Урок литературного чтения в 1 классе «Лесной голосок»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

им. С.А.Амелина №34»











Урок литературного чтения в 1 классе

Образовательная система « Школа 2100»

Тема: Г. Скребицкий «Лесной голосок».











Максимова Капитолина Николаевна

учитель начальных классов












г. КЕМЕРОВО 2012 г.

Оборудование:

  1. Выставка детских рисунков на тему « В лесу».

  2. Фотографии птиц.

  3. Птичье пение (фонограмма).

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Г. Скребицкого «Лесной голосок».

  2. Развивать навыки выразительного чтения.

  3. Посредством художественного произведения воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к животным, растениям, птицам.

  4. Расширить представления детей об отличительных свойствах кукушки.

  • Организационный момент.

  • Проверка домашнего чтения.Ученики читают стихотворение А.Александрова «Лесные шорохи»3

  • Вводная беседа.

а) Что еще можно услышать в лесу?

-В лесу можно услышать, как журчит ручеек.

-В лесу можно услышать, как дятел своим клювом стучит по стволу дерева.

-В лесу можно услышать пение птиц.



б) Пение каких птиц можно услышать?

— «Чик-чирик» — весело поет воробей.

— «Кар-кар» — кричит ворона.

-«Фиу-тиу-лиу, фиу-тиу-лиу» — поет иволга, будто флейта играет.

-В лесу можно услышать унылый крик удода: «Худо тут, худо тут».

— «Гу-ху-ху» — ухает в лесу филин.

-Торопливо щебечут, звонко покрикивают щеглы: «Пить-попить, пить-попить».

— «Вин-тиу, вин-тиу» — так поет синичка-гаичка. В народе говорят, что если гаичка «ищет винтик — это значит пришла весна».

— Птица-чечевица своим свистом отчетливо выводит: «Витюю видел, Витюю видел».

  • Прослушивание записи птичьего пения.

  • Изучение нового материала. Чтение учителем рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок».

  • Я прочитаю вам рассказ замечательного ценителя природы, человека, умеющего подмечать каждый звук, каждый шорох, знающего и понимающего природу. Георгий Алексеевич Скребицкий много произведений написал о природе. По профессии он ученый — биолог. Ему хорошо знаком этот мир. Все его рассказы учат любить, беречь и охранять родную природу.

  • Беседа после прочтения.

-Чей же голосок услышал писатель?

-Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?

Конечно за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку». Кукушка сама подсказала людям, как ее называть. Это услышали не только русские люди. Во многих странах название «кукушка» похоже на русское.

У чехов она-кукачка, у болгар-кукувица, у немцев-кукук, у французов-куку, у итальянцев-куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак-крик кукушки. Поэтому и название этой птицы звучит очень похоже во многих странах.

-Что вы знаете про кукушку?

-Какую тайну леса открыл писателю голос кукушки?

-Найдите в тексте описание кукушки, перечитаем его.

-Как автор объясняет, почему он уже много лет пишет о природе?

Найдите объяснение в тексте и перечитаем его.

-Каким писатель видит солнечный день в лесу?

Перечитаем описание.

-Какие предложения можете составить вы, чтобы описать летний день в лесу?



  • ФИЗМИНУТКА

Ребята! Представте: вы гуляете по летнему лесу и видите, что из гнезда выпал маленький птенчик. Наклонились, подняли птенчика, согрели его своим дыханием: «Вдох-выдох; вдох-выдох», поднялись на носочки, положили птенчика в гнездо маме.

  • Чтение учащимися стихотворений о кукушке.

Кукушка.

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научиться

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

( Р. Фархади)

Кукушка кукует :

-Ку-ку! Ку-ку!

Сама сочинила я песенку!

И песенка эта простая: ку-ку,

Качается тихо

В лесу на суку.

(Л. Николаенко)

  • Работа в тетради (стр.54).

  1. Определи границы слов и прочитай предложение.

Таклеснойголосоккукушкиоткрылмнепервуютайнулеса.

(Так лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса).

  1. Определи тему рассказа. Обведи самую точную формулировку.

А) Рассказчик наблюдает за птицами.

Б) Рассказчик подражает голосу кукушки.

В) Рассказчику впервые удалось увидеть, как выглядит кукушка.

  • Работа по развитию речи. Проговариваем скороговорку.

Кукушка

Кукушонку

Купила

Капюшон.

Надел

Кукушонок

Капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

  • Игра с птицами. На доске изображения птиц и их песенки. Пение птиц отдельно от изображения самих птиц. Найди песенку каждой птицы.

Кукушка- чик-чирик

Воробей— худо-тут

Удод- ку-ку

Ворона- фиу-тиу-лиу

Иволга- кар-кар

Синичка-гаичка- пить-попить

Щегол- вин-тиу

  • Хоровое чтение считалочки про кукушку.

Две подружки, две кукушки

Повстречались на опушке.

Сели рядом на суку

И кричат: «Ку-ку, ку-ку»

Если хочешь — посчитай,

А не хочешь — вылетай!


  • Итоги урока.



Список использованной литературы.

  1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Литературное чтение «Капельки солнца» М., БАЛАСС, 2011г.

  2. Э. Вартаньян «Эти мудреные слова» М., 1980г.

  3. В. Волина «Учимся играя», «Новая школа» М., 1994г.

Свежие документы:  Тест по литературе на тему «А.П. Чехов»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: