Ленинградская область г. Сосновый Бор
МБОУ «СОШ № 6» Малютина Е.А.
Урок литературного чтения в 4 классе.
Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».
Цели : Развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них ; учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий; воспроизводить содержание по вопросам ; развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения.
Оборудование.
Учебник «Литературное чтение», ученик в роли барона Мюнхгаузена, на доске выставка рисунков учащихся о подвигах барона Мюнхгаузена.
Ожидаемый результат:
Систематизация знаний по творчеству Э. Распэ , основных моментов биографии;
Активизация читательской деятельности учащихся;
Умение анализировать полученные знания и самооценка;
Действия учителя | Действия учащихся | |
I Орг. момент. | Сообщает тему и цель урока | Слушают учителя, читают цели урока с доски, настрой на работу. |
II Изучение нового материала. Проверка дом.задания. Продолжение работы по теме. Закрепление изученного. Домашнее задание. | Учитель ведет рассказ – беседу по творчеству Распэ Э. Учитель задает вопросы по пройденному материалу.
| Выступления подготовленных ребят. Отвечают на вопросы, составляют рассказ по предложенному материалу, делают выводы, анализируют. Включаются в работу на всех этапах урока. |
III Итог урока | Проводит инструктаж по оценки деятельности учащихся на уроке, благодарит за работу.
| Оценивают свою работу
|
Подготовительная работа.
В течении всей недели учащиеся знакомились с произведениями Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»; на уроке рисования отобразили понравившиеся эпизоды, произошедшие с бароном.
Ход урока.
I .Знакомство с творчеством Э.Распэ.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Рудольфа Эриха Распэ.(Портрет и годы жизни (1737-1794г.) на доске).
1.Немецкий литератор, как-то познакомился с анонимными рассказами (неизвестного автора) о «геройских подвигах» одного барона, прибавил к этим анекдотам и небылицам придуманные им самим эпизоды и связал все новеллы (небольшие рассказы) в единое целое. Автор думал, что выдумки барона Мюнхгаузена, доведенные до невероятности, могут предостеречь доверчивых людей и постепенно перестанут лгать и обманывать. Но люди восприняли эту фантастику как удивительную сказку, в которой происходит много диковинных вещей.
2.Но, оказывается, сам герой Распэ лицо историческое.
Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен (1720-1797г.) – хвастун и краснобай (красноречиво говорил, интересно) некоторое время находился на службе в России и принимал участие в русско-турецкой войне. С юности он обожал веселые проказы. По возвращении на родину, в Германию, занимаясь хозяйством и охотой, развлекал гостей небылицами, которые с ним произошли. Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из приключений барона на Сырном острове.
II. Работа по теме урока. (Стук в дверь, входит ученик в роли барона):
Барон:-Нет, вы только подумайте, они не верят, что я самый правдивый человек на земле?
Учитель:-Как вы сюда попали? Кто вы, собственно, такой?
Барон:-Я самый правдивый. Я потомственный рыцарь Мюнхгаузен, прожил длинную, полную приключений жизнь. Где я только не побывал?
Учитель:-Вы были в России?
III. «Открытие» нового знания. История России.
Учитель рассказывает о забавах русских бояр (охота на русских медведей и т.д.), добавляет ученик в роли Мюнхгаузена.
Учитель:-Может быть вы расскажете, барон, как вы очутились на сырном острове?
Барон:- Это очень хорошо пересказал Распэ. Прочитайте текс в учебнике, а я еще раз вместе с вами отправлюсь на сырный остров.
IV.Проверка домашнего задания.
Учитель:-Дома мы с вами прочитали этот текст. Ответьте отрывками из текста.( Работа с учебником).
Учитель:- Почему именно с бароном происходят эти необыкновенные приключения? (не сидит дома)
Учитель:-Что произошло с бароном в океане?(ответы детей)
Учитель:-В чем необычность того берега, к которому пристал корабль Мюнхгаузен? Докажите текстом.
Учитель:- Этот остров обитаем? Какие это люди? Почему у них три ноги? Как вы думаете?(Ответы детей).
Учитель: — Какие еще особенности вы заметили этого острова, кроме того, того что он сделан из сыра? (Ответы детей).
Учитель: — Почему барон все-таки уплывает? (Ответы детей -любит приключения).
Учитель: -Какие вы еще знаете приключения барона? Давайте вспомним про них, путешествуя по музею барона.
Оборудование: картинки средств передвижения барона; карта мира; картины животных – медведь, кабан, лев, крокодил).
Учитель: — Назовите средства передвижения барона в его путешествиях? (лошадь, волк, ядро, утки).
VI. Продолжение работы по теме урока.
Учитель: — В каких государствах побывал барон? (Россия, Турция, Египет, Италия, Америка, Англия, остров Цейлон).
Учитель: — С какими врагами приходилось герою вступать в схватку? (медведь, кабан, лев, крокодил).
Учитель: — Что использует барон, когда нет патрон?
Учитель: -Ч то помогает барону в его приключениях? (ум, смекалка, находчивость).
Учитель:- Какие черты характера проявляются во время путешествий?
VII. Закрепление изученного. Учащиеся рассказывают о понравившихся рассказах барона.
Вывод на доске выводится : Барон (какой?) ловкий, смелый, хитрый, хвастливый.
Учитель: — Но, он к правдивым элементам добавляет сказочные, диковинные вещи (чего быть не
может). Как же понять: «Не любо-не слушай, а врать не мешай».
-Барона можно назвать фантазером?
VIII.Домашнее задание: творческая работа мини-сочинение.
«Как-то раз со мной произошел такой случай»
Если бы не слушали его рассказы, то до нас не дошли бы рассказы о бароне Мюнхгаузене.
IX. Итог урока. Рефлексия.
-Чему учились на уроке?
-Оцените себя на уроке и оцените работу класса.
( у уч-ся таблица – оценка себя на уроке)
Я | Класс | |
Добросовестно | | |
Аккуратно | | |
Кое-как | | |
Старательно | | |
Небрежно | | |
Без интереса | | |
Увлеченно | | |
Спустя рукава | | |
С любовью | | |
По приказу | | |
— Я хочу похлопать (имя), потому что мне понравилось, как он сегодня работал на уроке. А тебе, (имя), чья работа понравилась больше? Похлопай товарищу.
(и так далее, пока весь класс не будет хлопать последнему ученику. Хлопают вместе с учителем.)
Используемая литература.
1.Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику 4 класса Л.Ф.Климановой.