Урок литературного чтения во 2 классе по теме «С.Я. Маршак «Чего боялся Петя?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

г. Шахты Ростовской области











Урок литературного чтения во 2 классе по теме

«С.Я. Маршак «Чего боялся Петя?»

(УМК Планета знаний)

по учебнику Э.Э. Кац.











Подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ №49

г.Шахты

Тарасенко Татьяна Николаевна






г.Шахты

2014 г.

коммуникативные УУД:

  • формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать;

  • формировать умение договариваться, находить общее решение;

  • развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

личностные УУД:

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

  • осознавать сущность поведения героев;

  • самостоятельно делать выводы;

  • соотносить героев с нравственными нормами.

регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа ( выборочного, краткого);

  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.



Тип урока: изучение новой темы.


Образовательные ресурсы:

  • Учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац,

  • рабочая тетрадь,

  • презентация к уроку литературного чтения во 2 классе «Н.Н. Носов «Фантазёры»

  • презентация к уроку литературного чтения во 2 классе , знакомящая со стихотворением С. Я. Маршака «Чего боялся Петя».

  • Раздаточный материал по теме урока









1.Организационный момент.

Каждый день всегда везде –

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим


Учитель: — Пришла весна. Приближается первый весенний праздник — самый светлый, добрый, нежный. Это 8 Марта. Поздравляем мы с мальчиками гостей – учителей и наших девочек с наступающим праздником! Весеннего всем настроения! Поэтому сегодня у вас на столах цветы, которые будут помогать вам на уроке.

Учитель — Ребята, какие задачи решаем мы на каждом уроке чтения?

II. Разминка речевого аппарата.

Учитель – Первое — речевая разминка. Возьмите розовый лепесток, прочитайте текст, определите, что это.(скороговорка).

а) Чтение скороговорки, отработка произношения.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.


Учитель: — Давайте работать на уроке так хорошо, чтобы у нас не было таких сорок и соек. А что для этого надо?

б) Чистоговорки.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Начинается игра

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Ничего я не пойму

Ро-ро-ро, ро-ро-ро

Ты подумай ещё

Рэ-рэ-рэ, рэ-рэ-рэ

Мне понятно уже

Ро-ро-ро, ро-ро-ро

Нам играть хорошо

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Фантазёры мы


3.Работа по пройденному материалу (работа по слайдам)

а)- Кто такие фантазёры?

-В каком произведении вы познакомились с мальчиками – фантазёрами на прошлом уроке?

-Кто автор рассказа «Фантазёры»?(слайд 1- 2)

-Назовите главных действующих лиц в этом рассказе.

-Расскажите с опорой на слайды, как разворачивались события в этом рассказе.

(Дети с опорой на слайды пересказывают кратко текст. Слайды 3 – 10))

-Кто по – вашему лучший сочинитель? Почему?


б) -Достройте цепочку слов: фантазёр- выдумщик- сочинитель.


в)- Кого из героев рассказа нельзя назвать фантазёром? Почему?

-Как называют человека, который врёт?

-Чем же отличается врун от фантазёра?


Г) Театр одного актёра. Выразительное чтение отрывка произведения. (Интонацией покажите всех героев этого отрывка).

Чтение разговора детей на с. 80 – 81.

— Почему Стасик и Мишутка не захотели сидеть рядом с Игорем?

— Согласны вы с ними или нет?


д) Работа в парах.

— Возьмите следующий лепесток. Внимательно прочитайте задание. Отметьте буквой «Ф» словосочетания, относящиеся к фантазёрам, а буквой «в» — к врунам.


Задание 1.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.



Вывод : фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы порадовать других людей.


— Кто в этом рассказе пострадал от вруна? (слайд)


е) Выборочное чтение.

— Прочитайте, как поступили Мишутка и Стасик?(слайд)

— Какие качества мальчиков проявились в отношении к Ире? Выберите нужные слова.


(Доброта, честность, жестокость, жадность, чуткость – выберите нужные слова).


ж) Работа в парах.

Возьмите следующий лепесток, зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни.



(Врать, обманывать, выдумывать, клеветать, лгать, изобретать, фантазировать.)

(слайд)

— Благодаря фантазии, выдумке людей мы с вами слушаем прекрасную музыку, читаем замечательные книги, смотрим интересные фильмы, пользуемся компьютером и делаем ещё многое другое. Фантазёры придумали много интересных упражнений для развития техники чтения как у детей , так и у взрослых.


Физминутка для глаз.(Тренинг по чтению «фотоглаз»)


4.Вхождение в новую тему.

А) — Мальчишки – фантазёры придумали для вас слово – перевёртыш. Отгадайте его:

К А Ш Р А М (слайд)

Маршак

Знакомство с биографией С.Я Маршака и его книгами.

Б) С.Я. Маршак (презентация).

В) Выставка книг С.Я. Маршака.

Г) С.Я. Маршак – большой фантазёр. У него есть магическое слово, прочитав которое у человека возникают неприятные ассоциации. Вы найдёте его внутри вашей подставочки. Прочитайте это слово только глазами.

Т Е М Н О Т А

-Как вы чувствуете себя в темноте?

-Почему в темноте страшно?

5. Работа над стихотворением С.Я Маршака «Чего боялся Петя?»

А)Знакомство с книгой (слайд).

— Как выглядит мальчик?

— Как вы думаете, чего он боится?

б) Чтение стихотворения учителем.

— Так чего боялся Петя?

— Почему он боялся темноты?

В) –Какую цель мы можем поставить перед собою, работая над этим стихотворением?

Цель: разобраться в причинах страха и постараться помочь мальчику от него избавиться. Учиться голосом передавать чувства.

Г) чтение текста глазами;

Д) проверка восприятия текста.

Игра «Найди слова в тексте».(Учитель называет слова, дети находят нужный куплет и читают).


* Огонь горит;

  • Свежий ветер;

  • Смотрит великан;

  • Петя Иванов


Е)Чтение за учителем («Буксир»)

ж) Работа над ритмом стихотворения ( в такт сжимают кулачки, отхлопывают ладошками, топают ногами).


Выразительное чтение стихотворения.

— Что чувствует Петя в тёмной комнате?

— Как можно показать страх голосом?

(Чтение стихотворения детьми).

— Был ли Петя трусом?

Выборочное чтение.

-Найдите сравнения в стихотворении.

6.Работа с содержанием текста.

Почему С.Я. Маршак в строчке

«На дворе услышал Петя,

Как над ним смеются дети…»

написал слово дети, а не друзья?

(Друзья всегда придут на помощь.)


7.Развитие внимания учащихся к переживаниям Пети, умения находить их причину и определять своё отношение к герою.

— Учитель: Ребята, страхи есть у всех. Самое главное – научиться их преодолевать. Родные и близкие друзья всегда придут на помощь.

А) Рисунки детей и рассказы о своих страхах.

Б) Советы по преодолению страхов.

В) Чтение стихотворения Т. Логачёвой «Страхи»

Охи, ахи, охи, ахи, 
В темноте гуляют страхи. 
Страх с повязкою на лбу 
Ночью к нам влетел в трубу. 
Страх второй застрял в окне, 
А один сидит во мне. 
Он сковал мне ноги, руки. 
От меня сбежали звуки, 
Онемел язык во рту, 
Ненавижу темноту. 
Я включила в доме свет. 
  — Где вы, страхи? 
     Страхов нет! 
 * * * 
Что страшней всего на свете? 
То, что выдумали дети.


8.Знакомство с окончанием стихотворения.

— Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на глагол в названии стихотворения.


-Глагол «боялся» прошедшего времени. Я открою вам секрет: у этого стихотворения есть продолжение. Возьмите, пожалуйста, последний лепесток, прочитайте концовку .


— Нет,- сказал он,- я не трус!
Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!


— Что же произошло в жизни мальчика?


-Как вы думаете, помогли Пете наши советы?


9.Чтение всего стихотворения по слайдам.

— Прочитайте это стихотворение так, чтобы было понятно, что Петя сначала боялся темноты, а теперь – нет.


10. Рефлексия.

А) Вы помогли Пете победить страх и сами научились преодолевать его. Чтобы это закрепить станцуем «Танец страхов» из мультфильма «Ничего не страшно».(клип из мультфильма)


б)- Удалось ли нам решить задачи урока? (слайд)


— Продолжите предложения….

-Сегодня на уроке я узнал…

-Я теперь понял…

— У меня хорошо получилось…

— Мне было интересно…


В)- Ребята, у вас от цветка осталась серединка. С обратной стороны закончите рисунок, передайте своё настроение.(слайд)

— Покажите, пожалуйста, смайлики!

11. Домашнее задание.(слайд)

А) Обязательно выполнить задания в рабочей тетради на с.22

Б) По выбору:

* подготовить сообщение об А.Л. Барто;

* принести любимые книги А.Л. Барто.




Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Житков. Про обезьянку"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: