Урок литературного чтения во 2 классе.
Автор: Мягкова Наталья Викторовна, учитель начальных классов.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»
Цели:
Предметные: познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.
Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., выставка рисунков по сказке «Два Мороза» (домашнее задание); портрет С.Михалкова; карточки для работы в парах и группах.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этический заряд.
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса… (И.Бунин)
— Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
— Кто автор этих строк?
— Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?
II. Проверка домашнего задании.
Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза».
— Вы должны были не только нарисовать рисунок, но и к своему рисунку приготовить выразительное чтение отрывка из сказки.
Спросить 5 учеников, предложить каждому объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».
III. Речевая разминка.
На доске написаны стихотворные строки:
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
— Прочитайте шёпотом.
— Смысл, какого слова для вас не понятен?
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— Прочитайте с восклицательной интонацией.
— Прочитайте удивлённо.
— Прочитайте выразительно.
IV. Работа по теме урока.
Сегодня мы читаем с вами сказку «Новогодняя быль» главной героиней, которой будет Ёлочка, а написал её Сергей Владимирович Михалков. (Повесить на доске портрет писателя и название произведения).
— Поднимите руку, кто это произведение ещё не читал.
— Как вы думаете, о чём это произведение?
Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика.
— Понравилось произведение?
— Выразите своё мнение о произведении одним словом.
— Докажите, что это сказка.
— Почему автор назвал эту сказку былью?
— Что вам особенно понравилось в этой истории?
— Какова основная мысль сказки?
— Чему учит это произведение?
— От чьего лица ведётся рассказ?
V. Работа в группах.
Соберите слова и объясните, что они означают и каким образом связаны с темой нашего урока: экология, флора, фауна.
VI. Закрепление изученного. Выборочное чтение и обсуждение.
— Где происходят события?
— Где жила ёлочка? Зачитайте.
— Прочитайте описание Ёлочки.
— Были ли у неё друзья?
— Как жилось Ёлочке одной в лесу? Зачитайте.
— Что заставило Ёлочку забеспокоиться?
— Какие чувства возникли у Ёлочки? Представьте себя на её месте.
— Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён? Зачитаем по ролям в группах по 3 человека, роли распределите сами.
— Что произошло с Ёлочкой дальше?
— Что с ней случилось, когда она очнулась?
— Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?
— Какой характер был у Ёлочки?
— С.Михалков эту историю записал и в стихах. Мы с началом этого стихотворения познакомились на речевой разминке.
Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!…
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
— Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
VII. Физ. минутка.
Дети произносят стихи и выполняют движения:
Есть в лесу три полочки
Ели, ёлки, ёлочки.
Висят на елях небеса,
На ёлках птичьи голоса,
В ветвях на ёлочках роса.
VIII. Закрепление изученного. Тест.
Дети работают над тестом в парах.
Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.
Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
— Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
— Встаньте группа, которая не допустила ни одной ошибки. Похлопаем ребятам.
IX. Рефлексия.
— Что у вас особенно получилось на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Кто, по вашему мнению, заслуживает особую похвалу? Почему?
— Пригодятся знания, полученные на уроке, где?
X. Подведение итогов урока.
— Какое произведение читали на уроке?
— Что хотел донести до нас С.Михалков?
— О чём должен помнить каждый человек на планете?
Оценки за урок.
XI. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.
Литература:
С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. К учебнику Л.Ф. Климановой и др., 2 класс. Москва «Вако» 2012