Урок литературного чтения 3 класс«Сказка – ложь, да в ней намек»

Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема: «Сказка – ложь, да в ней намек» 



Цели урока:

  • Обобщить читательский опыт учащихся по разделу.

  • Дать возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

  • Развивать творческие способности учащихся, внимание, наблюдательность к слову.

  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

Оборудование:

  • Эмблемы для участников команд, карточки с названиями команд, жетоны с изображением животных.

  • Карточки с именами и фамилиями авторов стихотворений: Юнна Мориц, Лев Квитко, Генрих Сапгир.

  • Карточки с пословицами:

«НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ»,

«СМЕКАЛКА И УМ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ»,

«ССОРА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ»,

«И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ»,

«В ДРУЖБЕ — СИЛА»,

«УМ СТОИТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ СИЛЫ»,

«НЕ СИЛОЙ БОРЮТСЯ — УМЕНЬЕМ»,

«НЕ ВСЯК УМЁН, КТО С ГОЛОВОЮ»,

«У НЕГО В ГОЛОВЕ РЕДЕНЬКО ЗАСЕЯНО».

  • Карточки с авторами народного творчества: русская сказка, африканская сказка, эстонская сказка, латышская сказка, сказка афроамериканцев США.

  • Выставка работ учащихся с иллюстрациями к прочитанным произведениям по разделу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок всё громче, всё слышней,
И радостью душа переполняется,
Ты думаешь — распелся соловей?
А вот и нет — уроки начинаются!

Пожмите руку соседа и пожелайте удачи.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке — заходи.
Начинаем урок чтения.

II. Сообщение темы урока.

На телевидении есть такая передача — игра о животных «Эти забавные животные». Сегодня она у нас в гостях. ( Звучит музыкальная заставка к передаче).

— Кто догадался, почему я взяла тему «Животные»?

— Как называются сказки о животных? (Карточка — анималистические).

— Как называется раздел, где мы читали анималистические сказки, стихи и даже считалки о животных?

— Итак, мы проводим обобщающий урок по разделу «Сказка — ложь, да в ней намёк:»

В игре принимают участие 3 команды:

  • «Смелые воробьи»,

  • «Резиновый ёжик»,

  • «Весёлый жук».

Правила игры очень простые — за верный ответ команда получает жетон в виде фигурки животного. Чья команда наберёт больше таких жетонов, та и победит.

III. Первый тур — стихи о животных. Представление команд.

  • 1 команда — выразительное чтение стихотворения Л. Квитко «Смелые воробьи»

  • 2 команда — исполнение песни «Резиновый ёжик».

— Кто автор стихов песни?

  • 3 команда — наизусть стихотворение «Весёлый жук»

Итог тура: Что объединяет эти стихи?

Мы вспомнили полюбившиеся стихотворения Юнны Мориц и Льва Квитко. С творчеством этих авторов мы не прощаемся. В других разделах нашего учебника, в 3 и 4 классах мы столкнёмся с миром их поэзии.

В завершении тура мне бы хотелось вспомнить замечательного поэта Генриха Сапгира.

— С каким его стихотворением в этом разделе мы знакомились?

— Я прочитаю стихотворение, а вы будете исполнителями — животными (звукоподражание)

— Как бы эту песню пропели в лесу птицы? (слушаем пение птиц в записи)

IV. Второй тур — сказки о животных.

— Объявляется второй тур — анималистические сказки.

1 команда.

— Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой?

а) он отстанет;

б) перегонит лису;

в) придумает что-нибудь ещё.

— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? («Лиса и рак», русская народная сказка)

— Расскажите эту сказку наизусть.

— Сказка — ложь, да в ней намёк:», на что намекает эта маленькая, но мудрая сказка? ( Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.)

2 команда.

— Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух — задира. Он нашёл способ спастись от лисы, поссорив её с человеком.

— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? (Как петух лису обманул», латышская сказка)

Идёт инсценировка отрывка сказки.

— Сказка — ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?

(Смекалка и ум к победе ведут. Ссора до добра не доводит.)

3 команда

— Послушайте стихотворение. О ком идёт речь?

Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа и ежа,
И чижа и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

— В какой сказке есть ответ на очень интересный вопрос о зайцах?

(«Почему у зайца губа рассечена», эстонская сказка)

Выразительное чтение по ролям отрывка сказки.

— В чём мудрость сказки? (И мы сильны, когда вместе. В дружбе — сила.)

1 команда.

— Узнай сказку по плану.

1) Царь котов.

а) Глупые голуби.

б) Помощь совы.

2) Ум стоит гораздо больше силы.

а) Договор с гиппопотамом.

б) Договор со слоном.

в) Тайна открылась.

(«Похождение дикого кота Симбы», африканская сказка)

— Перескажите вторую часть сказки.

— Сказка — ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?

(Ум стоит гораздо больше силы.)

2 команда

— Узнай сказку по ключевым словам: козёл да баран, семь серых волков, в бороде сила, поджав хвосты, двух волков съел, страх нашёл.

(«Напуганные медведь и волки», русская сказка)

— Прочитайте по ролям конец сказки.

— Чему учит, на что намекает сказка?

(Не силой борются, уменьем.)

3 команда

— По отрывку узнай сказку и назови автора. (Учитель читает слова кролика стр.75)

(«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну», сказка афроамериканцев США)

— Среди данных иллюстраций найди те, которые соответствуют нашей сказке. (Учитель использует иллюстрации, нарисованные детьми к сказкам по данному разделу)

— Расскажи, какому эпизоду сказки соответствуют эти иллюстрации.

— На что намекает сказка, чему учит?

(Не всяк умён, кто с головою. У него в голове реденько засеяно.)

Итог тура:

— Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус?

Читаем сказки о животных, а задумываемся о людях. Животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. В поступках, в характере животных люди узнают сами себя. Каждая сказка о животных заставляет нас задуматься о том, как мы поступаем в жизни, как ведём себя в обществе.

— Почему авторы учебников предложили нам сказки разных народов?

— Среди русских, латышей, эстонцев, африканцев и т. д. есть глупые и умные, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые люди. Главное в человеке не национальность, а главное в том какой он человек.

V. Третий тур — считалки о животных.

Командам предлагается тянуть жребий. Герои считалок изображены на рисунках. Ученики рассказывают считалки, с которыми познакомились в данном разделе.

— Объявляется аукцион считалок о животных. (Каждая считалка приносит дополнительный бал команде)

Итог тура:

— Зачем детям знать считалки?

VI. Подведение итогов игры.

Идет подсчёт жетонов. Выявляется победитель.

В течение всего времени, пока мы изучали раздел «Сказка — ложь, да в ней намёк:» вы дома рисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Все иллюстрации заняли достойное место на нашей выставке. Кто-то рисовал сам, кому-то помогали родители, старшие братья и сёстры. Многими иллюстрациями можно восхищаться. Я предлагаю, чтобы у каждого из вас осталась память о нашем уроке, память о прочитанном разделе, взять ту иллюстрацию, которая вам очень понравилась.

В конце урока учитель читает стихотворение:

Как хорошо читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать.
Совсем не знает скуки.

Урок окончен. Всем спасибо.



Свежие документы:  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 20 век

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: