Урок литературного чтения в 4 классе, программа « Гармония»
Тема: Чехов «Ванька»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Форма урока: урок – презентация.
Приложение к разработке:
Карточки с заданиями, словари, презентация.
Цель | Содержание деятельности /методы/ | Результат | |
I. Орг. момент Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. | Проверка готовности к уроку. | Все ли готовы к уроку. | Представление о готовности к уроку |
II. Актуализация знаний обучающихся.
| Вспомнить отрывки из знакомых произведений о детях.
| Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вспомните, из каких произведений отрывки. Что объединяет эти произведения? | Ответы уч-ся: о трудной жизни детей. Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста. |
III.Целеполагание:
IV.Планирование.
| Учить ставить цели обучающихся.
Учить учащихся планировать свои действия. | Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
А что нам надо сделать на уроке, Что бы узнать об этом? /на доску вывешиваются таблички последовательность работы/. В конце урока мы вернемся к нашему плану и посмотрим все ли нам удалось сделать. Демонстрация отрывка письма из произведения. Когда и кем было написано это письмо? | О трудной жизни детей
Прочитать, выборочно прочитать, понять и сделать выводы, познакомиться с автором.
Предположения уч-ся. |
Помочь понять о каком времени будет идти речь в произведении | показ слайда / революция 1917 г., флаги, лента времени/ | Дать историческую справку | |
VI.Новый материал.
|
| показ слайда / биография А.П. Чехова/ Рассказ о трудной жизни Чехова. Как вы поняли, какой была жизнь А.П. Чехова? | Что жизнь А.П.Чехова была сложной. |
VII.Первичное восприятие текста
|
| Послушайте рассказ «Ванька» /читает учитель/ уч-ся следят «глазами»
| Первичное восприятие |
VIII.Работа над текстом в группах
IX.Итог
X.Рефлексия
XI.Домашнее задание
|
Оценить работу класса и учащихся.
Закрепить новый материал дома. | 1)Разделите рассказ на части. Прочитайте начало и конец 1части /со слов «Ванька перевел глаза на темное окно…» до слов «Как будто его перед праздником помыли и потерли снегом…» Объясните, почему вы так решили? Сегодня вы будете работать в группах. Вам предстоит договориться, кто какое задание будет выполнять. Задания написаны на листочках. Посовещавшись, выступающий должен всему классу рассказать о своем задании. Обратите внимание /громко, выразительно, правильно/.Всем уч-ся внимательно слушать и следить за ответом выступающего. Будьте готовы оценить, как выступал отвечающий. Свое высказывание надо строить… /карточки- «помогайки»/ Чтобы понять содержание рассказа, необходимо выполнить следующие задания: I часть Чтение «Разведка»
Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.
Как автор описывает ночь в деревне?
От какого лица ведется повествование в этой части?
Работа со словарем: уч-ся называют непонятные слова, которые при чтении вызвали затруднение и поясняют.
Выполнение 1 задания в группах: прочитали, согласовали по заданиям /уч-ся выступили перед классом/. Учитель при оценке выступающих обращает внимание на выразительность, правильность ответа.
II часть Чтение «Работают только губы»
Найдите и прочитайте, из чего состоит «учение Ваньки»?
На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?
Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика? Учитель:
Вывод: совершенно верно, они нарушают его права /на учебу, отдых, на неприкосновенность/. Так было до революции.
(показ слайда «Декларация прав ребенка»)
III часть Жужжащее чтение
Как ты думаешь, Ванька более развит, чем Петька? Почему?
В чем причина этого?
Что для Ваньки является его « дачей», т.е. самыми светлыми воспоминаниями? (смотри в приложение «Начни свое выступление так». Выступающий уч-к: Нам было задание найти информацию и доказать о том, что Ванька был более развит, чем Петька. Мы решили, что причиной …..
IV часть Чтение «шепотом» 1.«Знайки» Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный, чрезвычайно сообразительный мальчик? Докажите словами из текста. 2.«Умейки» Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматичной?
Как автор называет письмо? (доверено самое сокровенное, мечты, надежды).
Учитель: Вы согласны с утверждением, что Ванька был наблюдательный и сообразительный? В каком состоянии находится Ванька? (безысходности)
Возвращаемся к плану. Все ли мы сделали на уроке? (на доске наглядно показываю красным флажком, что сделано) Возвращаемся к гипотезе.
Вывод: Да, вы оказались правы. Чехов говорил о себе вот так… (слайд портрет Чехова, эпиграф) «В детстве у меня не было детства….»
Вывод: Все ли на уроке нам удалось сделать, что запланировали? Давайте подумаем, что при выступлении ребят удалось, получилось? Учитель: Я заметила, что надо поработать над выразительностью. А удалось ли вам поработать в группах?
Вывод: Мы сегодня учились выступать перед классом.
По желанию выбрать то задание, которое вам бы хотелось выполнить. 1.Предлагаю вам побывать в роли писателя и продолжить рассказ. 2. Пересказать близко к тексту отрывок, который произвел на вас наибольшее впечатление. 3. Прочитайте «как диктор» отрывок, который произвел на вас наибольшее впечатление.
| Учащиеся узнают о предъявляемых к ним требованиям.
Умение находить в тексте слова-доказательства.
Умение находить нужную информацию, работать с текстом.
Оценивать выступающих.
Вывод: не смотря на то, что Ванька был отдан в учение, он ничему не учился.
Понимание страшных слов «смерть одна»,какая безысходность. Мальчику плохо в чужой семье, никто его не любит, и он скучает по дедушке.
Ваньке повезло, что в его жизни встретились люди, которые научили его писать, считать и даже плясать кадриль.
Понять, из каких двух частей состоит девятилетняя жизнь Ваньки. Насколько было тяжело жить мальчику у Алехина. Время жизни в деревне среди родных и знакомых ему людей, которые любили его.
Чехов жил в этот период времени и ему жилось так же трудно.
О том как поработали на уроке: получалось ли договориться в группе, помогали ли друг другу при выполнении заданий.
Оценка, обсуждение самых удачных работ учащихся. |