«Большегалкинская СОШ»
Урок литературного чтения в 4 классе
«Г. Х. Андерсен. Русалочка.»
(Составила и провела учитель нач. классов Н.В. Григоревская)
Большая Галка – 2012г.
Нет сказок лучше тех,
которые создаёт сама жизнь.
Г. Х. Андерсен.
Цели. 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка».
2. Работать над техникой и выразительностью чтения.
3. Развитие внимательности, памяти, умение работать с художественным текстом, производить его анализ и делать выводы.
4. Воспитывать нравственные черты характера: доброты, человеколюбия, отзывчивости на примере сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка».
Оборудование: портрет Г. Х. Андерсена, иллюстрации к сказке, алгоритм написания синквейна, выставка книг Г. Х. Андерсена, магнитофон , музыка к мультфильму «Русалочка».
Тип урока: урок- обобщение.
Ход урок.
Организационный момент.
— Мы приветствуем вас, дорогие гости, на нашем литературном чтении. Ребята, повернитесь, поздоровайтесь с нашими гостями. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.
2. Повторение изученного материала.
Добрые сказки вы помните с детства,
Хочу, чтобы сказки любили вы,
Чтобы подкралась к самому сердцу
И зародило зерно доброты и любви.
-Так о чём пойдёт сегодня речь?
— Сейчас мы проведём небольшую викторину.
Викторина.
Как звали мальчика, которому в глаз и в сердце попали осколки дьявольского зеркала? (Кай. «Снежная королева»)
В кого превратился гадкий утёнок? (Лебедь. «Гадкий утёнок»)
В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (Лебеди. «Дикие лебеди»)
Как звали девочку, имя которой придумали благодаря её росту ? ( Дюймовочка»).
Кто был сыном старой оловянной ложки ? (Оловянный солдатик).
Какой предмет помог королеве выяснить настоящая перед ней принцесса? (Горошина)
Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев? (Из крапивы. «Дикие лебеди»)
Какую новую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля»? (Никакую)
Кто охранял сундуки с медью., серебром и золотом? ( Собаки. «Огниво»)
Что больше всего любила Русалочка? (Слушать рассказы о людях)
— Кто же написал все эти замечательные сказки? (Г. Х. Андерсен)
3. Проверка домашнего задания.
Сейчас мы проверим свои знания об авторе, выбираете номер ответа.
Тест.
В какой стране жил великий сказочник?
Швеция.
Германия
Дания
В каком возрасте мальчик научился читать?
В 4года.
В 7 лет.
В 9 лет.
Где учился Ганс Христиан?
В лицее.
В пансионате.
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Г. Х, Андерсену?
«Дюймовочка»
«Красная шапочка»
«Принцессе на горошине»
Как объявлен день рождения 2 апреля?
Международным женским днём.
Международным днём женской книги.
Днём Святого Валентина.
(31322)
-Какое число получили?
-Найдите сумму выбранных ответов и узнаете в каком возрасте Ганс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь? (В11 лет.)
-Хорошо.
— Да, Андерсена прославили его сказки, их количество достигает 170. На предыдущих уроках мы говорили, размышляли с вами над образами и поступками героев сказки «Русалочка». Сегодня мы обобщаем знания по данному произведению и раскроем тему добра и любви в сказке. Для этого , чтобы настроиться на работу, давайте на время закроем глаза и прислушаемся … (Звучит музыка).
— Что вы представили, когда звучала музыка? Какие чувства испытали?
— Как вы думаете может ли эта композиция стать «музыкальной иллюстрацией» к нашей сказке? Почему?
— Действительно, эти звуки напоминают нам именно то место, где жила героиня сказки- Русалочка. Давайте найдём это в тексте.
— Найдите в тексте портрет героини и зачитаем.
— Какая заветная мечта была у Русалочки? (Оказаться на поверхности моря и познакомиться с этим удивительным миром.)
-Что она при этом испытывала? (Радость, восторг)
— Кого встречает здесь Русалочка? Прочитайте.
— Что она при этом испытывала? ( Любовь.)
— Далее события развиваются стремительно. Внезапно начинается буря. Прекрасный принц падает в воду и начинает тонуть. Что при этом делает Русалочка?
— Почему Русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца?
— Какое качество Русалочки раскрывается в данном эпизоде? (Доброта)
-Как бы вы поступили на её месте?
— Что в образе Русалочки покорило вас?
— Почему она решает стать человеком?
— На какую жертву пошла Русалочка, Чтобы принц полюбил её?
— Любил ли принц Русалочку так, как она его? Как он её называл?
— Почему он на ней не женился?
-Могла ли она спастись? Что для этого она должна была сделать? Прочитайте.
— Какое решение приняла Русалочка?
— Как относился автор к своей героине? Докажите текстом.
-Так почему же тогда он позволил ей умереть?
— Что подарил автор своей любимой героине? (Бессмертную душу).
Физминутка.
Рыбки весело играли
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
Составление диафильма.
(По классу развешаны иллюстрации к сказке Андерсена «Русалочка»)
— Расположите иллюстрации в нужном порядке. (Играет музыка 1,5 мин)
— А теперь нам нужно подписать наши иллюстрации..
(Каждый ученик выбирает себе карточку с отрывком из текста и помещает под иллюстрацией).
— Какую проблему поднимает Андерсен в данной сказке?
— В чём её основная мысль ? Какие выводы вы сделали для себя?
— Можно сказать, что сюжет завершён?
— У вас имеются модели обложки. Вам их нужно будет оформить.
Итог урока.
— Мы с вами плодотворно поработали и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн.
Обратите внимание на эту книжную выставку.
– Как вы думаете для чего она здесь представлена?
— Какому герою сказок на родине Андерсена В Дании поставлен памятник? (Русалочке)
-Как вы думаете почему?
Домашнее задание.
Написать отзыв на сказку Андерсена «Русалочка» по плану:
автор, название;
тема сказки;
главные герои;
эпизод, который произвёл впечатление;
основная мысль сказки, вывод.
Рефлексия.
— У вас на партах лежат сердечки разных цветов. Сейчас вы поднимите сердечко того цвета, которое соответствует вашему настроению.
Красное — радостное, активное, весёлое.
Зелёное – нормальное, спокойное, хорошее.
Серое – унылое, грустное, печальное.
Чёрное – плохое тоскливое, тревожное.
Вывод : нужно уметь понимать, прощать других людей, не жить только для себя, стараться стать добрыми и благородными людьми.