«Проект деятельностного урока»
Выполнила: Таминдарова Линиза Мадисовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОКШ №4», г.Нефтеюганск.
Сценарий урока:
Урок литературного чтения. 4 класс. Дата проведения — 14.11.2013г. Тема урока: П.П.Бажов «Серебряное копытце» — знакомый незнакомый жанр. | ||||
Тип урока. | Данный урок – урок открытия новых знаний (на основе предварительного знакомства с литературным произведениям). | |||
Цели урока. |
| |||
Оборудование и материалы к уроку. | Оборудование: интерактивная доска, компьютер. Дидактический материал к уроку: мультимедийная презентация к уроку; шаблон сравнительной таблицы (для заполнения и коррекции в интерактивном режиме); учебник; раздаточный материал для работы групп (карточки с заданиями). | |||
Фундаментальные образовательные объекты | Литературоведческая пропедевтика. Понятие «Жанр литературного произведения», (сказ, сказка, рассказ). Читательская компетентность, обеспечивающая восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства. | |||
Главная проблема урока | На основе анализа и создания сравнительной таблицы выявить основные особенности сказа как литературного жанра, определить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка». Суть урока заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческое понятие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. | |||
Технология, формы работы на уроке | Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы технологии сотрудничества. Формы работы: групповая, индивидуальная. | |||
Этапы и виды деятельности учеников (к каким УУД они относятся?). | В соответствии с технологией развития критического мышления урок состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия. Вызов: На стадии вызова учитель формирует интерес к изучаемой теме, мотивирует к дальнейшим действиям, побуждает к активной работе через проблемную ситуацию. Что помогает продуктивно провести этап целеполагания и совместного планирования действий по изучению материала. Основной прием – эвристическая беседа. Этап направлен на формирование оргдеятельностных (регулятивных) УУД: умение поставить цель, принять ее и организовать деятельность по ее достижению. Осмысление: На стадии осмысления работа организуется в групповой форме, что способствует развитию коммуникативных УУД (сотрудничества и взаимодействия). Основная часть стадии осмысления – проведение исследования по составленному плану (прием ТРКМ «Сравнительная таблица»). Деятельность на данной стадии организована в форме учебного диалога, предполагает постановку проблемной ситуации, коллективный поиск, что стимулирует у учащихся интерес к открытию нового, создает ситуацию успеха. Основной прием на этой стадии – сравнительная таблица (ТРКМ). Этап способствует формированию коммуникативных и познавательных (когнитивных) УУД: коммуникативные – умение взаимодействовать с другими людьми и информационными потоками, поиск, преобразование и передача информации; познавательные – применять таблицы для обобщения информации, сравнивать различные объекты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Рефлексия. На стадии рефлексии проводится рефлексивная беседа, затем использован такой прием ТРКМ, как синквейн. В синквейне каждой группой учащихся был кратко изложен материал урока, а также выражены эмоции, впечатления, ощущения. Синквейн — форма свободного творчества, хотя и составляется по алгоритму. На данной стадии вся информация, полученная на уроке, критически оценивается, осмысливается. Этап способствует формированию креативных и оргдеятельностных (регулятивных) УУД: гибкость, критичность ума; создание собственных творческих продуктов; умение оценивать результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи | |||
Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты. Задания по целеполаганию и рефлексии | ВЫЗОВ: Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова. Учитель: Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил: «Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав? Ответы учеников, отражающие различные точки зрения: Я думаю, что прав … Учитель: Почему у детей возник спор? Ответы детей: Потому что произведение похоже на сказку и на рассказ. Учитель: Как помочь ребятам разрешить спор? Формулировка цели урока. Учитель: Как мы это будем выяснять? Совместное составление плана работы. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: 2.1. Самостоятельная работа по содержанию произведения (познавательные УУД) Самостоятельная работа на знание содержание литературного произведения необходима, так как дальнейший литературоведческий анализ невозможен, если дети плохо знают содержание, особенности авторского текста. Учитель: Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе. Ответы детей: нужно восстановить текст Так и стали жить вместе, дед ————-,————— Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- —————-, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ——————уходил, Дарёнка в избе —————,похлёбку да ——- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ————. К вечеру соберутся, и————- им. 2.2. Проверка (формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля – оргдеятельностных (регулятивных) УУД). Ответы групп. Учитель: А теперь сравните с отрывком из произведения. Дети сравнивают, оценивают качество своей работы. 2.3. Основная часть стадии осмысления – составление сравнительной таблицы на основе плана исследования (познавательные и коммуникативные УУД). Учитель: Для того, чтобы мы помогли ребятам разрешить спор, я предлагаю Вам провести исследование. Каждая из групп будет исследовать литературное произведение по плану. Вы заполните и представите сравнительную таблицу». Ребята в группах заполняют таблицу на основе анализа предложенных им произведений (сказки, рассказа и произведения, жанр которого не определен ими). Форма таблицы: | |||
Линии сравнения | Сказка | Рассказ | ???жанр | |
Место действия |
|
|
| |
Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник) |
|
|
| |
Герои (реальные, вымышленные, волшебные) |
|
|
| |
События (реальные, вымысел) |
|
|
| |
Наличие волшебства |
|
|
| |
Повторы |
|
|
| |
При представлении результатов исследования каждой группы таблица приобретает законченный вид. Анализируя содержание таблицы, дети делают вывод, что «Серебряное копытце» имеет характерные черты сказки и рассказа. 2.4. Моделирование определения жанра (познавательные (когнитивные УУД) Учитель: Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы. Карточка: Это жанр, который описывает ____________, как в_________, но имеет элемент _________________, как в _________. Результат: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке. Учитель: Проанализируйте название знакомых жанров и определите общую часть данных слов, которое и будет названием нового литературного жанра: рассказ + сказка = ? (СКАЗ) Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ. Работа с толковыми словарями (УУД – работа с источниками информации). Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. РЕФЛЕКСИЯ: 3.1. Проверка усвоения материала — ответы на вопросы на основе работы с текстом (познавательные УУД – ответы на вопросы, доказательство своей мысли, извлечение информации из текста) Проверка направлена на то, как ученики поняли главную особенность сказа как жанра. В конце беседы – проблемный вопрос: «А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?» Смысл ответа: Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.
Правила составления синквейна. Презентация творческих работ групп. | ||||
Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме. | литературоведческие статьи и их фрагменты, по-разному трактующие произведение, образ и т.п., или же – художественные произведения, посвящённые общей теме (проблеме). | |||
Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски. | ||||
Формы контроля и оценки результатов урока. |
Контроль осуществляется через наблюдение за групповым взаимодействием, через взаимоконтроль и взаимооценку, через оценку правильности и полноты ответов на вопросы, выполнения заданий и пр. | |||
Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально). | Придумайте рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба Даренки, кем она станет, как проживет свою жизнь. Прочитать другие произведения Бажова (на выбор), найти подтверждения мысли, что в сказах реальные события переплетаются с волшебными превращениями (сопоставительная таблица: волшебство – реальность).
| |||
Рекомендуемые ученикам материалы |
| |||
Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку. |
|
[Таминдарова Линиза Мадисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска
] Страница 7