Урок литературного чтения в 3 классе » Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»»

Урок литературного чтения в 3 классе

Учитель Зыкова Г.И. ГБОУ СОШ № 840

г. Москва

Тема урока: Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель урока: обнаружить закономерности сказочного жанра

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок:

Начинается урок

Наступает тишина

Сказка в гости к нам пришла.

— О чем сегодня пойдет речь на уроке?

— Как вы понимаете эти строчки?

Слайд №1.

«Сказка ложь, да в ней намёк.

Добрым молодцам урок»

Слайд №2.

— Какое произведение мы называем «сказка»

(Сказка- повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.)

— Какие сказки мы читали?

( Русские народные сказки: «Кузьма скоробогатый», «Кот, лиса и петух», «Лиса и кот» …)

( Литературные сказки(авторские): «Кот в сапогах» Ш.Перро, Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, «Откуда у кита такая глотка» Р. Киплинг, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

-Прочитайте названия сказок:

«Гуси- лебеди»

«Кот, лиса и петух»

«По щучьему веленью»

«Кот и лиса»

— Что их объединяет? (русские народные сказки)

— Разделите их на две группы (Волшебные и сказки о животных)

Слайд №3

— давайте вспомним героев (персонажей) волшебной сказки

Слайд №4

Заступник

Злодей (В качестве врагов — фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Баба-яга,…)

Страдалец (это положительные герои: Иванушка дурачок, Марья Моревна, гонимая сиротка…)

Чудесные помощники: (тотемные)( Конь, добрая старушка, лягушка, коровушка, …)

Что ещё характерно для волшебных сказок?

Чудесные предметы: кошелёк- самотряс, скатерть- самобранка, дубинка- самобойка, гусли- самогуды…)

Слайд №5

Давайте вспомним как построена сказка.

Композиция сказки

  1. Зачин

  2. Основная часть

  3. Концовка

-По каким «сказочным премудростям» можно узнать сказку

Слайд №6

1. Постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый молодец, красно- солнышко

2. Троекратные повторы (за тридевять земель, в тридевятое царство, три сестры, три испытания…)

3. Повторы слов в разных частях сказки

4. «Формулы» — особые слова, которые повторяются из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не горюй, ложись спать, утро вечера мудренее).

— Для чего все эти особые подсказки народ придумал (для того, чтобы было легко запоминать, рассказывать)

-Можно ли сказать, что слова «сказка» и «рассказ» синонимы?

-«Собиратель» сказок и «сказочник» (бахарь) одно и то же?

-Одинаковые ли это вещи – читать сказки и рассказывать?

II. Откройте учебник.

-Прочитайте вступительное слово автора учебника (сказка будет прозаическая, напевная, печальная)

Слайд №7

-Как вы понимаете слова автора?

-К какой сказке эта иллюстрация?

-Кто автор?

-На какие вопросы нам предстоит ответить при работе с этой сказкой?

Слайд №8

1) Особенности русской народной сказки.

2)Определить к какой группе относится эта сказка.

III. Чтение сказки. Приложение №1.

-Почему автор сравнивает эту сказку с печальной песней?

-Найдите те моменты, которые очень похожи на песню.

-Есть ли здесь рифма, как в песне?

-Тогда почему она звучит напевно?

(Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят в конце строк)

-Такой прием в литературе называется инверсия. Этот прием характерен для русских народных сказок

-Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи.

-Что вы заметили? (Исчезла напевность)

-Почему автор учебника называет её печальной? (Много несчастий преследует брата и сестру)

Сначала остались одни- одинёшеньки

Иванушка превратился в козлёночка

Ведьма топит Алёнушку

Ведьма хочет зарезать козлёночка

IV. Физкультминутка.

V. Определите вид сказки (Волшебная)

Слайды № 9-14

-Докажите.

Происходит волшебство:

  1. Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека.

  2. Алёнушка, утонув, осталась живой.

  3. Ведьма оборачивается Алёнушкой.

-Почему никто «ведьму» не распознал, а только Иванушке всё было «ведомо»?

(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. А Иванушка, обернувшись козлёночком, превратился из земного существа в представителя волшебного мира и стал обладать двойным зрением)

-Что ещё было «ведомо» Иванушке? (Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться)

-Найдите еще признаки волшебной сказки.

-Сколько раз он просил выплыть её на бережок? (Магия числа 3)

-Найдите ещё примеры действия магия числа 3.

Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться

Три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком

В каждой волшебной сказке герои отправляются в дальний путь

Герои проходят испытания

-Какие обстоятельства жизни заставили наших героев отправиться в дальнюю дорогу? (Пошла Алёнушка на работу т.к. они осиротели)

-Через какое испытание им предстояло пройти? (Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал)

-Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался старшую сестру)

-Что же им помогло выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, они любили друг друга)

-Что ещё характерно для русской народной сказки?

Зачин и счастливый конец

-Прочитайте то и другое

Повторы

-А есть ли в этой сказке повторы (Шли-шли, жить-поживать, одни-одинёшеньки, подумала-подумала)

-Вернёмся к названию сказки

-Что вы заметили? (Слова употреблены в ласкательной форме)

-Есть ли в этой сказке ещё слова в такой форме. Назовите.

-Назовите, какие особенности волшебной сказки мы нашли?

Слайд №15

1. Зачин и счастливая концовка

2. Повторы слов и ситуаций

3. Уход из дома

4. Испытание

5. Превращения

6. Магия числа 3

7. Особая народная лексика

-Как в сказке показано, что добро побеждает зло?

-Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать близких в беде)

Слайд №16

-Согласны ли вы с комментарием автора: очень грустная, но очень красивая сказка?

Попытаемся заглянуть в глубокий философский смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

История эта о становлении личности человека. В раннем детстве ребенок впитывает в себя знания, правила поведении, образ жизни из окружающего мира. И то, из какого источника он напьется, зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды из недр матушки-земли ( впитает с молоком матери сказки, песни, любовь к родине) — станет богатырем, а напьется из болотца — станет «козленочком». И такому «козленочку» нужно пройти через трудные жизненные испытания, чтобы стать человеком.



Слайд № 17

Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».

-Подумайте, что же роднит картину и сказку?

-Представьте, что случилось, если бы Иванушка ослушался сестру с первого раза.

-Как изменился бы сюжет сказки? Это и есть ваше домашнее задание, а мы на следующем уроке продолжим разговор.















Свежие документы:  Сочинение на тему «Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: