Урок литературного чтения (22.01. 2014г.) в 1 классе.
Тема: Звук [ ш ], буква Шш.
Цели:
формировать умения различать звук [ш] в словах, раскрывать его особенности как шипящего твёрдого согласного звука, не имеющего парного мягкого звука; учить читать с новой изученной буквой;
повышать познавательную активность учащихся, учить делать самостоятельные выводы по теме;
учить соотносить звуки и их условные обозначения, прививать интерес и любовь к предмету и русскому языку.
Сценарный план урока:
I. Организационный момент
У. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Давайте их поприветствуем.
Д.
«Здравствуйте!» – ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» – улыбнется он в ответ.
И наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
II. Актуализация знаний
У. – Послушайте, какая история произошла с нашим знакомым гусем Гогой:
Гусь купил себе гармошку – только дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела: по-гусиному шипела…
— Покажи, как шипела гармошка? (ш-ш-ш-ш)
У. Звук [ш] напоминает шипение, так и называется – шипящим.
У. Какой это звук, гласный или согласный? Объясните, почему?
Д. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.
У. –Каким является этот звук, твёрдым или мягким?
У. Какой буквой обозначим этот звук? (буквой Ш). Заселяем в Буквоград.
У. Молодцы!
III. Открытие новых знаний.
У. Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.
У. Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня?
Д. Эта музыка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» по сказке Эдуарда Успенского.
Учитель показывает книги Э.Успенского и знакомит с нами детей.
У. Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья».
Д. Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др.
Учитель выставляет на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.
У. Вот эта героиня сегодня у нас на уроке. Но вы не пугайтесь ее. Безобразничать она не будет. Мы объясним ей об одном замечательном звуке ее имени и может быть она заинтересуется этой работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, кто из вас знает, что обозначает слово «шапокляк»?
Учитель читает сам или просит одного из учеников прочитать значение этого слова из словаря Ожегова.
2)У. Итак, где вы услышали звук [ш] в имени старухи?
Д.Первый.
У. В имени какого героя есть этот же звук?
Д. Это – Чебурашка.
У. В какой части слова мы его слышим?
Д. Этот звук слышится в середине слова.
У. Ребята, а кто попробует назвать слова, в которых звук ш слышится в конце слова?
Д. Шалаш, фарш, морж, еж и др.
3)Анализ графического образа буквы в соотнесении с её звуковым значением.
У. Хорошо. Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук «ш», который обозначается буквами Ш, ш. Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш), а поэт Светик из произведения Н.Н.Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:
«Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась».
У. –Посмотрите, как в Азбуке изобразили эту букву? (Работа с учебником.)
— Посмотрите на новую букву. Почему она изображена ввиде завязанного шарфа?
— Почему в Азбуке у этой буквы синий цвет?
— Сколько звуков обозначает эта буква?
— Парного мягкого звука нет, поэтому всегда читается одинакого.
4) Работа со слоговыми таблицами (Приложение на диске).
На доске таблицы:
АШ |
Эти таблицы дети читают в разных режимах: громко, тихо, от тихого чтения – к громкому, от громкого – к тихому, в разбивку и т.д.
5)Работа с моделью слова «шапка». Электронное приложение. Составить схемы слов, поставить ударение.
6)Чтение слов в столбике.
— Прочитайте слова, записанные рядом с буквой.
7)Логическое упр. на обобщение.
— Чем объединятся эти слова по значению?
IV. Физкультминутка под музыку.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
V. Закрепление изученного.
Все в порядок приведем
И читать, друзья, начнем.
1) Чтение текста «История одной шляпы» (читаем по цепочке).
2)У. Очень хорошо. Ребята, Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв Между этими буквами необходимо вставить гласные буквы. Какие слова у вас получатся?
У. Попробуйте прочитать зашифрованные слова:
Ш Л Ш,
Ш П В Н К,
Ш П К Л К,
Б Ш М К.
Д. Шалаш, шиповник, Шапокляк, башмак.
3) Работа с электронным приложением. Загадка.
Сказка. Найди слова со звуком (ш).
4) Работа над развитием речи. Составь рассказ.
У. Ребята, как вам кажется, почему старуха Шапокляк такая вредная?
Д. У нее нет друзей, она не читает хороших и добрых книг, она никогда не училась в школе, ее никто никогда не жалел и т.д.
У. А давайте представим ее смешной и веселой. Для этого попробуем изменить ее внешний вид. Подберите слова со звуком «Ш», обозначающие одежду.
Д. Шуба, шапочка, шарф, варежки, туфли на шпильке, шерстяные носки, шелковый платочек в руке и т.д.
У. Посмотрите, какая забавная у нас получилась Шапокляк. Ей наверное нравится ее новая одежда и она кажется улыбающейся.
Учитель выставляет картинку с изображением старухи Шапокляк, представленную детьми.
VI. Подведение итогов урока
У. А если бы она училась в нашем классе, как бы она отвечала бы на вопросы по уроку? Только вопросы буду задавать я, а отвечать на них будете вы.
– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку.
VII.Рефлексия.
— Как вы оцените свою работу на уроке? Кружками схем: зелёный – всё хорошо. Синий – исп. Трудности. Красный – не понял урока.
— Кому было интересно. Кто хорошо работал?
— Кому всё понятно? Дом./зад. Читать стр. 48.
У. Молодцы. Шапокляк ответила бы так же. Я думаю, что в конце урока ей можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, отгадав загадку:
Я красный и зеленый,
Я и голубой и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.
Д. Это – воздушный шарик.
У. Кто догадался, почему именно этот предмет мы ей сегодня подарим?
Д. Потому, что он начинается на букву «Ш», с которой начинается имя старухи. Потому, что именно его подарили герои сказки, чтобы Шапокляк улетела далеко. Но у нас она стала умнее и ей, наверное, понравилось учиться в школе и она еще захочет побывать у нас на уроках.
У.
Вот уроку и конец,
А кто работал – молодец.
Учитель: Валивахина Надежда Викторовна