Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока литературного чтения
в 1 классе
Яков Тайц «Все здесь»
подготовила
учитель начальных классов
Пономаренко Елена Николаевна
2013 год
КОНСПЕКТ УРОКА
КЛАСС: 1«Б»
ПРОГРАММА «Начальная школа XXI века»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: литературное чтение
ТЕМА УРОКА: Я. Тайц «Все здесь»
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся для ознакомления с новым произведением
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
создать условия для формирования умения:
— читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
— эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
— отличать монолог от диалога;
— формулировать несложные выводы;
Метапредметные:
познавательные:
способствовать пониманию фактического содержания текста;
развитию умения выделять события, видеть их последовательность в произведении; работать с информацией, осуществлять поиск информации в тексте.
коммуникативные:
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников
регулятивные:
развивать умение понимать цель и смысл выполняемых заданий; учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ТИП УРОКА: урок первичного предъявления новых знаний.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 1 класс
презентация к уроку
интерактивная доска;
карточки для групповой работы .
карточки для самооценки
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
— Сегодня на уроке у нас гости. Мы их поприветствуем и будем трудиться на уроке активно, дружно.
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Свой урок мы как обычно, начнем с разминки.
Упражнение 1 .Выбери нужное.
Сейчас будем работать с фразой.
Ты сегодня пойдешь в магазин.
Нужно ее прочитать, выделяя голосом подчеркнутое слово и соблюдая нужную интонацию.
Ты сегодня пойдешь в магазин?
Ты сегодня пойдешь в магазин?
Ты сегодня пойдешь в магазин?
Ты сегодня пойдешь в магазин!
Упражнение 2. «Звук заблудился»
Прочитайте пословицы, найдите заблудившийся звук.
Любишь кататься — люби и баночки возить
Делу — время, потехе – квас.
Пруд человека кормит, а лень портит.
-Какой темой объединены все пословицы?
Попробуйте объяснить смысл этих пословиц. 1 ряд работает с 1 пословицей, 2 ряд – со второй, ребята, сидящие на 3 ряду, объясняют смысл 3 пословицы.
Молодцы.
III. ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
-Произведение, с которым мы познакомимся сегодня, написал Яков Тайц (портрет на доске). Он был не только писателем, но и переводчиком, и художником – иллюстратором. Называется рассказ «Все здесь». Предположите, о чем он может быть?
IV. УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
-Откройте учебники на стр. 124. Слушаем рассказ и думаем, совпали ли ваши предположения с тем, о чем говорится в рассказе?
(Читают рассказ отдельные учащиеся)
V. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО
-Каковы ваши впечатления от рассказа?
-А что растет на поле?
-Как вы понимаете выражение видимо-невидимо?
-Почему бабушка назвала колосья усатыми?
ФИЗМИНУТКА
VI.ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
1. Самостоятельное чтение рассказа
-Сейчас вы прочитаете рассказ самостоятельно и ответите на вопрос, что нового узнала Надя? (Читают рассказ самостоятельно)
-Что нового узнала Надя?
-Какой вы представляете бабушку?
— Как она относится к девочке?
-Докажите словами из рассказа.
2. Работа с иллюстрацией.
Обратимся к иллюстрации. Рассмотрите ее внимательно.
-Какое выражение лица у бабушки?
-Почему у бабушки такое выражение?
-В каких случаях так делают?
-Попробуйте сами сделать такое выражение, как у бабушки.
-А как вы думаете, какое выражение лица у Нади? Почему?
-Изобразите ее выражение лица.
3. Чтение по ролям.
Сейчас в парах вы вполголоса будете читать разговор бабушки и Нади. Выберите, кто из вас будет изображать Надю, а кто бабушку, и прочитайте диалог, соблюдая нужную интонацию.
(2-3 пары читают вслух)
-Ребята, а как можно объяснить каждое слово рассказа?
-Что значит все?
-Что значит здесь?
-Но действительно ли все это растет на поле? Что имела в виду бабушка?
4. Индивидуальная работа
-Каждый из вас знает, что зерно проходит немалый путь, прежде чем попадет на стол в виде булочных изделий. Сейчас вы будете выполнять следующее задание. Возьмете листочки и рассмотрите их. В кружочках расставьте цифры, которые будут обозначать последовательность прохождения зерна до магазина. Приступите к выполнению задания (выполнение задания, проверка )
-У всех получилась такая последовательность?
5. Работа в группах
-Вспомните начало урока. С пословицами на какую тему мы работали?
— Как вы думаете, почему я сказала, что это будет связано с темой нашего урока? (ответы детей).
Перед нами стоит проблема — как из зерна получаются изделия?
Представьте, что все это вам нужно рассказать Наде. Дальше вы будем работать в группах. Вначале вспомним правила работы в группе (вспоминают правила, делятся на группы при помощи полосок определенного цвета).
1 группа выполняет следующее задание: назвать как можно больше хлебобулочных изделий (хлеб, булочки, батоны, баранки, сушки, печенье и т.д.)
2 группа: перечислить слова – действия, которые выполняют с зерном, пока изделия попадут к нам на стол. (молотят, мелят, сушат, возят, замешивают, выпекают, продают)
3 группа: машины, участвующие в процессе производства изделий (комбайн, мукомольная машина, тестомешалка, печь).
4 группа: перечислить профессии людей, участвующих в производстве хлеба (шофёр, комбайнёр, хлебороб, мельник, пекарь, продавец)
Отчеты групп. Ребята, мы увидели сколько труда вкладывается в хлеб. Напомним друг другу еще раз, как нужно относиться к хлебу.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
-С каким произведением познакомились?
— Что для себя выяснили на уроке вместе с Надей?
Я вспомнил..
узнал….
научился…
мне захотелось…
Без труда не получишь ничего. И интересного урока без вашей работы не получилось бы.
Оцените свою работу на уроке при помощи лесенки.
-Спасибо за интересный урок. А кому захотелось узнать другую историю о Наде? С ней мы познакомимся на следующем уроке. Урок окончен.
Список использованной литературы:
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник для 1 класса.М.: «Вентана-Граф», 2008
Ефросинина Л.А.Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 1 класса.М.: «Вентана-граф»,
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. ; Под ред. Филина Ф.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: « Просвещение», 1981
6