Урок литературного чтения 3 класс Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска













Урок литературного чтения

Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

















3 класс

Учитель – Котенко Н.М.















Цель деятельности педагога: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф.Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме4 совершенствовать умеие выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нраственного смысла сказки.

Ожидаемые предметные результаты: научаться называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

УУД:

познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;

-регулятивные: выбирать в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно критерии оценки результатов; анализировать причины успеха или неудачи с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

-коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.








































Ход урока.



1.Организационный момент.

Сегодня мы продолжим работу над произведением , которое читали на прошлом уроке.

2.Подготовительный этап.

Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.

2.1. На доске написан текст.

— Найдите ошибки, исправьте и прочитайте правильно. Работа в паре.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошшла она на колодец за вадой, оппустила ведро на веревке,а верёвка-то и оборвиссь; упало ведро в колодец.

2.2.Задание на внимание. Один ученик читает отрывок вслух, все остальные зачёркивают в этом отрывке букву а (после чтения спросить, сколько букв а в этом отрывке).

  • Страница 199.

-Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?

2.3. Бинарное чтение ( чтение вдвоём, остальные следят )

  • Стр.200, 2 абзац.

Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

2.4.Чтение «птичьим базаром» .

  • Стр. 202 (2 – 3 абзацы)

-Какую работу успела выполнить Рукодельница?

2.5. Чтение отрывка по – разному : ( стр.202, 2 абзац)

  • с утвердительной интонацией;

  • с вопросительной интонацией;

  • медленно, по слогам;

  • скороговоркой;

  • выразительно.

3.Постановка цели урока. Повторение изученного материала.

3.1. -На прошлом уроке мы познакомились со сказкой. Какая это сказка? Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (высказывания учащихся).

— Да, это сказка «Мороз Иванович», которую написал В.Ф. Одоевский – 1,2 слайды.

— Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием этой сказки.

— Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (народные, авторские).

-Чем они отличаются? – 3 слайд.

-С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф.Одоевского? («Морозко»)

-Чем они отличаются? Чем похожи? (Высказывания учащихся) – 4 слайд.

Прочитайте начало сказки автора – 5 слайд.

Как понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей)

4.Словарная работа — 6 слайд.

5.Работа над содержанием сказки.

Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)

-Могут ли их имена сказать, какими они были?

-Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице. ( стр.196-197)

Слово учителя: Рукодельница без дела не сидела. Когда она шила и штопала, в доме часто звучала песня. Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам Алина и Алёна исполнят песню, которая часто сопровождала людей в работе.

( звучит песня « Во кузнице» в исполнении 2 учениц класса )

Теперь прочитаем о Ленивице. ( стр.196 — 197)

-Чем занималась Ленивица?

-Что можно сказать о девочках? (В.Ф.Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)

-Какая беда приключилась с Рукодельницей?

-Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте (стр.197-198)

-Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? ( Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая)

-Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница?

Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница (стр.198, со 2 абзаца)

-А как Ленивица добиралась по этой же дороге?

Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица (стр.203, 3 абзац)

-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)

-Как это говорит о них, об их характере? ( Высказывания детей)

-Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?

-Как он встретил девочек? Прочитайте (Рукодельницу – стр.199, Ленивицу – стр. 204,1-2 абзац)

-Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича? (3 дня)

-Сейчас выполним задания по вариантам.

Задание 1 варианту:

-Как работала Рукодельница? Прочитайте про себя и перескажите (стр.200, 2абзац; стр. 202,2-3 абзацы)

Задание 2 варианту:

-Как работала Ленивица? Прочитайте про себя и перескажите ( стр.204, стр.206)

-Послушаем рассказы о работе девочек у Мороза Ивановича ( рассказы детей).

Физминутка «Не утони в сугробах».

-Какие три вопроса задала Рукодельница старику? Прочитайте. Как характеризуют эти вопросы Рукодельницу? (стр.200-201)Слайд 8.

-Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу ? (Ответы детей)

Выборочное чтение ( подарки Рукодельницы – стр.202, 4 абзац «…Так прожила…»; подарки Ленивицы – стр.206,3 абзац «…На третий день…»)

-Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? ( По работе и награда!)

-Как вы думаете, каким вспоминала Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?

Рукодельница Ленивица

добродушный злющий

приветливый подозрительный

справедливы

— Как вы думаете, почему? (Внутренний мир девочек, душа разная)

-А девочки какие были? Сравните, дайте им характеристику (Высказывания детей)

Слово учителя: Рукодельница: трудолюбива, добра, скромна, почтительна.Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Труд красит человека, а лень портит. Слайд 7.

Какими вы представляете героев сказки? Мы посмотрим сейчас ваши рисунки, которые рисовали к сегодняшнему уроку. ( Выставка детских рисунков. Анализ) Слайд

6.Итог урока.

-Как вы думаете, какова главная мысль сказки? Слайд 9.

-Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)

-Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?

-Кому ещё можно её сказать и когда?

-Раз эта пословица подходит ко всем, давайте запишем в тетрадях ( Какова твоя работа, такова будет тебе и награда)

Какие ещё знаете пословицы о труде? ( Примеры детей) Слайд 10.

-Найдите и прочитайте последний абзац сказки (стр.207). Как понимаете? Слайд 11.

-Ответьте! Слайд 12.

7.Домашнее задание.

Слайд 13.

8.Рефлексия.

Слайд 14.

Оценки за работу на уроке.









Свежие документы:  Технологическая карта по Литературе "Особенности изображения пейзажа в стихотворении Б.Л. Пастернака «Золотая осень»" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: