УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
в 3 классе
Ф.И.Тютчев
Учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ СОШ № 5 г.Балашова Саратовской области ВАРНАЕВА Елена Владимировна
2013 год
Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…!»
Цели и задачи урока.
I. Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою…»
познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.
II. Развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные:
привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
утвердить значимость и ценность каждого слова;
передать красоту и музыкальность поэтической речи;
пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Вид урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
Компьютер;
проектор, экран;
презентация MS PowerPoint «Чародейкою Зимою…»
музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима»;
учебники 3 класс (1 — 4) под редакцией З.И. Романовской «Живое слово»;
структурно-образная схема (схема образов произведения);
1 том — «Стихи Ф.И. Тютчева».
Эпиграф урока
«О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»
И.С. Тургенев.
(Эпиграф закрыт до конца урока).
Слайды № 2 – 4.
Активизация внимания. (1 — 2 минуты).
(включаю музыку).
II. Настройка на восприятие. (на фоне музыки).
. от даты календаря;
. от жизненных впечатлений детей;
Итак, сегодня — 17 декабря.
Какое это время года по календарю?
Подчинилась ли природа календарю?
Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
Чем вам нравится зима?
А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).
А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову — «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)
Знаете ли вы какие-то стихи о Зиме? (с. Есенин «Пороша»).
III. Тема урока и цели.
Молодцы! Вот вы о зиме, о лесе говорите прозой, но говорите о красивом. Это хорошо! Мы не поэты, но учиться красиво выражать свои мысли мы должны у мастеров художественного слова. Главное, что вы видите, чувствуете красоту природы. И сегодня на уроке мы откроем одну из страниц книги зимы. Ведь зимняя природа побуждает людей творить.
Вспомните, как передает художник настроение природы? (при помощи кисти и красок).
При помощи чего композитору удалось передать настроение природы? (через музыкальные звуки).
Верно. А как же поэты, писатели доносят, передают нам своё настроение? (словом).
Тема сегодняшнего урока стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейка Зимою…» 1803 — 1873г.г. (указать на доску. Тема, портрет).
И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.
2. Краткое сообщение об авторе.
(Слайд № 5)
Ф.И. Тютчев был известен своим современникам, как мастер поэтического пейзажа. Но и сегодня читателей и людей, любящих поэзию, очень много. Ф.И. Тютчев родился 23 ноября 1803 года. И совсем недавно весь читательский мир отмечал 200-летие со дня его рождения. Люди чувствуют, любят, помнят его стихи. Стихи живут, радуют любителей поэзии. Ведь в них душа природы, образы природы, красота и мелодичность. Вы уже знакомы с одним из стихотворений Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» В будущем вам предстоит узнать ещё много его замечательных произведений, а сегодня
(Слайд № 6)
Oткрытие — стихотворение «Чародейкою Зимою…»
IV. Первичное чтение и обмен впечатлениями.
(восприятие) + (словесное рисование).
(Слайд № 7)
1. Чтение стихотворения учителем (под музыку), т. к. в чтении
! подсказка к сказке, к настроению.
Понравилось вам стихотворение?
Чем? Что напоминает это стихотворение? (сказку)
2. Останьтесь наедине со стихотворением, прочтите его про себя.
Прислушайтесь к своему настроению во время чтения, к своим ощущениям.
(включаю музыку, учащиеся читают).
Какая картина представилась вам, когда вы слушали и читали стихотворение?
Каким настроением проникнуто стихотворение? (весёлое ли, грустное, торжественное, загадочное и т. д.)
Какие чувства вы испытали при чтении? Что вы чувствовали?
Проблемный вопрос: Как удалось поэту внушить нам такое настроение, такие чувства? (при помощи красочных, умело подобранных слов и выражений).
Нам трудно ответить на этот вопрос, но думаю, что чуть позже, мы на него дадим ясный ответ.
V. Беседа-анализ. Работа над лексикой. Составление структурно — образной схемы.
А я задам вам сейчас хитрый вопрос, а вы попытайтесь разгадать хитрость и дать правильный ответ.
Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес — что? А в стихотворении — кто).
Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?
А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)
Поэт — волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение) ,
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
Как понимаете смысл слова, его образование?
(например: чаро — деика
волшебство действует, колдует)
Поэт мог сказать «Волшебница Зима», — но чаро/дейка — ещё поэтичнее, и в слове уже есть олицетворение: Волшебница зима действует, как колдунья и лес ей подчиняется.
Попробуем проследить за действиями Чародейки.
(Слайд № 8)
! На этом этапе начинаем составлять схему образов
И Лес
А околдован
снежная бахрома
А какие чары у Зимы?
Как вы понимаете смысл слова бахрома? (араб.-кружева mucharramat)
К неподвижная немая
! –
!А здесь какой литературный приём? Эпитет.
Можно ли сказать, — мертвая жизнь? (и нет и да, т.к. мёртвая, неподвижная лишь на первый взгляд, а на самом деле лес живёт).
Ж чудная жизнь
Как понимаем это слово — чудной жизнью? (например: чудо – что-то от колдовства, загадки, но и: красота, красивая, прекрасная).
Многогранное слово, оно, как снежинка, от солнечного и лунного света блестит, (сверкает, переливается, искрится) разными цветами рождается ощущение волшебного царства.
Лес живет под снегом, как под бахромой. Какой литературный приём использует Тютчев, употребляя слово бахрома? (сравнение).
Мы прочитали слова «неподвижная»,
«немая», но
жизнь идёт
(обрати внимание на доску, стрелки)
С помощью какого приёма автор показал, что лес жив, хоть он и неподвижен? (контраст).
(Слайд № 9)
II строфа — прочтите её.
Как поэт напоминает нам, что мы очутились В волшебном царстве?
( околдован
не мертвец не живой
Не мертвец и не живой?
Как понимаете эту строку?
Почему так сказал поэт о зимнем лесе? (например: лес не умер, но и не живет, как летом, весной, когда тепло).
Мертвец живой, когда так говорят, о ком? (о живом существе) одушевленном.
И снова какой авторский литературный nриём нам помогает почувствовать, что лес жив? (олицетворение).
Тогда, что же, кажется, поэту происходит с лесом? (он спит, как человек !)
Какими словами нам это сообщает Тютчев?
сном волшебным очарован
! т.е. Кто очаровал лес, кто заставил его заснуть? (зима).
Молодцы! Лес во власти чародейки Зимы. И снова Тютчев применяет, какой прием? (олицетворение).
Как понимаем смысл слова «очарован»? (например: колдовство, но и очарование — красота, радость для глаз).
! Помните у А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье».
Попробуйте заменить это слово на слово околдован? Лучше? Почему? (например: не чувствуем красоты, загадки, прелести).
Действительно, замена невозможна! Очень важно авторское слово. Прочитайте следующие 2 строки.
опутан
(«Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой»)
О окован
О ком так говорят? (например: о пленнике)
К легкая цепь
А плен это хорошо или плохо? (например: плен — вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).
Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).
Какой образ возникает в воображении, когда читаете эти строки? (например: Могучий великан, очарованный волutе6ным сном, окованный цепью).
Но какая цепь у автора? (легкая, волшебная, пуховая).
Пуховая — что это за слово в литературе? (эпитет).
А если лес-великан проснется то, что он сделает? (сбросит цепи).
Но пока лес спит, плененный чародейкой Зимой. Он пленен красотой Зимы?
Какой же авторский литературный прием мы услышали в этих двух строках? (метафора).
Строфа заканчивается многоточием. Что это означает? Почему? Зачем не точка? (например: недосказанность, повторяемость, бесконечность во времени. Что дальше?)
Подумайте, как вам показалось, в какое время суток нарисовал нам лес поэт в первых двух строфах (пятистишиях)? (например: Может быть ночью. Ведь не слышно ни одного звука).
А если взойдет солнышко, изменится ли что-то в этой картине?
(Слайд № 10)
III строфа.
П затрепещет
А какая картина у Тютчева? (поэт говорит, что в лесу ничто не
Трепещет – как понимаем смысл? (дрожать). Кто может трепетать? (одушевленное существо)
И снова, какой литературный nриём? (олицетворение).
Можем ли мы сказать, что Зима, соперничая в своей власти над лесом с самим Солнцем, побеждает? (например: да).
Почему? (лес продолжает оставаться под чарами Зимы, в волшебном сне).
Н вспыхнет
заблещет
Сравните эти две строки с текстом II строфы
(обратиться к доске).
Контраст! Снова
К ослепительная краса
Приём! Метафора.
Почему краса? (например: чары – краса, а не волшебство, хотя и это могло быть).
(Слайд № 11)
[Обращаемся к схеме]
Последняя строка как итог, вывод как слово-оценка, в нарисованной картине.
Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина — сказка!)
Проблемный вопрос — Как удалось поэту, с помощью каких выразительных средств, литературных nриёмов нарисовать эту картину, внушить нам чувство сказки? (При помощи красочных слов и выражений).
(Слайд № 12)
(Открываю таблицу после ответов детей).
Давайте ещё раз сверим наши ответы.
| олицетворение | |
Не мертвец, не живой
|
| контраст |
Сном волшебным очарован
|
| метафора |
Опутан окован легкой цепью пуховой
|
| сравнение |
Бахрома пуховая
|
| метафора |
Вспыхнет, заблещет ослепительной красой
|
| |
Неподвижная немая жизнь |
| контраст |
— Молодцы! Но мало увидеть картину. Важно ещё и услышать поэта, т.е. самим передать при чтении его настроение.
VI. Работа над выразительным чтением.
1. — Попробуйте с помощью волшебного слова «хочу» — выразить, что вы хотите передать слушающим ваше чтение. (например: — хочу, чтобы все мы очутuлись в волшебном царстве Чародейки Зимы);
Хочу, нарисовать в звучании, при чтении красоту лесного царства; Хочу, чтобы слушателям запомнилась картина волшебного царства леса;
Хочу, чтобы тишину волшебного царства ничто не разрушало;
Хочу в стихотворении в конце передать радость, восторг от красоты и т.Д.
Молодцы! Но чтобы передать эти «хочу» — чувства определим:
силу голоса (негромко — как в сказке!)
темп чтения (медленно, чуть протяжно, как в сказке)
высоту голоса (2 строфы приглушенно, а в 3 строфе уже чуть громче, но последние 2 строки очень громко, восторженно).
Такова голосовая партитура, но при чтении обратите внимание на паузы и логические ударения, многоточие.
(Слайды № 13 – 15)
2. Чтение учащимися (1 — 2 — 3 — т.к. 3 строфы):
Чтение одним учащимся — полностью
Чтение под музыку хором.
VII. Итог.
Чему учились на уроке?
Что запомнилось?
Что мы могли бы сказать о поэте, создавшем такое чудо?
(Слайд № 16)
Эпиграф: «______________» (открываю)
Я думаю, что и нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова Ф.И. Тютчева, почувствовать его настроение.
VIII. Оценки.
IX. Домашнее задание. Наизусть.
(Слайд № 17)
Спасибо за активную работу! Урок окончен.