Урок литературного чтения 3 класс «В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»











Урок литературного чтения

3б класс

Тема:

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»













Учитель начальных классов

Авдеева Елена Викторовна











Муром-2014г.

Цели урока:

— познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

— совершенствовать навыки выразительного чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас

— развивать навыки беглого выразительного чтения — формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В.Драгунского.

Оборудование: презентация для урока, выставка книг, смайлики, компьютер, проектор, экран, задания на карточках.





















1. Оргмомент.

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок –

Активно включайся в работу, дружок!



2. Актуализация знаний.

1) Разминка.

Начинаем урок чтения с разминки.

Посмотрите на экран: перед вами четверостишье

(слайд )

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.



— Прочитайте про себя;

— Прочитайте медленно вслух;

— Прочитайте выразительно.

-А вы узнали героя?

-Из какого произведения и кто автор?

(слайд )

-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)

Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное становится явным

-Как вы понимаете смысл этих слов?

2) Постановка темы и цели урока.

— Сегодня мы будем читать произведение с таким названием.

Но прежде, чем приступить к знакомству с новой темой, проверим домашнее задание.

3) Проверка домашнего задания.

— Что было задано на дом? (спрашиваю 4-5)

4) Активизация мыслительной деятельности.

Я предлагаю Вашему вниманию литературную викторину.

Из каких произведений эти строчки?

(слайд 3 )

(викторину проводят подготовленные участники)



  1. Мы все очень веселились и танцевали. И я тоже танцевал, но всё время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка.

А потом наша вожатая Люся вышла на сцену и сказала звонким голосом:

— Просим … выйти сюда для получения первой премии за лучший костюм!

(«Кот в сапогах» )



2) Он подошел, а я сказал ему:

— Я всё видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.

Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел,

но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.

Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и

в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил…

Она посмотрела чуть-чуть искоса своими жёлтыми глазами и

улыбнулась — простила, значит! ( «Дымка и Антон»)



3) А мы остались возле ёлки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли

как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

— Смотрите, а на елке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы

смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. («Заколдованная буква»)



4) Тогда я сказал:

— Павля, а научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».

— Я этого еще не изучил, — сказал Павля.

— А что же ты изучил? — закричал я.

— За два месяца ты все-таки хоть

что-нибудь-то изучил?

— Я изучил, как по-английски «Петя», — сказал Павля.

— Ну, как?

— «Пит»! — торжествующе объявил Павля. — По-английски «Петя» будет

«Пит». («Англичанин Павля»)



5) И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. («Девочка на шаре»)

3. Развитие умений

— Что объединяет все эти произведения? (их написал Виктор Драгунский)

(слайд)

1) Биография писателя (читает или рассказывает учитель)

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

2) Знакомство с выставкой книг В. Драгунского.

Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

— Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

(о детях и для детей)

Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку.



3)Работа с текстом до чтения. Словарная работа.

А сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений.

Прочитайте название произведения (слайд )

( 1 ученик читает)

В. Драгунский

« Тайное становится явным»

Откройте учебник литературное чтение- страница 125.

— О чём может идти речь в этом произведении?

— Что такое тайна? (дети высказывают мнения)

(слайд 19 )

Проверяем по словарю Ожегова.

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. Скрытая причина чего-нибудь.



— Как Вы понимаете слово явным?

( становится известный, всем доступный, очевидный)

В произведении встретятся незнакомые для вас слова. Сейчас мы с ними познакомимся.

(слайд)Читает ученик

«Грановитая палата» — памятник архитектуры в Московском Кремле. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

— Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд)

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Клевета – что оно обозначает?

(Слайд )

Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами?

(Ложь, враньё, выдумка, наговор.)

И последнее слово язвительный – что это значит?

(Слайд )

Злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы:

злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.



4)Первичное восприятие текста– (просмотр видеоматериала)

Дети смотрят мультфильм «Тайное становится явным»

— Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

— Как вы понимаете эту фразу?

Физкультминутка

5)Чтение рассказа вслух по частям. Беседа после чтения каждой части.

Прочитаем рассказ и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)

— Что однажды услышал Денис от мамы?

-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?

— Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

После 2 части:(чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)

— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?(слайд 22)

— Как вообще можно разрешить конфликт? ( уступить, договориться)

— Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.

После 3 части: («И мама ушла на кухню»)

— Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились)

— Как мама уговаривала Дениску есть кашу?

(Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама?

-Как должен был поступить Денис?

— А как поступил Дениска, мы узнаем , когда прочитаем дальше.

Чтение 4 части: («Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)

— Так как поступил Дениска?

— Почему Дениска выбросил кашу в окно?

Выборочное чтение по заданию.

— Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? Прочитайте этот отрывок. (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена)

(слайд )

-Почему Дениска потерял сознание?

— О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).

— Почему мама решила, что Дениска съел кашу?

— Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?

— Почему Дениска не рассказал маме правду?

Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)

Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)

(слайд )

— О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?

Прочитайте как выглядел пострадавший.(слайд )

(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

-А какие чувства испытывал мальчик?

— А что испытывала мама?

— По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

Прочитайте об этом .

(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

— Почему мама не стала ругать сына?

6)Работа в группах.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили содержание рассказа. Поработаем в группах. Всего 5 групп, по 4 человека в группе. Прочитайте задания и выберите правильный ответ.)

1. Как зовут главного героя?

— Мишка

— Дениска

— Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

— в Мавзолей

— в Грановитую палату

— в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

— манная

— гречневая

— овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

— съел

— выбросил в окно

— отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

— в магазин за покупками

— в театр на спектакль

— фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

— обрадовалась

— заплакала

— ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

— Я все равно пойду в Кремль!

— Тайное всегда становится явным.

— Я весь вечер проведу в углу.

Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.

5. Итог урока.



— Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?

— Какой же Дениска?

(Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

— Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?

— Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

— Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?

— С каким произведением В.Драгунского мы познакомились?

— Какой урок вы извлекли для себя?

(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.)

6. Рефлексия учебной деятельности. (слайд )

Закончите одно из предложений:

Было интересно…

Я понял(а), что…

Меня удивило…

Я сделал(а) вывод, что…

Мне захотелось…

После сегодняшнего урока я….

7. Домашнее задание.

Читать и пересказывать.

8. Самооценка на уроке.

— А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд )

— Спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.























Список использованных источников:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse-rasskaz-v-yu-dragunskogo-taynoe

  2. https://festival.1september.ru/articles/587221/

Свежие документы:  Тест по литературе «Гоголь Н.В. Мёртвые души» для 9 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: