МБОУ СОШ № 29, г.Екатеринбург
Учитель начальных классов Сёмина Серафима Андреевна
Урок литературного чтения во 2 классе («Планета знаний»)
Урок литературного чтения на тему:
«Весеннее настроение»
Цели урока:
актуализировать с детьми их опыт общения с природой, знания, полученные ранее;
продолжать учить детей описывать природу по картине;
продолжать развивать у детей навык чтения;
продолжать учить детей выстраивать правильный ответ;
продолжать учить детей делить слова, близкие по смыслу, на группы;
продолжать учить детей работать над смыслом слов.
I. Организационный момент.
Звонок прозвенел. Готовы? Садитесь.
II. Словарная работа.
Урок начнём со словарной разминки. Готовы читать? Вначале будем читать по слогам, затем полностью. (Дети читают).
РА-ДО-ВАТЬ-СЯ
ЗЛИТЬ-СЯ
КИ-ПЯ-ТИТЬ-СЯ
ВЕ-СЕ-ЛИТЬ-СЯ
ЛИ-КО-ВАТЬ
РАЗЪ-Я-РИТЬ-СЯ
Сейчас вы немного подумайте, после чего, должны будете расположить эти слова так, чтобы они были близки по смыслу. Как называются слова, близкие по смыслу? (Синонимы).
Ликовать-радоваться-веселиться
Разъяриться-злиться-кипятиться
Итак, сколько групп слов у нас получилось? (2 группы). А каким одним словом можно назвать первую группу слов? (Ликовать). Ликовать – это значит, радоваться и веселиться. А вторую группу слов? (Разъяриться, т.е. почувствовать злобу, гнев).
III. Подготовка к первичному восприятию текста.
Ребята, а какое время года началось? (Весна). И у всех сейчас такое весеннее настроение. А какие бы слова вы использовали для передачи этого весёлого, весеннего настроения? (Ликовать-радоваться-веселиться). Показываю картину. Ребята, на доске вы видите картины, какое время года на них изображено? (Весна). Так вот поговорим мы сегодня с вами о весне и весеннем настроении.
IV. Первичное чтение текста.
А сейчас послушайте русскую народную песню «Идёт матушка-весна». (Моё прочтение текста). Ребята, а какие признаки весны вы видите сегодня на улице?
V. Повторное чтение и беседа по содержанию.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим прочитать эту русскую народную песню. (Прочтение песни детьми).
Ребята, а как автор называет весну? (Матушка). Песня у нас русская народная, поэтому автор – народ. А в народе матушка-весна – устоявшееся выражение.
Ребята, а если бы не было слова «весна» в этой песне, по каким словам мы бы определили, что речь идёт именно о ней? (По месяцам – в песне описываются все месяцы весны).
Ребята, а какие самые первые цветы вы знаете? (Подснежники). А где они появляются и как выглядят, знаете? (Вывешиваю на доску изображение подснежника).
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Эти цветы появляются, как только растает снег, они самые первые.
Вы всегда ведь трогали самые первые листочки. А то вы чувствовали?
VI. Первичное чтение текста.
А сейчас, ребята, давайте прочитаем народную закличку «Призыв весны». (Моё прочтение). Ребята, а как вы понимаете значение слова «милость»? Милость – это доброе, великодушное отношение. Первое, что мы читали, называется песней, а второе – закличкой. Как вы думаете, чем песня отличается от заклички? (Песня такая напевная, протяжная, певучая, а закличка – энергичная, весёлая, зазывающая народ).
VII. Повторное чтение и беседа по содержанию.
Ребята, а сейчас Паша нам прочитает эту закличку бодро, весело и энергично, как будто закликает весну.
Ребята, этой закличкой провожают зиму и встречают весну. А когда у нас принято провожать зиму? Когда у нас проводы зимы? Мы вот только ведь её проводили. Масленица всегда празднуется на восьмой неделе до Пасхи. Масленичные праздники связываются со встречей весенних дней и отмечаются широким гостеприимством, весельем, играми молодёжи. Есть такая поговорка: «Масленицу сжигаем, зиму провожаем».
Ребята, а как вы понимаете сочетание слов «весна красная», «красная девица»? (Это значит красивая). А чем, по-вашему, красива весна? Давайте посмотрим на иллюстрации, и будем отвечать. Каков внешний облик весны, одежда, выражение лица? Что её окружает?
Но ведь весной может быть не только фигура женщины, но и пейзаж, как мы рассматривали вначале. А как бы вы нарисовали весну? (Если остаётся время, предлагаю детям сделать это).
На доске вы изображение весны в фигуре женщины, а у этой женщины из рукава повалились какие-то слова. Так вот весна предлагает вам собрать из этих слов поговорку. Собрав её, вы поймёте, о чём она.
VIII. Итог.
Ребята, о чём сегодня мы говорили на уроке? А что нового вы узнали?
Дома вам нужно подготовить выразительное чтение песен, с которыми познакомились в классе. И на странице 137 вам нужно ответить на вопросы 1 и 2.
4