Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90
г.о. Тольятти
Урок литературного чтения в 1-м классе
по программе «Школа 2100»
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
Литературное чтение «Капельки солнца»»
Учитель: Истомина Елена Васильевна
МБУ школа №90
г.о.Тольятти
2013 год
Урок литературного чтения в 1-м классе по программе «Школа 2100»
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца»
Играть — это увлекательно! (Е.Чарушин «Никита – охотник») | |
Цель урока |
Создать условия для знакомства детей с творчеством Е.Чарушина, учить, вслушиваясь в произведение, определять чувства и настроение автора к герою. |
Задачи | 1. Формировать навыки выразительного чтения, как средства своего понимания, 2. Развивать воображение детей, воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость. 3. Развивать речь, память, наблюдательность, сценические способности детей, поэтический слух. 4. Продолжать работу, направленную на расширение словарного запаса детей. 5. Воспитывать любовь к прекрасному через слово и музыку.
|
Планируемый результат обучения, формирование УУД | Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации). Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Регулятивные УУД: — формировать инициативность и самостоятельность, контроль и коррекцию
|
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
Целеполагание и мотивация | Коммуникативные УУД — речевая деятельность Личностные УУД — осознанность учения | – Доброе утро! – Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок. – Чему вы хотели научиться сегодня на уроке? -Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач? | Учиться бегло и выразительно читать. Уметь находить в тексте главное. Уметь владеть своим голосом. |
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию
| Личностные УУД -учебная мотивация
Коммуникативные УУД -слушать и понимать речь других | Речевая разминка (упражнения) 1.Заборчик 2.Трубочка 3.Лопатка
-Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выполнению остальных задач, а именно: выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст. Прочитайте девиз урока: «Такой незнакомый знакомый мир». — Как вы думаете, в чём смысл этого выражения?
– Будьте внимательны, послушайте и отгадайте:
Кто один имеет рог? Отгадайте!…(Носорог)
За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
– Как называются четверостишия, которые вы сейчас отгадывали? После ответов детей на доску вывешивается табличка ЗАГАДКА. – Знаете ли вы загадки о животных? -Какие животные обитают в нашей местности?
| Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ для языка.
Мир, который нас окружает, кажется нам понятным, но это обман зрения: на самом деле мир – сложный и, порой, не всегда понятный. Он таит в себе массу тайн. До конца понять его невозможно.
Дети отвечают: носорог
Дети отвечают: лиса
Дети отвечают: загадка
Дети перечисляют названия животных нашего края |
«Открытие» нового знания детьми. | Познавательные УУД Ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
| – Хотелось бы вас познакомить с новым произведением. Посмотрите вначале на доску и скажите – отличаются эти слова друг от друга? Поэт Писатель – Откройте учебник. Внимательно посмотрите на название и автора. Евгений Чарушин “Никита — охотник” – Как вы думаете, о чем будет произведение? |
Поэт – автор стихотворных, поэтических произведений.
Писатель – человек, который пишет художественные произведения.
О чем-то связанном с охотой
Чтение 1 главы (читает подготовленный ученик). |
Первичное закрепление |
Познавательные УУД — осознанное построение речевого высказывании; -смысловое чтение
Коммуникативные УУД — учёт разных мнений и умение обосновать собственное | Как вы думаете, что прислали в конверте? – Возможно ли все это уместить в конверте? – А как же автору все это прислали? – Что было на них изображено? Прочитайте еще раз стихотворение- загадку и дочитайте последнюю строчку. Автор этого стихотворения собирал марки. – Каким другим словом можно заменить слово собирал. На доску вывешиваются таблички. Коллекционировал, собирал. – Почему же стихотворение-загадка имеет такое название? – В чем содержалось удивительное дело? – Что еще можно коллекционировать кроме марок. Принесите на следующий урок то, что коллекционируете вы, ваши, родители. – Понравилось ли вам стихотворение? – Как вы думаете, чтобы писать стихи, надо обладать особым даром? – А что именно нужно иметь? – Все ли могут писать стихи? – У всех ли это может получиться? – Оказывается, этому особому дару учился наш следующий герой произведения. | Повторное чтение.
Пользуются разными видами чтения: сплошным, выборочным, с комментированием
Талант, умение рифмовать |
Антиципация по ключевым словам, заглавию, иллюстрациям
|
| Прочитайте заглавие рассказа. Как называется рассказ? – Кто его автор? – Кто его герои? – Что означает слово приключение? – Рассмотрите иллюстрацию. Какой здесь Незнайка? Обратить внимание на его выражение лица, позу, глаза. Можно предположить какой он?
| «Приключения Незнайки»
Н. Носов
Неожиданный случай, происшествие
|
Физкультминутка | На данном этапе проходит технология здоровьесбережения |
|
|
Работа с текстом Достижение понимания на уровне содержания | Познавательные УУД -понимают смысл текста; -знают и могут применить первоначальные способы поиска информации; — делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
На данном этапе проходит поисково исследовательская деятельность
Личностные УУД – эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; – понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; – высказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | – Хотелось бы вам поближе познакомиться с Незнайкой и его друзьями? Чтение 1-й части. – Кем хотел стать Незнайка? – К кому обратился за помощью? – Сразу ли помог Незнайке Цветик? Почему? – Чему было необходимо научиться Незнайке, чтобы стать поэтом? После ответов детей на доске появляются таблички: Уметь рифмовать
Быть трудолюбивым, усидчивым – Что такое рифма? Зачитайте из текста А теперь обратимся к толковому словарю за значением этого слова. – Хотелось бы вам побывать на месте главного героя и на мгновение превратиться в поэтов? Быть творческим человеком |
|
Рефлексия | Регулятивные УУД | Оценка собственного продвижения учащихся: закрашивание лепестка цветика-семицветика… | Если ученик сработал на данном этапе урока, то он закрасит один лепесток понравившимся цветом – оценка собственного продвижения учащихся. |
Включение в систему знаний и повторений
| Регулятивные УУД — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; — проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция
Коммуникативные УУД Договариваются с одноклассниками совместно с учителем о пра- вилах поведения и общения и следовать им; – учатся работать в паре, различные роли (лидера исполнителя). Продуктивная групповая коммуникация. (Согласно заданным рамкам обсуждения высказывают и развивают собственные идеи других членов группы, аргументируют свои суждения.)
