Урок литературного чтения
3б класс
Учитель начальных классов
Авдеева Елена Викторовна
Муром-2014г.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте про себя;
— Прочитайте медленно вслух;
— Прочитайте выразительно.
-А вы узнали героя?
-Из какого произведения и кто автор?
— Сегодня мы будем читать произведение с таким названием.
Но прежде, чем приступить к знакомству с новой темой, проверим домашнее задание.
3) Проверка домашнего задания.
— Что было задано на дом? (спрашиваю 4-5)
4) Активизация мыслительной деятельности.
Я предлагаю Вашему вниманию литературную викторину.
Из каких произведений эти строчки?
(слайд 3 )
(викторину проводят подготовленные участники)
Мы все очень веселились и танцевали. И я тоже танцевал, но всё время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка.
А потом наша вожатая Люся вышла на сцену и сказала звонким голосом:
— Просим … выйти сюда для получения первой премии за лучший костюм!
(«Кот в сапогах» )
2) Он подошел, а я сказал ему:
— Я всё видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел,
но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и
в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил…
Она посмотрела чуть-чуть искоса своими жёлтыми глазами и
улыбнулась — простила, значит! ( «Дымка и Антон»)
3) А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли
как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
— Смотрите, а на елке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы
смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. («Заколдованная буква»)
4) Тогда я сказал:
— Павля, а научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».
— Я этого еще не изучил, — сказал Павля.
— А что же ты изучил? — закричал я.
— За два месяца ты все-таки хоть
что-нибудь-то изучил?
— Я изучил, как по-английски «Петя», — сказал Павля.
— Ну, как?
— «Пит»! — торжествующе объявил Павля. — По-английски «Петя» будет
«Пит». («Англичанин Павля»)
5) И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. («Девочка на шаре»)
3. Развитие умений
— Что объединяет все эти произведения? (их написал Виктор Драгунский)
(слайд)
1) Биография писателя (читает или рассказывает учитель)
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.
2) Знакомство с выставкой книг В. Драгунского.
Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.
— Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?
(о детях и для детей)
3)Работа с текстом до чтения. Словарная работа.
Прочитайте название произведения (слайд )
( 1 ученик читает)
Откройте учебник литературное чтение- страница 125.
— О чём может идти речь в этом произведении?
— Что такое тайна? (дети высказывают мнения)
(слайд 19 )
Проверяем по словарю Ожегова.
1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;
2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
3. Скрытая причина чего-нибудь.
— Как Вы понимаете слово явным?
( становится известный, всем доступный, очевидный)
В произведении встретятся незнакомые для вас слова. Сейчас мы с ними познакомимся.
(слайд)Читает ученик
«Грановитая палата» — памятник архитектуры в Московском Кремле. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
— Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд)
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Клевета – что оно обозначает?
(Слайд )
Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
4)Первичное восприятие текста– (просмотр видеоматериала)
Дети смотрят мультфильм «Тайное становится явным»
— Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
— Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?
— Как вы понимаете эту фразу?
Физкультминутка
5)Чтение рассказа вслух по частям. Беседа после чтения каждой части.
Прочитаем рассказ и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».
После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)
— Что однажды услышал Денис от мамы?
-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?
— Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
После 2 части:(чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)
— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?(слайд 22)
— Как вообще можно разрешить конфликт? ( уступить, договориться)
— Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.
После 3 части: («И мама ушла на кухню»)
— Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились)
— Как мама уговаривала Дениску есть кашу?
(Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама?
-Как должен был поступить Денис?
— А как поступил Дениска, мы узнаем , когда прочитаем дальше.
Чтение 4 части: («Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)
— Так как поступил Дениска?
— Почему Дениска выбросил кашу в окно?
Выборочное чтение по заданию.
— Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? Прочитайте этот отрывок. (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена)
(слайд )
-Почему Дениска потерял сознание?
— О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).
— Почему мама решила, что Дениска съел кашу?
— Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
— Почему Дениска не рассказал маме правду?
Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)
Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)
(слайд )
— О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?
Прочитайте как выглядел пострадавший.(слайд )
(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).
-А какие чувства испытывал мальчик?
— А что испытывала мама?
— По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
Прочитайте об этом .
(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).
— Почему мама не стала ругать сына?
6)Работа в группах.
А сейчас мы проверим, как вы запомнили содержание рассказа. Поработаем в группах. Всего 5 групп, по 4 человека в группе. Прочитайте задания и выберите правильный ответ.)
1. Как зовут главного героя?
— Мишка
— Дениска
— Вовка.
2. Куда хотела мама отвести Дениску?
— в Мавзолей
— в Грановитую палату
— в цирк.
3. Какая каша была предложена на завтрак?
— манная
— гречневая
— овсяная.
4. Что сделал Дениска с кашей?
— съел
— выбросил в окно
— отдал собаке.
5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?
— в магазин за покупками
— в театр на спектакль
— фотографироваться.
6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?
— обрадовалась
— заплакала
— ужасно рассердилась.
7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?
— Я все равно пойду в Кремль!
— Тайное всегда становится явным.
— Я весь вечер проведу в углу.
Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.
5. Итог урока.
— Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
— Какой же Дениска?
(Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).
— Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?
— Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?
— Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?
— С каким произведением В.Драгунского мы познакомились?
— Какой урок вы извлекли для себя?
(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.)
6. Рефлексия учебной деятельности. (слайд )
Закончите одно из предложений:
Было интересно…
Я понял(а), что…
Меня удивило…
Я сделал(а) вывод, что…
После сегодняшнего урока я….
7. Домашнее задание.
Читать и пересказывать.
8. Самооценка на уроке.
Список использованных источников: