Урок литературного чтения в 4 классе » Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»»



Ленинградская область г. Сосновый Бор

МБОУ «СОШ № 6» Малютина Е.А.

Урок литературного чтения в 4 классе.

Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».

Цели : Развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них ; учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий; воспроизводить содержание по вопросам ; развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения.

Оборудование.

Учебник «Литературное чтение», ученик в роли барона Мюнхгаузена, на доске выставка рисунков учащихся о подвигах барона Мюнхгаузена.

Ожидаемый результат:

  • Систематизация знаний по творчеству Э. Распэ , основных моментов биографии;

  • Активизация читательской деятельности учащихся;

  • Умение анализировать полученные знания и самооценка;


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

I Орг. момент.

Сообщает тему и цель урока

Слушают учителя, читают цели урока с доски, настрой на работу.

II Изучение нового материала.

Проверка дом.задания.

Продолжение работы по теме.

Закрепление изученного.

Домашнее задание.

Учитель ведет рассказ – беседу по творчеству Распэ Э.

Учитель задает вопросы по пройденному материалу.


Выступления подготовленных ребят.

Отвечают на вопросы, составляют рассказ по предложенному материалу, делают выводы, анализируют.

Включаются в работу на всех этапах урока.

III

Итог урока

Проводит инструктаж по оценки деятельности учащихся на уроке, благодарит за работу.


Оценивают свою работу


Подготовительная работа.

В течении всей недели учащиеся знакомились с произведениями Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»; на уроке рисования отобразили понравившиеся эпизоды, произошедшие с бароном.

Ход урока.

I .Знакомство с творчеством Э.Распэ.





Сегодня мы познакомимся с творчеством Рудольфа Эриха Распэ.(Портрет и годы жизни (1737-1794г.) на доске).

1.Немецкий литератор, как-то познакомился с анонимными рассказами (неизвестного автора) о «геройских подвигах» одного барона, прибавил к этим анекдотам и небылицам придуманные им самим эпизоды и связал все новеллы (небольшие рассказы) в единое целое. Автор думал, что выдумки барона Мюнхгаузена, доведенные до невероятности, могут предостеречь доверчивых людей и постепенно перестанут лгать и обманывать. Но люди восприняли эту фантастику как удивительную сказку, в которой происходит много диковинных вещей.

2.Но, оказывается, сам герой Распэ лицо историческое.

Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен (1720-1797г.) – хвастун и краснобай (красноречиво говорил, интересно) некоторое время находился на службе в России и принимал участие в русско-турецкой войне. С юности он обожал веселые проказы. По возвращении на родину, в Германию, занимаясь хозяйством и охотой, развлекал гостей небылицами, которые с ним произошли. Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из приключений барона на Сырном острове.

II. Работа по теме урока. (Стук в дверь, входит ученик в роли барона):

Барон:-Нет, вы только подумайте, они не верят, что я самый правдивый человек на земле?

Учитель:-Как вы сюда попали? Кто вы, собственно, такой?

Барон:-Я самый правдивый. Я потомственный рыцарь Мюнхгаузен, прожил длинную, полную приключений жизнь. Где я только не побывал?

Учитель:-Вы были в России?

III. «Открытие» нового знания. История России.

Учитель рассказывает о забавах русских бояр (охота на русских медведей и т.д.), добавляет ученик в роли Мюнхгаузена.

Учитель:-Может быть вы расскажете, барон, как вы очутились на сырном острове?

Барон:- Это очень хорошо пересказал Распэ. Прочитайте текс в учебнике, а я еще раз вместе с вами отправлюсь на сырный остров.

IV.Проверка домашнего задания.

Учитель:-Дома мы с вами прочитали этот текст. Ответьте отрывками из текста.( Работа с учебником).

Учитель:- Почему именно с бароном происходят эти необыкновенные приключения? (не сидит дома)

Учитель:-Что произошло с бароном в океане?(ответы детей)

Учитель:-В чем необычность того берега, к которому пристал корабль Мюнхгаузен? Докажите текстом.

Учитель:- Этот остров обитаем? Какие это люди? Почему у них три ноги? Как вы думаете?(Ответы детей).

Учитель: — Какие еще особенности вы заметили этого острова, кроме того, того что он сделан из сыра? (Ответы детей).

Учитель: — Почему барон все-таки уплывает? (Ответы детей -любит приключения).

Учитель: -Какие вы еще знаете приключения барона? Давайте вспомним про них, путешествуя по музею барона.

Оборудование: картинки средств передвижения барона; карта мира; картины животных – медведь, кабан, лев, крокодил).

Учитель: — Назовите средства передвижения барона в его путешествиях? (лошадь, волк, ядро, утки).

V. Физкультурная минутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Учитель: — В каких государствах побывал барон? (Россия, Турция, Египет, Италия, Америка, Англия, остров Цейлон).

Учитель: — С какими врагами приходилось герою вступать в схватку? (медведь, кабан, лев, крокодил).

Учитель: — Что использует барон, когда нет патрон?

Учитель: -Ч то помогает барону в его приключениях? (ум, смекалка, находчивость).

Учитель:- Какие черты характера проявляются во время путешествий?

VII. Закрепление изученного. Учащиеся рассказывают о понравившихся рассказах барона.

Вывод на доске выводится : Барон (какой?) ловкий, смелый, хитрый, хвастливый.

Учитель: — Но, он к правдивым элементам добавляет сказочные, диковинные вещи (чего быть не







может). Как же понять: «Не любо-не слушай, а врать не мешай».

-Барона можно назвать фантазером?

VIII.Домашнее задание: творческая работа мини-сочинение.

«Как-то раз со мной произошел такой случай»

Если бы не слушали его рассказы, то до нас не дошли бы рассказы о бароне Мюнхгаузене.

IX. Итог урока. Рефлексия.

-Чему учились на уроке?

-Оцените себя на уроке и оцените работу класса.

( у уч-ся таблица – оценка себя на уроке)



Характерные черты


Я

Класс

Добросовестно



Аккуратно



Кое-как



Старательно



Небрежно



Без интереса



Увлеченно



Спустя рукава



С любовью



По приказу
















Я хочу похлопать (имя), потому что мне понравилось, как он сегодня работал на уроке. А тебе, (имя), чья работа понравилась больше? Похлопай товарищу.

(и так далее, пока весь класс не будет хлопать последнему ученику. Хлопают вместе с учителем.)


Используемая литература.


1.Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику 4 класса Л.Ф.Климановой.




Свежие документы:  Сочинение на тему "Наташа Ростова на пути к счастью"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: