Урок литературного чтения в 1 классе «Е.И. Чарушин «Томкины сны»

Урок литературного чтения в 1 классе , учитель: Колесень О.В.

Тема: Е.И. Чарушин «Томкины сны»

Цели урока: создать условия для раскрытия смысла художественного

произведения;

сформировать навыки правильного и выразительного чтения

закрепить умение прогнозировать и анализировать текст;

обогатить словарный запас учащихся;

воспитать бережное отношение к животным.

Ход урока.

I Организационный момент.


Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок!

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.


— За окном весна. Светит солнышко, поют птицы, природа проснулась после зимы. У вас на партах есть изображения солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.


II Актуализация знаний.


  1. Эмоциональная мотивация.

Чтобы настроение на уроке сохранилось или улучшилось, улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека.


  1. Целеполагание.


/ На доске запись: «Я и мои друзья» и выставка рисунков/


— Прочитайте предложение. Кто хочет поделиться мыслями, в чём его смысл?

— А какие ещё бывают друзья? Кто наши маленькие друзья?

_ Вы нарисовали дома своего домашнего питомца, скажите, кто он и как его

зовут?

— Чтобы ваш друг был с вами как можно дольше, что для этого нужно делать?

— А каким должен быть человек, чтобы рассказать много интересного о своём

питомце?

— Да, если человек очень внимательно наблюдает за своим маленьким другом,

он может рассказать много интересного.

— О таком наблюдении мы сегодня будем читать.

III Знакомство с новым материалом


  1. Обращение к автору.


— Прочитайте имя автора нашего рассказа. Посмотрите на его портрет.

— Знакомы ли вам его произведения?

— Обратите внимание на выставку книг, если они вас заинтересуют, вы можете взять эти книги в школьной библиотеке.

— А знаете ли вы что-то о Евгении Ивановиче Чарушине?


— В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного».

Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. И, конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.


  1. Прогнозирование содержания.


— Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.

— Кто изображён на ней?

— Почему этот рисунок кажется необычным?

— Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ?

— Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя ? Это человек?


3) Словарная работа.

— В этом рассказе есть трудночитаемые слова. У вас на парте тетрадь с этими словами. На с. 34. Прочитайте их про себя.

— А теперь читаем хором.

Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня

По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне

Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается

По-драть-ся – подраться – подраться с тигром

Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним

Физ. Минутка. Попрыгать – поиграть.

4)Чтение рассказа по частям.

Часть I

— Прочитайте первую часть про себя.

— Какие слова подтверждают, Томка – щенок, а не взрослая собака.

(Повизгивает, лапки)


5) Повторное чтение I части вслух.

— А почему человек не может видеть такие сны, какие видит щенок?


— Кто же герои рассказа? А к кому Никита обращается с вопросами? Кто является рассказчиком истории?

— Здесь нет слов автора, потому что эти слова-связки говорит папа.

— Вы хотите узнать, что было дальше?

— Можно я вам прочитаю II часть? Я хотела бы вам помочь услышать, как при помощи изменения интонации правильно передать чувства и мысли героев.


6) Эталонное чтение учителем. Вопросы после чтения.

Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой…

— Как мог Никита догадаться, что снится Томке? Для того, чтобы фантазии были интересными, нужно уметь наблюдать за повадками животного.

Физ. Минутка.

7) Жужжащее чтение.

— Почему Никита решил, что сначала Томка увидел во сне небольшого зайчонка? Изменился бы голос Томки, если бы во сне он увидел большого зайца?

— Почему Никита решил, что Томка убегает от козы?

— А потом Почему ему показалось, что Томка собирается драться с тигром?

— Зачем Никита решил разбудить спящего щенка?

— Испугался ли он за своего друга?


IV Закрепление изученного материала.


1) Беседа о характерах героев.

— Действительно ли Никита может читать Томкины сны?

— Можно ли что-то рассказать о характере Томки?

— А что можете сказать о характере папы, Никиты?


/Открыть доску с заданием/ У детей тетрадь.

ВЕСЁЛЫЕ

ЛЮБЯТ ЖИВОТНЫХ

НИКИТА И ПАПА СЕРЬЁЗНЫЕ

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ

ФАНТАЗЁРЫ


— Как думаете, что общего в характерах Никиты и папы? Соедините.

2) Озаглавливание частей.


— Как предлагаете озаглавить I часть?

— А II часть?

— Заголовки к частям текста могут быть в виде вопросов.

— Выберите наиболее точный заголовок к каждой части.


I часть.

О чём говорили папа с сыном?

Почему Томка лает во сне?


II часть.

Какие сны видит Томка?

Почему Никита хотел разбудить Томку?



V Подведение итога урока.


— Чем понравился вам этот рассказ?

— Что показалось вам необычным в нём?

— Что можете сказать об авторе этого рассказа? А о героях?


VI Рефлексия.


— В начале урока вы поделились со мной, какое у вас было настроение.

— Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок?

— Спасибо за активную работу на уроке.








Свежие документы:  Конспект урока на тему «Марина Ивановна Цветаева. Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: