Урок литературного чтения в 4 классе, программа « Гармония» Тема: Чехов «Ванька»

Урок литературного чтения в 4 классе, программа « Гармония»

Тема: Чехов «Ванька»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Форма урока: урок – презентация.

Приложение к разработке:

Карточки с заданиями, словари, презентация.

Этап

Цель

Содержание деятельности /методы/

Результат

I. Орг. момент

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

Проверка готовности к уроку.

Все ли готовы к уроку.

Представление о готовности к уроку

II. Актуализация знаний обучающихся.










Вспомнить отрывки из знакомых произведений о детях.


































Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое.

Вспомните, из каких произведений отрывки.

Что объединяет эти произведения?

Ответы уч-ся: о трудной жизни детей.

Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.

III.Целеполагание:









IV.Планирование.
















Учить ставить цели обучающихся.









Учить учащихся планировать свои действия.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?







А что нам надо сделать на уроке,

Что бы узнать об этом? /на доску вывешиваются таблички

последовательность работы/.

В конце урока мы вернемся к нашему плану и посмотрим все ли нам удалось сделать.

Демонстрация отрывка письма из произведения. Когда и кем было написано это письмо?

О трудной жизни детей









Прочитать, выборочно прочитать, понять и сделать выводы, познакомиться с автором.









Предположения уч-ся.



V.Мотивация.

Помочь понять о каком времени

будет идти речь в произведении

показ слайда

/ революция 1917 г., флаги, лента

времени/

Дать историческую справку

VI.Новый материал.










  • познакомить с биографией А.П. Чехова;

  • дать возможность уч-ся публично выступать




показ слайда

/ биография А.П. Чехова/

Рассказ о трудной жизни Чехова.

Как вы поняли, какой была жизнь А.П. Чехова?

Что жизнь А.П.Чехова была сложной.

VII.Первичное восприятие текста












  • познакомить уч-ся с новым произведением;

  • формировать навыки беглого чтения






Послушайте рассказ «Ванька» /читает

учитель/

уч-ся следят «глазами»

  • Понравился ли вам рассказ?

  • С каким настроением вы его слушали?

  • Что тронуло вас при чтении этого рассказа?

Первичное восприятие



VIII.Работа над текстом в группах

























































































































































































































































IX.Итог



































X.Рефлексия























































XI.Домашнее задание








  • понять текст;

  • учить сотрудничеству в поиске информации.



























































































































































































































































































Оценить работу класса и учащихся.



















































Закрепить новый материал дома.

1)Разделите рассказ на части.

Прочитайте начало и конец 1части /со слов «Ванька перевел глаза на темное окно…» до слов

«Как будто его перед праздником

помыли и потерли снегом…»

Объясните, почему вы так решили?

Сегодня вы будете работать в группах. Вам предстоит договориться, кто какое задание будет выполнять. Задания написаны на листочках. Посовещавшись,

выступающий должен всему классу рассказать о своем задании. Обратите внимание /громко, выразительно, правильно/.Всем уч-ся внимательно слушать и следить за ответом выступающего. Будьте готовы оценить, как выступал отвечающий.

Свое высказывание надо строить…

/карточки- «помогайки»/

Чтобы понять содержание рассказа, необходимо выполнить следующие задания:

I часть

Чтение «Разведка»

  1. «Знайки»

Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.

  1. «Умейки»

Как автор описывает ночь в деревне?

  1. «Почемучки»

От какого лица ведется повествование в этой части?



Работа со словарем: уч-ся называют непонятные слова, которые при чтении вызвали затруднение и поясняют.



Выполнение 1 задания в группах:

прочитали, согласовали по заданиям /уч-ся выступили перед классом/.

Учитель при оценке выступающих обращает внимание на выразительность, правильность ответа.









II часть

Чтение «Работают только губы»

  1. «Знайки»

Найдите и прочитайте, из чего состоит «учение Ваньки»?

  1. «Умейки»

На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?

  1. «Почемучки»

Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика?

Учитель:

  • Какую работу выполнял Ванька в доме сапожника? Как Вы думаете: уход за ребенком, помощь по хозяйству, чистка рыбы…..

  • Это настоящее учение? А чему должен был учиться девятилетний мальчик?

  • А почему Ванька хочет убежать от такого учения? Как ты оцениваешь действия хозяев по отношению к мальчику?

Вывод: совершенно верно, они нарушают его права /на учебу, отдых, на неприкосновенность/.

Так было до революции.

  • А какие права имеете вы?

(показ слайда «Декларация прав ребенка»)



III часть

Жужжащее чтение

  1. «Знайки»

Как ты думаешь, Ванька более развит, чем Петька? Почему?



  1. «Умейки»

В чем причина этого?

  1. «Почемучки»

Что для Ваньки является его « дачей», т.е. самыми светлыми воспоминаниями?

(смотри в приложение «Начни свое выступление так».

Выступающий уч-к: Нам было задание найти информацию и доказать о том, что Ванька был более развит, чем Петька.

Мы решили, что причиной …..



IV часть

Чтение «шепотом»

1.«Знайки»

Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный, чрезвычайно сообразительный мальчик?

Докажите словами из текста.

2.«Умейки»

Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматичной?

  1. «Почемучки»

Как автор называет письмо?

(доверено самое сокровенное, мечты, надежды).



Учитель:

Вы согласны с утверждением, что Ванька был наблюдательный и сообразительный?

В каком состоянии находится Ванька?

(безысходности)



Возвращаемся к плану. Все ли мы сделали на уроке?

(на доске наглядно показываю красным флажком, что сделано)

Возвращаемся к гипотезе.

  1. Удалось ли Чехову правдиво описать жизнь Ваньки?

  2. А почему автор так точно описывает жизнь мальчика до революции?



Вывод: Да, вы оказались правы. Чехов говорил о себе вот так…

(слайд портрет Чехова, эпиграф)

«В детстве у меня не было детства….»





  1. Обращаемся к плану работы, оцениваем его выполнение.

  2. С автором произведения познакомились?

  3. Над содержанием текста поработали?

Вывод:

Все ли на уроке нам удалось сделать, что запланировали?

Давайте подумаем, что при выступлении ребят удалось, получилось?

Учитель: Я заметила, что надо поработать над выразительностью.

А удалось ли вам поработать в группах?





Вывод:

Мы сегодня учились выступать перед классом.















По желанию выбрать то задание, которое вам бы хотелось выполнить.

1.Предлагаю вам побывать в роли писателя и продолжить рассказ.

2. Пересказать близко к тексту отрывок, который произвел на вас наибольшее впечатление.

3. Прочитайте «как диктор» отрывок, который произвел на вас наибольшее впечатление.






















Учащиеся узнают о предъявляемых к ним требованиям.

















































Умение находить в тексте

слова-доказательства.



















Умение находить нужную информацию, работать с текстом.



Оценивать выступающих.















Вывод: не смотря на то, что Ванька был отдан в учение, он ничему не учился.



Понимание страшных слов «смерть одна»,какая безысходность. Мальчику

плохо в чужой семье, никто его не любит, и он скучает по дедушке.











































Ваньке повезло, что в его жизни встретились люди,

которые научили его писать, считать и даже плясать кадриль.

































Понять, из каких двух частей состоит девятилетняя жизнь Ваньки. Насколько было тяжело жить мальчику у Алехина. Время жизни в деревне среди родных и знакомых ему людей, которые любили его.



















Чехов жил в этот период времени и ему жилось так же трудно.

























О том как поработали на уроке: получалось ли договориться в группе, помогали ли друг другу при выполнении заданий.



































Оценка, обсуждение самых удачных работ учащихся.





















Свежие документы:  Литературное чтение. 3 класс. А. С. Пушкин. Биографический очерк. «Вся жизнь - один короткий миг»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: