Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49
г. Шахты Ростовской области
Урок литературного чтения во 2 классе по теме
«С.Я. Маршак «Чего боялся Петя?»
(УМК Планета знаний)
по учебнику Э.Э. Кац.
Подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ №49
г.Шахты
Тарасенко Татьяна Николаевна
г.Шахты
2014 г.
коммуникативные УУД:
формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать;
формировать умение договариваться, находить общее решение;
развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
личностные УУД:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
осознавать сущность поведения героев;
самостоятельно делать выводы;
соотносить героев с нравственными нормами.
регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа ( выборочного, краткого);
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Тип урока: изучение новой темы.
Образовательные ресурсы:
Учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац,
рабочая тетрадь,
презентация к уроку литературного чтения во 2 классе «Н.Н. Носов «Фантазёры»
презентация к уроку литературного чтения во 2 классе , знакомящая со стихотворением С. Я. Маршака «Чего боялся Петя».
Раздаточный материал по теме урока
1.Организационный момент.
Каждый день всегда везде –
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим
Учитель: — Пришла весна. Приближается первый весенний праздник — самый светлый, добрый, нежный. Это 8 Марта. Поздравляем мы с мальчиками гостей – учителей и наших девочек с наступающим праздником! Весеннего всем настроения! Поэтому сегодня у вас на столах цветы, которые будут помогать вам на уроке.
Учитель — Ребята, какие задачи решаем мы на каждом уроке чтения?
II. Разминка речевого аппарата.
Учитель – Первое — речевая разминка. Возьмите розовый лепесток, прочитайте текст, определите, что это.(скороговорка).
а) Чтение скороговорки, отработка произношения.
Огорчённая сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.
Учитель: — Давайте работать на уроке так хорошо, чтобы у нас не было таких сорок и соек. А что для этого надо?
б) Чистоговорки.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
Начинается игра
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Ничего я не пойму
Ро-ро-ро, ро-ро-ро
Ты подумай ещё
Рэ-рэ-рэ, рэ-рэ-рэ
Мне понятно уже
Ро-ро-ро, ро-ро-ро
Нам играть хорошо
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
Фантазёры мы
3.Работа по пройденному материалу (работа по слайдам)
а)- Кто такие фантазёры?
-В каком произведении вы познакомились с мальчиками – фантазёрами на прошлом уроке?
-Кто автор рассказа «Фантазёры»?(слайд 1- 2)
-Назовите главных действующих лиц в этом рассказе.
-Расскажите с опорой на слайды, как разворачивались события в этом рассказе.
(Дети с опорой на слайды пересказывают кратко текст. Слайды 3 – 10))
-Кто по – вашему лучший сочинитель? Почему?
б) -Достройте цепочку слов: фантазёр- выдумщик- сочинитель.
в)- Кого из героев рассказа нельзя назвать фантазёром? Почему?
-Как называют человека, который врёт?
-Чем же отличается врун от фантазёра?
Г) Театр одного актёра. Выразительное чтение отрывка произведения. (Интонацией покажите всех героев этого отрывка).
Чтение разговора детей на с. 80 – 81.
— Почему Стасик и Мишутка не захотели сидеть рядом с Игорем?
— Согласны вы с ними или нет?
д) Работа в парах.
— Возьмите следующий лепесток. Внимательно прочитайте задание. Отметьте буквой «Ф» словосочетания, относящиеся к фантазёрам, а буквой «в» — к врунам.
Задание 1.
Придумывать ради собственного удовольствия;
Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;
Хочет сочинить интересную историю;
Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;
Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;
Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.
Вывод : фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы порадовать других людей.
— Кто в этом рассказе пострадал от вруна? (слайд)
е) Выборочное чтение.
— Прочитайте, как поступили Мишутка и Стасик?(слайд)
— Какие качества мальчиков проявились в отношении к Ире? Выберите нужные слова.
(Доброта, честность, жестокость, жадность, чуткость – выберите нужные слова).
ж) Работа в парах.
Возьмите следующий лепесток, зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни.
(Врать, обманывать, выдумывать, клеветать, лгать, изобретать, фантазировать.)
(слайд)
— Благодаря фантазии, выдумке людей мы с вами слушаем прекрасную музыку, читаем замечательные книги, смотрим интересные фильмы, пользуемся компьютером и делаем ещё многое другое. Фантазёры придумали много интересных упражнений для развития техники чтения как у детей , так и у взрослых.
Физминутка для глаз.(Тренинг по чтению «фотоглаз»)
4.Вхождение в новую тему.
А) — Мальчишки – фантазёры придумали для вас слово – перевёртыш. Отгадайте его:
К А Ш Р А М (слайд)
Маршак
Знакомство с биографией С.Я Маршака и его книгами.
Б) С.Я. Маршак (презентация).
В) Выставка книг С.Я. Маршака.
Г) С.Я. Маршак – большой фантазёр. У него есть магическое слово, прочитав которое у человека возникают неприятные ассоциации. Вы найдёте его внутри вашей подставочки. Прочитайте это слово только глазами.
Т Е М Н О Т А
-Как вы чувствуете себя в темноте?
-Почему в темноте страшно?
5. Работа над стихотворением С.Я Маршака «Чего боялся Петя?»
А)Знакомство с книгой (слайд).
— Как выглядит мальчик?
— Как вы думаете, чего он боится?
б) Чтение стихотворения учителем.
— Так чего боялся Петя?
— Почему он боялся темноты?
В) –Какую цель мы можем поставить перед собою, работая над этим стихотворением?
Цель: разобраться в причинах страха и постараться помочь мальчику от него избавиться. Учиться голосом передавать чувства.
Г) чтение текста глазами;
Д) проверка восприятия текста.
Игра «Найди слова в тексте».(Учитель называет слова, дети находят нужный куплет и читают).
* Огонь горит;
Свежий ветер;
Смотрит великан;
Петя Иванов
Е)Чтение за учителем («Буксир»)
ж) Работа над ритмом стихотворения ( в такт сжимают кулачки, отхлопывают ладошками, топают ногами).
Выразительное чтение стихотворения.
— Что чувствует Петя в тёмной комнате?
— Как можно показать страх голосом?
(Чтение стихотворения детьми).
— Был ли Петя трусом?
Выборочное чтение.
-Найдите сравнения в стихотворении.
6.Работа с содержанием текста.
—Почему С.Я. Маршак в строчке
«На дворе услышал Петя,
Как над ним смеются дети…»
написал слово дети, а не друзья?
(Друзья всегда придут на помощь.)
7.Развитие внимания учащихся к переживаниям Пети, умения находить их причину и определять своё отношение к герою.
— Учитель: Ребята, страхи есть у всех. Самое главное – научиться их преодолевать. Родные и близкие друзья всегда придут на помощь.
А) Рисунки детей и рассказы о своих страхах.
Б) Советы по преодолению страхов.
В) Чтение стихотворения Т. Логачёвой «Страхи»
Охи, ахи, охи, ахи,
В темноте гуляют страхи.
Страх с повязкою на лбу
Ночью к нам влетел в трубу.
Страх второй застрял в окне,
А один сидит во мне.
Он сковал мне ноги, руки.
От меня сбежали звуки,
Онемел язык во рту,
Ненавижу темноту.
Я включила в доме свет.
— Где вы, страхи?
Страхов нет!
* * *
Что страшней всего на свете?
То, что выдумали дети.
8.Знакомство с окончанием стихотворения.
— Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на глагол в названии стихотворения.
-Глагол «боялся» прошедшего времени. Я открою вам секрет: у этого стихотворения есть продолжение. Возьмите, пожалуйста, последний лепесток, прочитайте концовку .
— Нет,- сказал он,- я не трус!
Темноты я не боюсь!
С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.
Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!
— Что же произошло в жизни мальчика?
-Как вы думаете, помогли Пете наши советы?
9.Чтение всего стихотворения по слайдам.
— Прочитайте это стихотворение так, чтобы было понятно, что Петя сначала боялся темноты, а теперь – нет.
10. Рефлексия.
А) Вы помогли Пете победить страх и сами научились преодолевать его. Чтобы это закрепить станцуем «Танец страхов» из мультфильма «Ничего не страшно».(клип из мультфильма)
б)- Удалось ли нам решить задачи урока? (слайд)
— Продолжите предложения….
-Сегодня на уроке я узнал…
-Я теперь понял…
— У меня хорошо получилось…
— Мне было интересно…
В)- Ребята, у вас от цветка осталась серединка. С обратной стороны закончите рисунок, передайте своё настроение.(слайд)
— Покажите, пожалуйста, смайлики!
11. Домашнее задание.(слайд)
А) Обязательно выполнить задания в рабочей тетради на с.22
Б) По выбору:
* подготовить сообщение об А.Л. Барто;
* принести любимые книги А.Л. Барто.