Нурмухаметова Елена Николаевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каслинская СОШ №27», учитель начальных классов
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.
РАБОТА НАД СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ Л.ТАТЬЯНИЧЕВОЙ «СЕВЕРНЫЕ ГОСТИ» (УМК «ГАРМОНИЯ»)
Цели: 1) Познакомить с поэтессой Л. Татьяничевой и её стихотворением «Северные гости»
2) Формировать у детей правильную читательскую деятельность; развивать читательский интерес.
3) Воспитывать познавательный интерес к изучению родного края.
1. Работа с текстом до чтении.
Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Сегодня у меня в руках «Хрестоматия по литературе родного края».
-Какая тема будет на уроке?
В гости к нам сегодня пришла поэтесса Людмила Татьяничева со стихотворением «Северные гости».
-Ваши предположения, о ком это стихотворение? (о птицах, которые прилетают к нам в гости с севера ).
-А теперь проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение про себя.
2. Работа с текстом во время чтения.
-Чьи предположения подтвердились?
«Северные гости» — это чижи, чечётки, щуры и снегири. А раз они гости, то будем принимать их, как полагается. Накроем для них стол, т. е,
повесим кормушку и насыплем в неё корм.
-Первый прилетел чиж. Прочитайте отрывок о чиже. (На кормушку прикрепляется карточка со словом — «чиж» )
-Какой чиж по описанию Л. Татьяничевой? (весёлый, радостный)
-Почему ему весело, если на улице двадцатиградусный мороз? (мороза он не боится, а боится голода.Чиж и другие птицы прилетают к нам в поисках пищи).
-Вы хотели бы узнать больше об этой птице?
-Где эту информацию можно найти? (в книгах)
-Как поэтесса относится к птице? (она любит этого весельчака)
-Прочитайте отрывок о щуре.
-Как называет его Л.Татьяничева? (северянин щур)
-А людей так называют? Какие они? (сильные, смелые, отважные, здоровые)
-Каким вы его представляете? (размером больше воробья, важный, чем-то всегда недовольный)
-Как относится поэтесса к щуру? (она его уважает)
Посмотрите как пишется слово «щур». (выставляется карточка)
-Хотели бы вы узнать больше об этой птице?
-Где найти эти сведения? (в книгах, демонстрируется выставка книг о птицах)
Прочитайте отрывок о чечётке.
-Какие вопросы возникли по этому отрывку? (Хотелось бы узнать, как выглядит чечётка?)
-Где найти рисунок? (в энциклопедиях)
-Как птицу называет поэтесса? (красавица-чечётка)
Обратите внимание на то, как пишется слово «чечётка» (выставляется карточка и прикрепляется на кормушку.)
-Как по-разному мы называем птиц? (пернатые,пичуги, пичужки, друзья, гости.)
-Как Л.Татьяничева относится к чечётке? (она любуется красавицей чечёткой).
Прочитайте последнюю часть.
-О ком говорится в этой части? (о морозе)
-Расскажите какой мороз? (злой, сердитый, но это только для вида).
-Испугались птицы его?
-С каким настроением надо прочитать эту часть?
Прежде чем целиком прочитаем стихотворение, сначала узнаем подробнее о незнакомых птицах из дополнительной литературы (присутствующие делятся на 3 группы и им раздаются энциклопедии).
-Расскажите, что интересного вы узнали? (по ходу пересказа прикрепляются рисунки с изображением птиц).
-А сейчас, когда у вас сложилась целостная картина о птицах, устроим радиоспектакль.
Автор:————
Чиж:————-
Щур:————-
Чечётка:———
Мороз:———-
-Присутствующие будут помогать создавать шумовые эффекты: скрип, пение птиц и т. д.
3.Работа с текстом после чтения.
-Молодцы!
-Понравилось вам стихотворение? Чем?
-Что вы можете сказать о Л. Татьяничевой из прочитанного стихотворения?
-Л. Татьяничева родилась на севере и однажды навсегда переехала к нам на Урал. Полюбив Урал, она полюбила и людей. Свою любовь к этому краю она выражала стихами.
-Главная мысль стихотворения? (любовь к родному краю, забота о всех живущих на земле).
4. Итог занятия.
-Мы тоже любим природу, восхищаемся ей и по мере наших сил и возможностей заботимся о ней. Строим для птиц кормушки, а они являются источником питания .Для людей источником питания ума является книга.
Давайте тоже напишем книгу о птицах нашего края.