муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
ст. Старовеличковской Калининского района Краснодарского края
конспект урока литературного чтения
в 2 классе
Б. Гримм.
Сказка «Принц-Лягушонок или Генрих Железное Сердце».
подготовила
учитель начальных классов
Попова Елена Михайловна
ст. Старовеличковская, 2013г.
Тема: Б. Гримм. Сказка «Принц-Лягушонок или Генрих Железное Сердце».
Цель: познакомить с литературным жанром-сказкой. Работать над формированием правильного, выразительного чтения. Развивать речь учащихся. Воспитывать ответственность за свои поступки, вежливость, доброту.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: Открытие нового знания;
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Речевая разминка. (слайд)
МЫ БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ,
МЫ БУДЕМ ВЫГОВАРИВАТЬ.
Чтение слогов:
СТИ МСКРИ СКВИ СТЛИ
Скороговорки:
СИМА И САША ЧИТАЮТ САМИ.
ОРЕЛ НА ГОРЕ, ПЕРО НА ОРЛЕ.
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.
Чистоговорки:
ЕТЬ-ОТЬ-УТЬ-АТЬ-ВСЕ МЫ БУДЕМ МНОГО ЗНАТЬ.
ЖЕ-ЖО-ЖА-ЖИ-СКАЗКУ ДРУГУ РАССКАЖИ.
ИТЬ-ЕТЬ-УТЬ-АТЬ-БЕДЕМ СКАЗКИ МЫ ЧИТАТЬ.
2.Мышечная релаксация. ( релаксационные упражнения из книги А.Л. Сиротюк).
Есть у нас игра такая-
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно-
Расслабление приятно!
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжение
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
Посмотрите: мы — олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немного лени:
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются.
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай.
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок? Отдыхай!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко.
Ровно. Глубоко.
3.Актуализация знаний
Учитель: Сегодня к нам на урок пришел гость.
Ученик: Я – Колобок, Колобок! Необыкновенный, а литературный. Путешествую по сказкам. Приглашаю вас в страну «Жили-были». Мы послушаем сказки, будем отгадывать загадки, познакомимся с добрыми волшебниками и с теми, кто творит зло. Заглянем на полки библиотек, научимся рассказывать. Итак, в путь.
Учитель: Мы начинаем изучать новый раздел учебника «Сказки народов мира».
ИГРА «Прочитай «заколдованное» название сказок» (слайд).
КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА СКАЗОК (слайд).
Со сказками мы встречаемся с самого детства. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказывают сказки и старикам и старушкам на утешение, молодым людям на поучение. А малым деткам на послушание. В сказке встречаются злые силы и добрые. И добро всегда одерживает победу над злом.
Какие сказки читали вы?
Знаете ли вы, ребята, какие бывают сказки? Послушайте рассказ своих одноклассников. (слайд)
4.Открытие «нового» знания
Выступления уч-ся:
1.Сказки бывают волшебные и бытовые. В волшебных сказках происходят волшебства. В таких сказках есть ковры-самолеты, скатерти-самобранки. В сказках происходят превращения. Я вам расскажу отрывок из волшебной сказки «Золушка».
Бытовые сказки рассказывают о предметах быта: о посуде, о домашних вещах. Помните русскую народную сказку «Каша из топора».
Есть сказки, в которых главные герои-животные. Им присущи качества людей. Животные бывают добрыми и злыми, умными и глупыми. Помните сказку «Лиса и Журавль».
Сказки бывают авторские и народные. Народные сказки создал народ, и их передавали из уст в уста, из поколения в поколение.
Учитель: Мы будем знакомиться с авторской сказкой братьев Гримм «Принц-Лягушонок или Генрих Железное Сердце».
Откройте учебник, рассмотрите портрет б. Гримм ( краткая биография — слайд)
У каждой сказки есть начало. Скажите, с каких слов начинаются сказки?
Послушайте, как начинается эта сказка ( читает учитель).
Далее отрывок читаем хором.
Рисование словесной картины к прочитанному отрывку.
Хоровое чтение. Какая беда случилась с девочкой?
Чтение по ролям. Дайте оценку поступку королевы.
Чтение отрывками. Кто понравился в этой сказке? Почему? Какие в сказке самые главные слова? Эти слова стали пословицей. Давайте ее выучим.
Как вы понимаете смысл этой пословицы: «Добро сеять, добро и пожинать?» Какие пословицы о доброте вы знаете?
Пересказ сказки.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведем итог урока. (слайд)
1.Сказка по миру идет-
Сказка за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
2.Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть
С нами рядышком живет.
Чему вы научились на этом уроке?
Закончим урок такими словами: (читаем хором) (слайд)
«Сказка-ложь, да в ней намек —
Добрым молодцам урок».
Закончен наш урок, но не закончилось путешествие по стране «Жили-были». Домашнее задание — прочитать и пересказать любую сказку б. Гримм.
Используемая литература:
1. Зенькова Е.Ю. Уроки чтения.- Москва: Издат- школа, 2000
2. Джелелей О.В. Колобок.- Москва: Просвещение, 1994.
3.Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе.- М.: Дрофа, 2004
4. А.Л. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.- М.:Сфера, 2002