Мокерова Светлана Владимировна,
МБОУ «СОШ №1-БШ», п. Куеда, Пермский край
учитель начальных классов
Урок литературного чтения для 3 класса «Произведения о Родине». Технология продуктивного чтения.
К. Паустовский «Бескорыстие». | |
Определение художественной задачи Цель урока |
Помочь читателям задуматься о своем отношении к Родине.
Формировать умения работать с подтекстовый информацией, размышляют об отношении автора к Родине, о своем отношении к родной стороне, эмоционально проживают описанную ситуацию на этапе перечитывания. Создать условия для продолжения знакомства с творчеством К. Паустовского.
|
Задачи |
|
Планируемый результат обучения, формирование УУД | Познавательные УУД: формировать умения находить ответы на вопросы в тексте, учить, вслушиваясь в произведение, определять чувства и настроение автора. Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
|
Основные понятия | Мещёрский край, корыстная — бескорыстная |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
Целеполагание и мотивация | Пожелаем друг другу удачи на сегодняшний урок. Помните! С малой удачи начинается большой успех. |
|
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию. | Беседа – размышление. Выскажите свои предположения по вопросу «С чего начинается Родина?». — Это прямой авторский вопрос из произведения М. Матусовского. К стихам М. Матусовского композитор В.Баснер сочинил музыку и получилась прекрасная песня «С чего начинается Родина». Послушайте песню в исполнении Марка Бернеса. — Почему автор не дает одного ответа на этот вопрос? Вы тоже дали разные ответы на этот вопрос. (У каждого человека свое мнение) — Прочитайте отрывок из произведения Артура Беляева «Зрелое лето». Несколько прямых вопросов задает автор, заставляя читателя задуматься над ними. Представьте картины, нарисованные им. Где она Родина? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой — она моя! – той земли ты урожденный. Огромна наша равнина… А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…… — Какой автор задает читателю вопрос? — Что вы представляли, когда слушали ответ автора на этот вопрос?
| Высказывают свои мнения
Чтение фрагмента произведения и представление картин, нарисованных автором |
Словарная работа (выделение ключевых слов) | — Над какими авторскими вопросами мы размышляли? (С чего начинается Родина?, Где она Родина?) — Какой темой объединены эти вопросы? Родина. Родные места. — А можно ли с этими словами связать слова антонимы корысть и бескорыстие? — Нужно знать значение этих слов. (Толковый словарь: корысть – выгода, материальная польза) — Попробуйте дать толкование слова бескорыстие (например, бескорыстная любовь – любовь без выгоды) — В какой раздел можно поместить эти произведения? (Произведения о Родине). |
Выделяют ключевые слова из беседы- размышления
|
Работа с текстом до чтения 1. Прием – прогнозирование.
2. Формулирование темы и цели урока
| — Откройте учебники на странице136-137. — Какие предположения о содержании произведения вы можете высказать, если я вам скажу, что слова, которые на доске, взяты из произведения? — О чем рассказы К. Паустовского (заставлял читателя увидеть что-то необычное в обычном) — Сформулируем тему урока. Рассказ К. Паустовского «Бескорыстие». — Определим цель урока: прочитать текст, проверить предположения, провести «диалог с автором», определить главную мысль текста, содержание текста для достижения собственных целей | По названию текста, фамилии автора, ключевым словам прогнозируют содержание текста
|
Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение (про себя).
2. Повторное чтение с комментированием, диалог с автором.
3. Беседа после чтения
| Первичное чтение — Прочитайте текст про себя «Читай самому себе». Но есть обязательное условие: читать не спеша! Выявление первичного восприятия — Поделитесь впечатлениями о прочитанном рассказе. Какие чувства вызывает этот рассказ? — Подтвердились ваши предположения? Повторное чтение с комментированием, диалог с автором. — По ходу чтения проведем «Диалог с автором». При разговоре мы используем жесты, нужную интонацию, чтобы разговор был понятным и ярким. На что нужно обратить внимание при ведении «Диалога с автором» через текст? Анализ содержания произведения — О каком крае рассказал К. Паустовский? К. Паустовский много писал о Мещерском крае (он расположен между городом Владимиром и Рязанью). — Каким он представил этот край? Заполните кластер. Ответьте словами из текста (богатый, прекрасный, тихая, немудрая земля, лесной, задумчивый край). Мещерский край
— В чем хотел автор признаться читателям? Какое чувство выразил автор? (Любовь к Родине, Отечеству – чувство патриотизма). — Какими словами выражена любовь Паустовского к этой земле — Мещерскому краю? Какая это любовь? Ответьте словами из текста (любовь до боли в сердце, готов встать на защиту в любую минуту, незабываемая любовь). — За что он любит этот край? Ответьте словами из текста. (Край научивший видеть и понимать прекрасное.) — Мы видим в невзрачном, обыкновенном крае он увидел, что-то необычное. |
Ведут диалог с автором через текст.
Выявляют логическую структуру текста.
Участвуют в коллективной дискуссии.
|
Работа с текстом после чтения 1. Обобщающая беседа.
2. Рассказ об авторе.
3. Творческая работа. |
— Почему произведение называется «Бескорыстие»? (Это чувство Паустовский считал главным в любви к Родине: бескорыстная любовь к Родине, любовь без выгоды) — Что хотел сказать Паустовский своим читателям своим произведением?
Рассказ об авторе Мещёра стала его родным местом. У него есть книга очерков и рассказов «Мещерская сторона». — Прочитайте фрагмент из книги К. Паустовского «Мещёрская сторона». Фрагмент начинается с прямого авторского вопроса. Как вы думаете, что можно увидеть в Мещёрском крае? …….. Что можно услышать …….. ? «Что можно увидеть в Мещерском крае?.. лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. Что можно услышать в Мещерском крае? …..Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов……..» — У вас есть такие места, которые вызывают у вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать чаще? Это и есть ваша малая родина. — Напишите мини-сочинение о своем родном крае. Начните сочинение с авторского вопроса. |
Определяют «характер» заглавия: что оно отражает – тему или идею.
Составляют характеристику личности писателя на основании прочитанного.
Работа с дополнительными источниками информации
Выполнение творческого задания самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группе.
|
Итог урока Рефлексия | -Достигли цели урока?-Какое слово писателя заставит тебя ещё раз вернуться к этому произведению?— Хотел бы ещё почитать произведения этого автора?
|
|
Домашнее задание | Выучить наизусть третий абзац очерка |
|