Благовещенский район гБлаговещенск Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа№ 2
Конкурс: «Метапредметный урок в начальной школе»
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Планета знаний»
Тема : С Есенин «Разгулялась вьюга…»
Урок подготовила учитель начальных классов
МОБУООШ№2 г.Благовещенск
Спасибина Татьяна Геннадьевна
2013год
Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Есенина «Разгулялась вьюга…» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с произведением Сергея Есенина «Разгулялась вьюга…» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…»
Дать понятие «олицетворение».
Развивающие:
Развивать умение внимательно и выразительно читать произведение. Формировать творческое отношение к решению поставленных задач, упражнять в составлении синквейна.
Воспитывающие:
Воспитывать патриотизм, стремление понимать, ценить и беречь красоту русской природы, с уважением относиться к культуре своего народа.
Цели:
Предметные:
Усвоение понятия «олицетворение», научить выразительно и внимательно читать произведение, упражнять в составлении синквейна.
Познавательные : учить выразительно читать и понимать текст; определять тему текста; осуществлять поиск и выделение нужной информации, содержащейся в тексте, фиксировать её; обогащать словарный запас учащихся; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности.
Регулятивные : формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания о явлениях природы; умение сравнивать, анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу.
Коммуникативные : формировать умение работать коллективно, в группах, в парах; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка
Личностные : формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, уважение к культуре своего народа, формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, русский язык.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности);
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (презентация)
проблемное обучение (частично – поисковое).
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Планета знаний».
Оборудование:
Портрет Есенина, картина «Февральская лазурь»И.Э. Грабаря, музыка «Времена года» Чайковского, рисунки детей, карточки для самостоятельной работы, презентация
При подготовке к уроку использовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2007, Microsoft Office Power Word 2007, интернет ресурсы.
Планируемый результат:
-Дети должны усвоить понятие «олицетворение», уметь приводить примеры олицетворений из художественного произведения.
— Дети должны научиться сравнивать различные произведения искусства, используя опыт , приобретённый на уроках музыки и изобразительного искусства.
-Дети должны научиться обобщать полученные знания о вьюге, упражняться в составлении синквейна, используя знания по русскому языку и литературе.
-Дети получат возможность на уроке оценить свои знания, знания своих товарищей, а также выбрать посильное домашнее задание .
Ход урока.
|
| |
IОрганиза ционный момент 2мин. | -Здравствуйте! Чтобы у всех сегодня было хорошее настроение, начнём урок литературного чтения с чистоговорки. Раз, раз, раз, мы пришли сегодня в класс Оз, оз, оз, был не страшен нам мороз! Ла, ла, ла, вьюга тропки замела, Ра, ра, ра, снег убрала детвора | Эмоциональный настрой. |
2. Актуализация знаний. 5мин. | Вы прослушаете музыкальное произведение и рассмотрите картину, чем они похожи? -Что вы видите на картине? -Какие цвета использует художник? -Какое настроение вызвала у вас эта картина? -А как музыка помогла вам понять настроение художника ? -А могут ли стихотворения передавать это настроение? -Строки каких стихотворений подходят к этой картине? -Смогли юные художники передать свои чувства? Учитель:Сергей Есенин также писал о красоте русской зимы
Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности:
Чарующую синеву очей – у бездонных озер; Золото волос – у российских нив. Красив как Иван-царевич.
К тому же простой деревенский человек, мечтатель, мягкий парень. Он очень любил свою маму и Родину. Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он просто себя не мыслил.
| (Слайд1,2) Сравнение Фронтальная работа
Работа по картине(Звучит музыка «Времена года») |
4. Сообщение темы урока. 5мин.
5. Словарная работа. 3мин | — Ребята, какие явления природы вы знаете? -А чтобы узнать тему нашего урока вам нужно отгадать загадку, подумайте о каком явлении природы она говорит.
Если ветер снег принёс, Заморозил тебе нос, Не дрожи с испуга, Разгулялась …( вьюга) -Назовите синонимы к слову «вьюга». -Чем опасна вьюга? -А можно на уроке узнать как красиво написать о вьюге? -Найдите в учебниках произведение о вьюге , которое написал Сергей Есенин.
-Как вы понимаете следующие слова? Разгулялась- Бушует- Люто- Струится- Мотыльки-
| (Слайд3) Фронтальная работа
Стр.125
(Слайд4) Фронтальная работа
|
3.Физкультминут ка 3мин
| Учитель: -Что вам нравится зимой? Дети: — Белые сугробы , Чтоб кататься день –деньской, Крепость делать чтобы. Учитель: -Что вам нравится зимой? Дети: -Потеплей одеться, В тёплой шубке меховой На морозе греться!
| Дети выполняют движения: Делают снежки и бросают их. Хлопают перекрещёнными руками по плечам.
|
6.Первичное восприятие текста стихотворения 7мин. | -Удалось ли поэту словами нарисовать зимнюю картину? (Чтение произведения учителем – стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”.) -Что вы почувствовали, когда прослушали это стихотворение? -Удалось ли поэту словами нарисовать зимнюю картину?
Прочитайте про себя стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”. Не забываем делать маленькие паузы в конце стихотворных строк, продумайте темп чтения, изменения силы голоса. Хоровое чтение. | Чтение про себя. Чтение вслух хором. |
7.Знакомство с олицетворением 5мин |
Посмотрите, какие слова в стихотворении Есенина как будто оживили слово “снежинки” (“снежинки мотыльками бьются”). Так получилось потому, что слово “снежинки” оказалось в окружении других слов, которые как будто оживили их. Слова могут согревать, отталкивать друг от друга, освещать одно другое. И у читателя возникают разные чувства, мысли и воспоминания. Поэтому не все равно, какие слова окажутся рядом. -Найдите в словарях С.И.Ожегова Что такое «олицетворение»? Обобщение учителем: Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они получают свойства живых существ – могут говорить, думать, чувствовать, – называется олицетворением.
| Слайд5)
Частично-поисковый метод
Индидивидуальная работа с проверкой по эталону Работа со словарём Ожегова С.И.
|
8. Самостоятельная работа 5мин
| Подумайте, как поэт в этом стихотворении “оживил” снежинки, ветер, ставни. Найдем олицетворения в четверостишиях. Запишите ответы в карточках, приготовьтесь читать.
| (Слайд 6) Работа в группах по рядам по карточкам Анализ работы. Чтение ответов детьми. (по 1 учащемуся с ряда) |
9.Итог урока. 7мин.
Оценивание. 2мин. Рефлексия
| -Что нового узнали на уроке? — Обобщим знания, полученные на уроке. Составим синквейн «Вьюга» Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. -Прочитайте ваш синквейн.
Встаньте те, кто может рассказать об олицетворении своим друзьям или родственникам. Молодцы! Вы заслужили «5» и «4»-называю учащихся и оценки. -Встаньте, кому ещё нужно поработать дома над темой урока.
| (Слайд7,8) Индивидуальная работа в тетрадях по литературному чтению со ваимопроверкой. Чтение по 1 учащемуся с ряда (выбирают дети) Синтез. Обобщение.
|
10.Домашнее задание 1мин. |
| Дифференцированный подход
(Слайд9) |
| Урок окончен! Всем спасибо!
| (Слайд 10)
|
Приложение
Карточка1
Найдите строки из стихотворения С.А. Есенина, в которых он оживил снежинки.
Запишите эти строчки.
Карточка2
Найдите строки из стихотворения С.А Есенина, в которых он оживил ветер.
Запишите эти строчки.
Карточка3
Найдите строки из стихотворения С.А. Есенина, в которых он оживил ставни.
Запишите эти строчки.