Узнай сказку по ключевым словам: козёл да баран, семь серых волков, в бороде сила, поджав хвосты, двух волков съел, страх нашёл.
(«Напуганные медведь и волки», русская сказка)
— Прочитайте по ролям конец сказки.
— Чему учит, на что намекает сказка?
(Не силой борются, уменьем.)
3 команда
— По отрывку узнай сказку и назови автора. (Учитель читает слова кролика стр.75)
(«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну», сказка афроамериканцев США)
— Среди данных иллюстраций найди те, которые соответствуют нашей сказке. (Учитель использует иллюстрации, нарисованные детьми к сказкам по данному разделу)
— Расскажи, какому эпизоду сказки соответствуют эти иллюстрации.
— На что намекает сказка, чему учит?
(Не всяк умён, кто с головою. У него в голове реденько засеяно.)
Итог тура:
— Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус?
— Читаем сказки о животных, а задумываемся о людях. Животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. В поступках, в характере животных люди узнают сами себя. Каждая сказка о животных заставляет нас задуматься о том, как мы поступаем в жизни, как ведём себя в обществе.
— Почему авторы учебников предложили нам сказки разных народов?
— Среди русских, латышей, эстонцев, африканцев и т. д. есть глупые и умные, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые люди. Главное в человеке не национальность, а главное в том какой он человек.
V. Третий тур — считалки о животных.
Командам предлагается тянуть жребий. Герои считалок изображены на рисунках. Ученики рассказывают считалки, с которыми познакомились в данном разделе.
— Объявляется аукцион считалок о животных. (Каждая считалка приносит дополнительный бал команде)
Итог тура:
— Зачем детям знать считалки?
VI. Подведение итогов игры.
Идет подсчёт жетонов. Выявляется победитель.
В течение всего времени, пока мы изучали раздел «Сказка — ложь, да в ней намёк:» вы дома рисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Все иллюстрации заняли достойное место на нашей выставке. Кто-то рисовал сам, кому-то помогали родители, старшие братья и сёстры. Многими иллюстрациями можно восхищаться. Я предлагаю, чтобы у каждого из вас осталась память о нашем уроке, память о прочитанном разделе, взять ту иллюстрацию, которая вам очень понравилась.
В конце урока учитель читает стихотворение:
Как хорошо читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать.
Совсем не знает скуки.
Урок окончен. Всем спасибо.