Урок литературного чтения в 4 классе:
Подготовила:
Постникова Ольга Витальевна
Учитель начальных классов
МКОУ Грибановской СОШ №3
Воронежской области.
Тема: Е. Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени».
Урок литературного чтения 4 класс. УМК « Школа России».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока Знакомство детей со сказкой Е. Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени».
Задачи урока:
а) образовательные: Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению сказки . Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы. Учить выделять из текста главное, учить анализировать характеры и поступки героев.
б) развивающие: Создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся, пополнения словарного запаса учащихся.
в) воспитывающие: Способствовать воспитанию любви к чтению, любознательности, с помощью сказки подвести к осознанию последствий потерянного времени.
Методы: исследовательский, частично – поисковый.
Оборудование: учебник «Родная речь 4 класс» (авторы учебника Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка:
-Прочитай загадки скороговоркой. Отгадай. (слайд 2)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит.
Не догонишь его. (Время)
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы).
3.Сегодня мы продолжаем работу над сказкой Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» давайте повторим основные этапы жизни и творчества Е. Л. Шварца:
(слайд 3)
Евгений Львович Шварц
Советский писатель, драматург, автор более двадцати пьес для театра, а также сценариев к 11 кинофильмам и 1 мультфильму родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отроческие годы провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914-1916г.г.)
Начал печатать свои произведения в 1923г.
Умер Е. Л. Шварц 15 января1958г в Ленинграде.
4.Словарная работа:
1.-Дома вы прочитали сказку Е. Л. Шварца.
Начнём работать на сказкой со словарной работы. Объясните значение слов. ( слайд 4)
-Окладистая борода — широкая и густая борода.
-Керосиновая лампа – лампа освещающая при помощи керосина.
-Ходики – небольшие стенные часы с гирями.
2.Подбери синонимы к словам:
— Хмурый — угрюмый, ненастный.
-Сберечь — сохранить, спасти,
3. Подбери антонимы к словам:
— Состариться — помолодеть
— Трудиться – бездельничать, лениться.
5.Работа над содержанием сказки:
-«Сказка о потерянном времени» — почему произведение так называется?
-О чём заставляет нас задуматься Е. Л. Шварц?
-К какому жанру относится это произведение? (Авторская литературная сказка)
— Это волшебная сказка, в ней есть вымысел и элементы фантастики.
— Какие сказочные законы выполняются в сказке? (1. Закон сказочной справедливости- добро всегда побеждает зло. 2.Чудесные превращения. 3. В сказках всегда хороший конец.)
6. Физкультминутка.
Работа над содержанием сказки: (Продолжение)
А). Выборочное чтение.
Что вы узнали о Пете Зубове? ( слайд 5)
Что с ним однажды произошло? ( слайд 6)
Как Петя встретился с мамой? ( слайд 7)
Б). Беседа по содержанию сказки.
Что с ним произошло дальше? ( слайд 8)
Что он увидел, когда проснулся? ( слайд 9)
Какой разговор услышал Петя? ( слайд 10)
Как поступил Петя? ( слайд 11)
В). Характеристика главных героев.
Как Петя нашёл Марусю Поспелову? ( слайд 12)
Как Петя с Марусей нашли Наденьку Соколову? ( слайд 13)
Как ребята нашли Васю Зайцева? ( слайд 14)
Как добрались ребята до домика? ( слайд 15)
Что произошло в домике? ( слайд 16)
7.Работа с пословицами и поговорками:
— В сказке автор употребляет пословицы и поговорки.
-Найдите их и объясните их смысл.
(Держать ухо востро, — с. 10. Как сквозь землю провалился, — с 13. И в ус не дует, — с 13. Не терять времени даром, — с 14. Терять время понапрасну, — с 8.)
8. Рефлексия: (слайд 17)
Почему они смогли победить волшебников?
Чему учит эта сказка? (слайд 18)
9.Домашнее задание:
Подготовиться к чтению по ролям.
Литература:
Учебник: Литературное чтение . Л. Ф. Климанова
Поурочные разработки по литературному чтению. С. В. Кутявина.