Личностные УУД — формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. — имеют навыки работы в группе. — пооперационный контроль учебной работы как своей, так и своего товарища. | Работа в группах. Прочитайте, обсудите в группе, договоритесь, примите решение, подчеркните свой выбор. Договоритесь, кто будет выступать. Докажите, что ваше решение верно. – Проверьте свои способности. Подберите рифмы. Карточки. 1. Незнайка, галка, селедка, Зазнайка, палка. 2. Пойдешь, узнал, кошка, крошка, найдешь. 3. Дружить, красиво, легко, смешить. 4. Цветок, отгадал, узнал, Зазнайка, глоток. 5. И в море не купаются И нет у них щетинки, Но все же называются Они морские …(свинки). 6. Ночью по небу гуляю, Тускло землю озаряю Скучно, скучно мне одной А зовут меня …(луной). 7. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых Меня узнаешь за версту, Зовусь я …(подосиновик). – Легко ли было подбирать рифмы? – Что еще кроме таланта и умения рифмовать необходимо Незнайке? Карточки: усидчивость, трудолюбие Именно рифма помогает вам быстро заучивать любое стихотворение. Чтение 2-й части (выборочное чтение). – Найдите строчки и зачитайте, в которых рассказывается о том, как Незнайка, придя домой сразу начал сочинять стихи. Как он это делал? – Кому были посвящены первые строчки? (Знайке) На доске появляется иллюстрация. – Как Знайка отнесся к его стихам? – Почему? – Как Незнайка объяснил, почему он многое в стихах выдумал? Зачитайте. – Получилась ли рифма у начинающего поэта? Чтение 3-й части. – О ком написал Незнайка другие стихи? – Найдите в тексте слова, которые Незнайка срифмовал! Голодный – холодный Подушка – ватрушка Чтение 4-й части (самостоятельно). – Давайте еще раз вернемся к главному герою и скажем, каким мы себе его представляем. На доске возле иллюстрации с изображением Незнайки появляется следующая таблица: самоуверенный гениальный с чувством юмора наблюдательный смелый способный Повторное обращение к иллюстрации. 1. Какие еще качества личности вы бы хотели добавить сами? 2. Хотели бы вы быть похожими на Незнайку? Почему? 3. Что бы вы посоветовали человеку который решил серьезно взяться? 4. Какие у него получились стихи? Выберите ответ из предложенных слов обоснуйте свой выбор. печальные веселые с чувством юмора шуточные грустные 5. К какой части рассказа эта иллюстрация? | Учащиеся работают в группах-четвёрках, повернувшись, друг к другу в процессе физминутки. Всего образовано 6 групп.
Учащимся каждой группы выдаются карточки, которые они выполняют в течение нескольких минут, проверяя свои творческие способности. После выполнения задания каждая группа зачитывает свои варианты ответов.
Оформляют свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, отвечая на вопрос.
Дети перечисляют героев: Торопыжку, Авоську, Пилюлькина. Следом на доске появляются иллюстрации с их изображениями.
(Доводить его до конца, быть целеустремленным)
|
Рефлексия |
Личностные УУД С помощью учителя дают оценку разного вида деятельности на уроке; — адекватное реагирование на трудности | Само и взаимооценивание в парах. У ученика на парте цветик-семицветик. Выборочное чтение -Кому были посвящены первые стихи Незнайки? Прочтите. — Как отнесся Знайка к этим стихам? — О ком написал Незнайка другие стихи? Прочтите. — Почему же Торопыжке и Авоське не понравились стихи Незнайки? — Про кого еще сочинил стихи незнайка? (про Пилюлькина) Закрепление изученных терминов и понятий. — Что такое рифма? — Получилась ли у Незнайки рифма? (да) — Какие слова срифмовал Незнайка в стихах? -Вспомните задачи, которые мы с вами поставили в начале урока. Справились ли мы с ними? Учитель: – Закончите предложения: Я сегодня узнал … Я научился … Мне было … Я рад … | Если ученик сработал на данном этапе урока, то он закрасит один лепесток понравившимся цветом – оценка собственного продвижения учащихся.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
|
Домашнее задание | Регулятивные УУД Учатся работать по предложенному учителем плану На данном этапе проходит технология здоровьесбережени я (право свободного выбора) | 1.Чтение и ответы на вопросы. 2. Чтение по ролям одной из (2) частей, составление к ней вопросов. 3. Чтение и составление диафильма. 4. Чтение и работа в тетради (с. 14 № 2, № 3). 5. Прочитать, составить характеристику Незнайки. 6. Чтение 4 части и инсценирование. | Ученики имеют возможность выбрать домашнее задание по интересам. |
Копии страниц учебника
|