Урок литературного чтения в 3 классе «С Есенин «Разгулялась вьюга…»»


Благовещенский район гБлаговещенск Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа№ 2








Конкурс: «Метапредметный урок в начальной школе»

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Планета знаний»

Тема : С Есенин «Разгулялась вьюга…»






Урок подготовила учитель начальных классов

МОБУООШ№2 г.Благовещенск

Спасибина Татьяна Геннадьевна




2013год











Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Есенина «Разгулялась вьюга…» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с произведением Сергея Есенина «Разгулялась вьюга…» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…»

Дать понятие «олицетворение».

Развивающие:

Развивать умение внимательно и выразительно читать произведение. Формировать творческое отношение к решению поставленных задач, упражнять в составлении синквейна.

Воспитывающие:

Воспитывать патриотизм, стремление понимать, ценить и беречь красоту русской природы, с уважением относиться к культуре своего народа.

Цели:

Предметные:

Усвоение понятия «олицетворение», научить выразительно и внимательно читать произведение, упражнять в составлении синквейна.

Познавательные : учить выразительно читать и понимать текст; определять тему текста; осуществлять поиск и выделение нужной информации, содержащейся в тексте, фиксировать её; обогащать словарный запас учащихся; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности.

Регулятивные : формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания о явлениях природы; умение сравнивать, анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу.

Коммуникативные : формировать умение работать коллективно, в группах, в парах; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка

Личностные : формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, уважение к культуре своего народа, формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, русский язык.

Элементы современных образовательных технологий:

здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности);

личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

информационно – коммуникационная технология (презентация)

проблемное обучение (частично – поисковое).

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Планета знаний».

Оборудование:

Портрет Есенина, картина «Февральская лазурь»И.Э. Грабаря, музыка «Времена года» Чайковского, рисунки детей, карточки для самостоятельной работы, презентация

При подготовке к уроку использовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2007, Microsoft Office Power Word 2007, интернет ресурсы.

Планируемый результат:

-Дети должны усвоить понятие «олицетворение», уметь приводить примеры олицетворений из художественного произведения.

— Дети должны научиться сравнивать различные произведения искусства, используя опыт , приобретённый на уроках музыки и изобразительного искусства.

Свежие документы:  Конспект урока литературы в 5 классе Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Крестьянские дети»

-Дети должны научиться обобщать полученные знания о вьюге, упражняться в составлении синквейна, используя знания по русскому языку и литературе.

-Дети получат возможность на уроке оценить свои знания, знания своих товарищей, а также выбрать посильное домашнее задание .

Ход урока.


Этапы урока



IОрганиза

ционный момент

2мин.

-Здравствуйте! Чтобы у всех сегодня было хорошее настроение, начнём урок литературного чтения с чистоговорки.

Раз, раз, раз, мы пришли сегодня в класс

Оз, оз, оз, был не страшен нам мороз!

Ла, ла, ла, вьюга тропки замела,

Ра, ра, ра, снег убрала детвора

Эмоциональный настрой.

2. Актуализация знаний.

5мин.

Вы прослушаете музыкальное произведение и рассмотрите картину, чем они похожи?

-Что вы видите на картине?

-Какие цвета использует художник?

-Какое настроение вызвала у вас эта картина?

-А как музыка помогла вам понять настроение художника ?

-А могут ли стихотворения передавать это настроение?

-Строки каких стихотворений подходят к этой картине?

-Смогли юные художники передать свои чувства?

Учитель:Сергей Есенин также писал о красоте русской зимы


Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности:


Чарующую синеву очей – у бездонных озер;

Золото волос – у российских нив.

Красив как Иван-царевич.


К тому же простой деревенский человек, мечтатель, мягкий парень. Он очень любил свою маму и Родину. Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он просто себя не мыслил.



(Слайд1,2)

Сравнение

Фронтальная работа


Работа по картине(Звучит музыка «Времена года»)

4. Сообщение темы урока.

5мин.

















5. Словарная работа.

3мин

— Ребята, какие явления природы вы знаете?

-А чтобы узнать тему нашего урока вам нужно отгадать загадку,

подумайте о каком явлении природы она говорит.


Если ветер снег принёс,

Заморозил тебе нос,

Не дрожи с испуга,

Разгулялась …( вьюга)

-Назовите синонимы к слову «вьюга».

-Чем опасна вьюга?

-А можно на уроке узнать как красиво написать о вьюге?

-Найдите в учебниках произведение о вьюге , которое написал Сергей Есенин.


-Как вы понимаете следующие слова?

Разгулялась-

Бушует-

Люто-

Струится-

Мотыльки-


(Слайд3)

Фронтальная работа














Стр.125



(Слайд4)

Фронтальная работа


3.Физкультминут

ка

3мин


Учитель:

-Что вам нравится зимой?

Дети:

— Белые сугробы ,

Чтоб кататься день –деньской,

Крепость делать чтобы.

Учитель:

-Что вам нравится зимой?

Дети:

-Потеплей одеться,

В тёплой шубке меховой

На морозе греться!


Дети выполняют движения:

Делают снежки и бросают их.

Хлопают перекрещёнными руками по плечам.


6.Первичное восприятие текста стихотворения

7мин.

-Удалось ли поэту словами нарисовать зимнюю картину?

(Чтение произведения учителем – стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”.)

-Что вы почувствовали, когда прослушали это стихотворение?

-Удалось ли поэту словами нарисовать зимнюю картину?


Прочитайте про себя стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”. Не забываем делать маленькие паузы в конце стихотворных строк, продумайте темп чтения, изменения силы голоса.

Хоровое чтение.

Чтение про себя.

Чтение вслух хором.

7.Знакомство с олицетворением

5мин


Посмотрите, какие слова в стихотворении Есенина как будто оживили слово “снежинки” (“снежинки мотыльками бьются”). Так получилось потому, что слово “снежинки” оказалось в окружении других слов, которые как будто оживили их. Слова могут согревать, отталкивать друг от друга, освещать одно другое. И у читателя возникают разные чувства, мысли и воспоминания. Поэтому не все равно, какие слова окажутся рядом.

-Найдите в словарях С.И.Ожегова

Что такое «олицетворение»?

Обобщение учителем:

Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они получают свойства живых существ – могут говорить, думать, чувствовать, – называется олицетворением.


Слайд5)









Частично-поисковый метод




Индидивидуальная работа с проверкой по

эталону

Работа со словарём Ожегова С.И.


8. Самостоятельная работа

5мин


Подумайте, как поэт в этом стихотворении “оживил” снежинки, ветер, ставни. Найдем олицетворения в четверостишиях.

Запишите ответы в карточках, приготовьтесь читать.


(Слайд 6) Работа в группах по рядам по карточкам

Анализ работы.

Чтение ответов детьми.

(по 1 учащемуся с ряда)

9.Итог урока.

7мин.






















Оценивание.

2мин.

Рефлексия


-Что нового узнали на уроке?

— Обобщим знания, полученные на уроке.

Составим синквейн «Вьюга»

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

-Прочитайте ваш синквейн.


Встаньте те, кто может рассказать об олицетворении своим друзьям или родственникам. Молодцы! Вы заслужили «5» и «4»-называю учащихся и оценки.

-Встаньте, кому ещё нужно поработать дома над темой урока.


(Слайд7,8)

Индивидуальная работа в тетрадях по литературному чтению со ваимопроверкой.

Чтение по 1 учащемуся с ряда (выбирают дети)

Синтез. Обобщение.


10.Домашнее задание

1мин.

  • 1уровеньСтр.125,наизусть, рисунок с пояснением

  • 2уровеньСтр.125, наизусть, рисунок

  • 3уровеньСтр.125, наизусть1куплет,рисунок.



Дифференцированный подход


(Слайд9)


Урок окончен! Всем спасибо!


(Слайд 10)




Приложение


Карточка1

Найдите строки из стихотворения С.А. Есенина, в которых он оживил снежинки.

Запишите эти строчки.



Карточка2

Найдите строки из стихотворения С.А Есенина, в которых он оживил ветер.

Запишите эти строчки.



Карточка3

Найдите строки из стихотворения С.А. Есенина, в которых он оживил ставни.

Запишите эти строчки.






























Свежие документы:  «Холодное и горячее сердце» по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: