Урок литературного чтения в 1 классе , учитель: Колесень О.В.
Тема: Е.И. Чарушин «Томкины сны»
Цели урока: создать условия для раскрытия смысла художественного
произведения;
сформировать навыки правильного и выразительного чтения
закрепить умение прогнозировать и анализировать текст;
обогатить словарный запас учащихся;
воспитать бережное отношение к животным.
Ход урока.
I Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок!
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
— За окном весна. Светит солнышко, поют птицы, природа проснулась после зимы. У вас на партах есть изображения солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.
II Актуализация знаний.
Эмоциональная мотивация.
Чтобы настроение на уроке сохранилось или улучшилось, улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека.
Целеполагание.
/ На доске запись: «Я и мои друзья» и выставка рисунков/
— Прочитайте предложение. Кто хочет поделиться мыслями, в чём его смысл?
— А какие ещё бывают друзья? Кто наши маленькие друзья?
_ Вы нарисовали дома своего домашнего питомца, скажите, кто он и как его
зовут?
— Чтобы ваш друг был с вами как можно дольше, что для этого нужно делать?
— А каким должен быть человек, чтобы рассказать много интересного о своём
питомце?
— Да, если человек очень внимательно наблюдает за своим маленьким другом,
он может рассказать много интересного.
— О таком наблюдении мы сегодня будем читать.
III Знакомство с новым материалом
Обращение к автору.
— Прочитайте имя автора нашего рассказа. Посмотрите на его портрет.
— Знакомы ли вам его произведения?
— Обратите внимание на выставку книг, если они вас заинтересуют, вы можете взять эти книги в школьной библиотеке.
— А знаете ли вы что-то о Евгении Ивановиче Чарушине?
— В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного».
Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. И, конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.
Прогнозирование содержания.
— Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.
— Кто изображён на ней?
— Почему этот рисунок кажется необычным?
— Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ?
— Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя ? Это человек?
3) Словарная работа.
— В этом рассказе есть трудночитаемые слова. У вас на парте тетрадь с этими словами. На с. 34. Прочитайте их про себя.
— А теперь читаем хором.
Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня
По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне
Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается
По-драть-ся – подраться – подраться с тигром
Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним
Физ. Минутка. Попрыгать – поиграть.
4)Чтение рассказа по частям.
Часть I
— Прочитайте первую часть про себя.
— Какие слова подтверждают, Томка – щенок, а не взрослая собака.
(Повизгивает, лапки)
5) Повторное чтение I части вслух.
— А почему человек не может видеть такие сны, какие видит щенок?
— Кто же герои рассказа? А к кому Никита обращается с вопросами? Кто является рассказчиком истории?
— Здесь нет слов автора, потому что эти слова-связки говорит папа.
— Вы хотите узнать, что было дальше?
— Можно я вам прочитаю II часть? Я хотела бы вам помочь услышать, как при помощи изменения интонации правильно передать чувства и мысли героев.
6) Эталонное чтение учителем. Вопросы после чтения.
Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой…
— Как мог Никита догадаться, что снится Томке? Для того, чтобы фантазии были интересными, нужно уметь наблюдать за повадками животного.
Физ. Минутка.
7) Жужжащее чтение.
— Почему Никита решил, что сначала Томка увидел во сне небольшого зайчонка? Изменился бы голос Томки, если бы во сне он увидел большого зайца?
— Почему Никита решил, что Томка убегает от козы?
— А потом Почему ему показалось, что Томка собирается драться с тигром?
— Зачем Никита решил разбудить спящего щенка?
— Испугался ли он за своего друга?
IV Закрепление изученного материала.
1) Беседа о характерах героев.
— Действительно ли Никита может читать Томкины сны?
— Можно ли что-то рассказать о характере Томки?
— А что можете сказать о характере папы, Никиты?
/Открыть доску с заданием/ У детей тетрадь.
ВЕСЁЛЫЕ
ЛЮБЯТ ЖИВОТНЫХ
НИКИТА И ПАПА СЕРЬЁЗНЫЕ
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ
ФАНТАЗЁРЫ
— Как думаете, что общего в характерах Никиты и папы? Соедините.
2) Озаглавливание частей.
— Как предлагаете озаглавить I часть?
— А II часть?
— Заголовки к частям текста могут быть в виде вопросов.
— Выберите наиболее точный заголовок к каждой части.
I часть.
О чём говорили папа с сыном?
Почему Томка лает во сне?
II часть.
Какие сны видит Томка?
Почему Никита хотел разбудить Томку?
V Подведение итога урока.
— Чем понравился вам этот рассказ?
— Что показалось вам необычным в нём?
— Что можете сказать об авторе этого рассказа? А о героях?
VI Рефлексия.
— В начале урока вы поделились со мной, какое у вас было настроение.
— Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок?
— Спасибо за активную работу на уроке.