МОУ – Зимёнковская средняя общеобразовательная школа |
Обобщение по разделу «Природа и мы» |
Урок литературного чтения |
|
Подготовила учитель начальных классов Климачкова Галина Валентиновна |
17.03.2011 |
Тема урока: Обобщение по разделу «Природа и мы».
Конкурс знатоков «Дерево знаний».
Цели урока:
Образовательные: — повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»;
—расширить представление детей о мире природы;
Развивающие:
—формировать умение размышлять;
—способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся;
—формировать устойчивый интерес к чтению;
Воспитательные:
—способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры, формированию убеждения о необходимости сохранения здоровья;
—формировать умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.
Оборудование: рисунок дерева на доске, листы с названиями секторов, жетоны, выставка книг, тесты, магнитофон, диск с аудиозаписью.
Ход урока.
Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
—Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть оно разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и постарайтесь улыбнуться друг другу и всем, кто находится сегодня с нами. Ведь улыбка – знак хорошего настроения.
ΙΙ.Речевая разминка.
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
—Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. Что вы прочитали?
—Найдите глаголы, назовите их. С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение?
—Прочитайте, выделяя голосом глаголы.
ΙΙΙ.Актуализация знаний.
—Ребята, как вы думаете, почему наш сегодняшний урок мы начали с этого стихотворения? О чём оно?
—Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы».
Урок «Обобщение»
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
Сегодня мы проведём конкурс на лучшего знатока этого раздела в форме игры «Дерево знаний». Выполняя задания, мы будем подниматься вверх, к вершине знаний. За правильные ответы вы получите жетончики.
ΙV. Конкурс «Дерево знаний».
1 сектор «Найди пару».
—Соедините фамилию автора с названием его произведения. (Запись на доске).
Д.Н. Мамин—Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
2 сектор «Назови произведение».
—Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин—Сибиряк «Приёмыш»).
—В этом произведении сорока лишилась хвоста. ( М.М.Пришвин «Выскочка»).
—Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ( Е.И. Чарушин «Кабан»).
—Этому герою пришлось учиться жить самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»).
—Они были разными, но дружба их – крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»).
—Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. ( Д.Н.Мамин—Сибиряк «Приёмыш»).
3 сектор «Бюро находок».
—Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов).
Норка (« Стрижонок Скрип»).
Рога («Кабан»).
Хвост («Выскочка»).
Миска («Барбос и Жулька»).
Лодка («Приёмыш»).
Метла («Кабан»).
4 сектор «Угадай-ка».
—Ребята, какие средства художественной выразительности вы знаете?
Автор какого текста: художественного или научно—познавательного – будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворение при описании природы, животных, птиц и растений? С какой целью он будет их использовать?
—Угадайте героев произведений. (Дети зачитывают описания героев).
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где—нибудь непорядок – суета или драка, — он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Серый журавль из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь из рассказа «Приёмыш» Д.Н. Мамина—Сибиряка).
Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама—стрижиха из рассказа В.П. Астафьева» Стрижонок Скрип»).
Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка из рассказа «Выскочка» М.М. Пришвина).
Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).
—Что помогло вам быстро догадаться, о каком герое идёт речь? Приведите примеры.
5 сектор «Секрет здоровья».
Физкультминутка:
На лужайке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
На цветочки засмотрелись,
Песенки распелись (артикуляция речевым аппаратом без звука).
У берёзки встали,
Бодро танцевали (танцевальные ритмические движения).
Вот здоровья в чём секрет—
Всем друзьям физкульт – привет!
6 сектор «Это интересно».
—Часто человека – его внешность, манеру поведения, характер – сравнивают с животными (птицами). Сейчас проверим, какие вы наблюдательные. Про кого так говорят:
Длинноногий, как…(журавль).
Мудрый, как…(сова, ворон).
Надутый, как…(индюк).
Каркает, как…(ворона).
Разодетый, как…(павлин).
Голосистый, как…(соловей).
Походка плавная…(лебединая).
Болтливый, как…(сорока).
Большеглазый, как …(филин).
7 сектор «Кот в мешке».
(Дети выполняют тестовое задание по теме).
Физкультминутка для глаз:
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано,
Где стена и где окно.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
8 сектор «Домашнее задание».
—Дома вам было задано подумать над вопросом 8 на стр. 112.
—О чём пишет М.М. Пришвин? Что его интересует?
—Какие важные мысли он высказал в рассказе «Родина»?
—Зачем все авторы, чьи рассказы мы читали в этом разделе, создали свои произведения?
—Как же им удалось убедить читателей в необходимости охранять природу?
V. Итог урока. Рефлексия.
—Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!
—Послушайте, пожалуйста, притчу:
«Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?
Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.
Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.
Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.
По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».
—Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!
—Наш урок подошёл к концу.
—Какой вывод вы сделали для себя? Кому было интересно?
—Подсчитайте свои жетончики. Началась весна. Давайте оденем наше дерево в зелёный наряд.
Прикрепите листочки на ту ветку, которая соответствует вашим знаниям на сегодняшнем уроке.
VΙ. Домашнее задание.
—Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки.