Урок литературного чтения в 3 в классе
Тема: В.В.Бианки «Неслышимка».
Цели:
Познакомить с творчеством В.В.Бианки. Учить определять жанр произведения и его главную мысль.
Развивать навык выразительного чтения, внимание, расширять кругозор, творческие способности.
Воспитывать художественный вкус, обогащать чувственный, нравственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе, любовь к животным.
Оборудование: компьютер, портрет В.В.Бианки, иллюстрации, слова для словарной работы.
Методическое обеспечение: учебник по чтению Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева для 3 класса «В одном счастливом детстве» 1 часть.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационное начало урока.
Я рада новой встрече с вами
Мы снова вместе – вы и я.
Начинаем наш урок – он для вас.
Я желаю всем удачи, в добрый час.
Сейчас посмотрим, как вы подготовились к нашей встрече.
Речевая минутка.
Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.
А теперь прочитаем хором быстро и чётко.
3. Проверка домашнего чтения
— Что вы готовили к уроку?
— Какими чувствами поделился поэт с вами в этом стихотворении?
Бунин очень любил природу и с нами поделился красотой русской природы. Вы должны передать чувства поэта, прочитать стихотворение мелодичным тоном.
Послушаем стихотворение.(2- 3 уч.)
Оценивать чтение будите вы.
— Молодцы ребята!
4.Сообщение темы урока
Мы с вами убедились, что Бунин любил природу, а сегодня мы продолжим тему природы.
Нигде нельзя соприкоснуться с природой, как в лесу.
Вот и мы с вами отправимся в лес, но не за грибами, а для того, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей.
Звучит фонограмма «Птичьи голоса»
— Что слышали?
— А где можно услышать такое многоголосье?
— Зачем люди ходят в лес?
Сегодня вы узнаете о таком писателе, который любил природу, наблюдал и много изучал её. В своих книгах записал все свои наблюдения за миром в лесу.
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959гг.)
(слайд 1-2)
Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил в университет, когда закончил, побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель назвал «сказки — несказки». Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы. (слайд 3)
— Ребята, может вы уже читали, встречались с произведениями Бианки. Посмотрите, какие книги он написал, может они вам знакомы. (слад 4-6)
А сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов «Неслышимка».
5. Анализ произведения В.Бианки до чтения.
— Каким по жанру будет произведение?
— Прочитайте название рассказа. Встречалось ли вам такое слово раньше?
— Что оно может обозначать?
— Рассмотрите иллюстрацию художника на с.102. Кто на ней изображён?
— Как вы думаете, кто же этот «неслышимка»?
Прочитайте указание в скобках. От чьего имени будет вестись рассказ?
6. Словарная работа
При чтении этого рассказа мы встретим редкие слова и выражения, давайте объясним их значение.
Исподволь занимался – неторопливо, постепенно.
Поразила слух тишина – очень тихо.
Шквал – резкий, сбивающий с ног ветер.
Пожня – заливные луга.
Контраст – резкая противоположность.
Явственно различать – различия очень сильные.
Разумеется – конечно.
Аккомпанемент – музыкальное сопровождения.
Абсурд – бессмыслица, нелепость.
Оригинальная – яркая, не похожая на других.
7. Чтение 1-й части подготовленными учащимися.
8. Анализ текста 1-й части рассказа.
— О ком рассказ « Неслышимка»?
— Кто дал ей такое удивительное название и почему?
— Каким удивительным даром обладала девочка?
— Какой наукой занимался учёный?
Орнитологи – учёные, которые занимаются изучением птиц.
Орнитология – наука о птицах.
— Объясните выражение учёного «включение слуха и зрения на птицу в природе». (Узнавать птиц по голосу, по полёту.)
— Сколько птиц девочка уже хорошо различала по голосу?
— Что значит «сейчас все птицы при гнёздах»?
Физкультминутка
9. Чтение 2-й части самостоятельно про себя.
10. Анализ 2-й части рассказа.
— Почему внучки не было в лесу с дедушкой?
— Кто знает, что за цветы – купальницы?
(Расцветает в мае купальница, или, проще, купава. Любит купава воду – растёт на влажных лугах, на речных берегах.)
— Почему в лесу наступила тишина?
— Каким контрастом был поражён учёный?
— Какие чувства испытал учёный?
— Какой звук привлёк внимание учёного?
— Почему оркестр «немой»?
11. Выразительное чтение 3-й части рассказа В.Бианки учителем
— Какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки?
— А что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ?
12. Домашнее задание
Подготовить пересказ самого интересного эпизода из рассказа.
Сочинить или подобрать загадки про лесных птиц.
С.15 №2 рт
13. Рефлексия
— Чему учит нас это произведение?
— Что нового узнали о писателе — натуралисте В.Бианке?
Сообщение о птичке.
13. Подведение итогов урока
Выставление отметок
5