Урок литературного чтения в 4 классе «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан






Урок

литературного чтения

в 4 классе.


Тема: «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»



Тимиряева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан















Макулово 2011





Урок литературного чтения в 4 классе.


Тема: Саша Чёрный «Дневник фокса Микки».

Тип урока: комбинированный.

Учебник: Н.А. Чуракова. Литературное чтение 4 класс.

Цель: продолжить знакомство с биографией и творчеством Саши Чёрного, формировать читательские умения у детей при работе с текстом, развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность, расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие операции мышления;

Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

Оборудование: учебник, выставка «Наши верные друзья», карточки для словарной работы, карточки-символы парной и групповой работы; рисунки учащихся; слайды — презентация через мультимедиа о Саше Чёрном, картина «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» Бориса Кустодиева.


Ход урока.

Эпиграф урока:

Как удивительно хороша жизнь!

Как мозаика состоит она из

Разноцветных кусочков впечатлений,

Порою мимолётных, но тем не менее

Глубоко западающих в душу.

Умели бы видеть глаза и сердце…

/К. Дитман /

— Вчитайтесь и задумайтесь над смыслом высказывания Дитмана.

— О чём он мечтает?

— И я ребята, хочу видеть искорку в ваших зорких глазах, мечтою разбудить вашу душу и сердце.

— Вспомните, каким вопросом закончился наш прошлый урок.

«Собака бывает кусачей только от жизни собачьей?» «Собачья жизнь» — что это? Метафора или реальность?

«Собачий ветер», «собачий холод», «собачья жизнь»? Попробуем поразмышлять по этому поводу.

— прежде чем попытаться ответить на данный вопрос я предлагаю вам вспомнить литературные приёмы.

ΙΙ. Работа в парах.

Соотнести стрелками литературные приёмы с их определениями:

Метафора




Сравнение





Олицетворение








Омордотворение


Один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Описываемый предмет внешне уподобляется человеку.


Скрытое сравнение, основанное на сходстве межу далёкими явлениями и предметами.

В основе приёма лежит неназванное сравнение одних предметов другими, имеющими общий признак.


Одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов.


— Что заинтересовало? Как понять «о – мордо — творение»? А не хотите попробовать этот приём?

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "В. Закруткин «Матерь человеческая»" 11 класс

III. Сопоставить мысли двух персонажей по одному и тому же поводу.

«Хозяин и пёс на прогулке».

(Одни представляют себя в роли хозяина, а другие входят в роль собачки).

— Мне понравилось, как вы вошли в роли. А вам понравилось как Саша Чёрный перевоплощается в своего героя и воспринимает мир глазами Фокса Микки?

(Мы сегодня продолжим работу по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки»).

IV. Работа по содержанию текста.

— Покажите, обращаясь к тексту, что он действительно написан от лица собаки (выборочное чтение).

— Любит ли Фокс Микки свою хозяйку Зину? Из чего видно его отношение к ней?

— Какими недостатками облают люди, с точки зрения Фокса?

(учитель зачитывает фрагменты текста и спрашивает, о чём же это говорит?)

  1. «Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое?»

— На какой же человеческий недостаток намекает фокс Микки в данном случае? (Плохой вкус; ничего не понимают в настоящей еде).

  1. «Едят утром, едят в полдень, едят вечером, а Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает (Обжоры, очень много едят).

  2. Всё говорят, говорят, говорят, точно из каждого граммофон в животе завели. (Очень болтливы).

  3. Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят ещё, что я обжора… (Не справедливы и невнимательны).



V. Словарная работа.

выбрать из трёх вариантов толкования непонятных слов – правильное:

Фокс – фокстерьер. Небольшая собака, с которой охотятся на живущих в норах мелких животных.

Попонка – покрывало для лошадей, собак, закрывающее спину и туловище

Клейстер – клей из крахмала, муки.

Околачиваться – ходить, находиться где-нибудь без дела, зря.

Философствовать – рассуждать на совершенно абстрактные темы, проявляя искреннюю любознательность и совершенно бескорыстное любопытство.


(через мультимедиа проектируется три варианта, один остаётся).

VI. Философские мысли фокса Микки.

— Почему у собак на кончике хвоста весной не распускаются бутоны?

— Почему у лысых людей весной не зеленеет на черепе травка?

— Почему ёлки всю зиму зелёные?

— Почему корова даёт много молока, а кошка мало?

А как вы относитесь к рассуждениям Фокса по поводу коровы и кур? (стр.113)

А) Это глупость;

Б) Это логично;

В) Это свежий взгляд на мир.

(Из этого вопроса можно выяснить, кто как относится к окружающей действительности).

Кто ответили на вопросы:

А) Вы смотрите на мир традиционно, даже не задумываясь, не задаваясь вопросом: а почему мир устроен именно так, а не иначе;

Б) Вы обладаете живым, подвижным и рациональным складом ума.

В) Вы обладаете способностью оценить необычность чужого восприятия мира, понять ценность оригинального взгляда на мир, кто обладает живым поэтическим взглядом на мир.

VII. Собачья жизнь фокса Микки.

— Вспомните, как подписывался в своём дневнике фокс (на доске вывешивается таблица).

  1. Первая собака умеющая писать.

  2. Одинокий, несчастный, холодный и голодный фокс Микки.

  3. Чудный и замечательный фокс Микки.

— В каких конкретных случаях он так подписывается?

VIII. Составление диафильма о жизни собачьей.

Из рисунков учащихся выбрать:

1 группа – счастливые минуты жизни фокса Микки;

2 группа – «чёрные дни» в судьбе собаки.

(озаглавить рисунок, подобрать титры к диафильму).

— Каких эпизодов в жизни фокса больше?

— Какие невзгоды обрушились на Микки и какой выход он нашёл?

Вывод. Фокс очень активно и эмоционально воспринимает окружающий мир, по природе он не нытик, но оптимист. Жалуясь на жизнь он не просто тихохонько плачет и ноет, но громко возмущается и даже ругается.

«Зачем же драться нахал горластый», очень резко комментирует случившееся и откровенно выражает своё отношение к обидчикам: («Ненавижу автомобили», «Почему он, автомобиль не гудел на повороте?», «Почему обрызгал меня грязью?»).

— Какую жалобу можно считать самой главной?

— Безусловно, главной является жалоба «Зина меня забыла», потому что фокс измучился от навалившихся на него несчастий (холода, голода, одиночества) устал от них, соскучился по своей главной подружке и хозяйке Зине, которая делила с ним его радости и огорчения.

Работа по картине «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» Бориса Кустодиева.

Я приглашаю вас посетить Самарский художественный музей, чтобы посмотреть «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» художника Бориса Кустодиева.

— подобрать несколько прилагательных.

(девочка — какая?)

(собачка – какая?)

— Кто в этой паре друзей старший: Ирина или Шумка?

Конечно собака и старше и умнее, мудрее. Обратите внимание на то, насколько уверенно маленькая девочка держит руку на спине собаки, как покорно сидит собака. Обе (и Ирина и Шумка) как будто специально нарядились, чтобы позировать художнику. Белому платьицу девочки соответствует белая манишка на груди собаки, форма которой напоминает форму букета в руках у девочки. Белым носкам на крепких ножках Ирины соответствует один носок на ножке у Шумки. Вот только выражения лиц у них разные.

У девочки – бесконечно наивное и даже немножко кукольно-бессмысленное, поскольку она очень маленькая.

У собачки – глаза умные, добрые, немного грустные, покорные, понимающие.

Удаётся ли художнику создать атмосферу радости и счастья, характерную для нормального детства?


Безусловно. И это создаётся самой сценкой, от которой исходит уют и тепло — единение малыша и её собачки, которая воспринимается как взрослая и умная няня, и даже освещением – какой-то особой солнечностью, светозарностью почти пустого угла комнаты.

Вспомните высказывание Зины: «Хозяева похожи на своих собак, и собаки – на своих хозяев». Этот вопрос остаётся открытым до следующего урока. Вдумайтесь в утверждение, взгляните по- новому на своих четвероногих друзей.


Домашнее задание.

  1. Попробуйте написать одну страничку из дневника вашей собачки.

  2. Подготовьте пересказ понравившейся части рассказа Саши Чёрного «Дневник фокса Микки».

  3. Вспомнить крылатые выражения со словом «собачий».



Используемая литература

1. Н.А. Чуракова. Литературное чтение 4 класс. Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература» , 2006

2. Н.А.Чуракова. Методический комментарий к учебнику Литературное чтение 4 класс. Ч.2. Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература» , 2006










Свежие документы:  Сочинение на тему «Культура речи современной молодежи»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: