Неверова Юлия Анатольевна учитель высшей категории
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №38 г. Орска»
Урок литературного чтения
Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель урока: проследить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов.
Задачи урока:
проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для народной сказки; отметить особенности волшебного помощника; отметить магические числа;
проследить смену эмоциональной окраски повторов;
обсудить нравственный вывод сказки.
Оборудование: на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры; выставка книг со сказками А. С. Пушкина, с русскими народными сказками; перевёрнутые текстом к доске карточки с надписями по сюжету сказки; проектор.
Ход урока:
1. Объявление темы урока.
— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»… А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)
— Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (вспоминаются все 5 известных сказок А.С. Пушкина: «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…», «Сказка о рыбаке и рыбке» — и показываются книги)
— Сегодня на уроке мы будем исследовать «Сказку о рыбаке и рыбке», проследим за сюжетом, попробуем найти сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок, поговорим о главных героях сказки.
2. Подготовка к разбору сказки.
— Вы уже познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)
— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа по очереди «вылавливают» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?
Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
— Давайте вспомним русские народные сказки. (Дети говорят названия, показываются книги с выставки).
— Подумайте и скажите, что у них в сюжете общего?
В процессе обсуждения открываются на доске записи:
повторение сюжета | магическое число |
3. Разбор сюжета.
— Есть ли в сказке Пушкина волшебство или волшебный помощник? (да, это золотая рыбка и всё, что она делает).
— В чём её особенности? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
— Чтобы выяснить, есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина, перечитаем ещё раз части сказки, выделенные цветом.
— Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
— Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
— Проследим за этими изменениями.
В процессе обсуждения открываются записи:
разбранила старуха | слегка разыгралось | |
изба | пуще бранится | помутилося |
быть дворянкой | пуще прежнего вздурилась | не спокойно |
быть царицей | бунтует | почернело |
стать владычицей морскою | Что делать с проклятою бабой? | чёрная буря |
— Как происходит смена состояния моря? (в худшую сторону)
— Почему? (рассуждения учеников)
— Какой цвет вы выбрали бы для каждой части? Почему? (рассуждения учеников)
— Как просит старуха?
— А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, «молвит ласковое слово, с поклоном»)
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)
— Как вы думаете, какие из предложенных качеств присущи старухе, а какие старику? Почему?
На доске проектор высвечивает запись:
ум жадность злость глупость щедрость
доброта честность гордыня смелость
упрямство надёжность настойчивость
(Одновременно выяснить различия упрямства и настойчивости, гордыни и гордости).
— Существует ли повторение сюжета в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (да, но постоянно меняется эмоциональная окраска)
— Какие магические числа присутствуют в сказке Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод)
4. Подведение итогов.
— Сделаем вывод: есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)
— Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)
— Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)
— В пословицах, написанных на доске, измените текст так, чтобы они приобрели привычный вид.
Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.
Не всё то золотая рыбка, что блестит.
Мала золотая рыбка, да дорогая.
— Объясните смысл полученных пословиц. (Рассуждения детей).
— Как вы думаете, почему в конце сказки рыбка не стала помогать, а просто молча уплыла? (рассуждения детей)
— А вы бы в такой же ситуации отпустили бы рыбку или загадали желания? Если отпустили бы, то почему? Если загадали бы желание, то, если не секрет, какое?
5. Заключительная часть.
— Легко ли читалась сказка?
— Завтра на уроке мы будем ещё работать над исследованием «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и выясним, почему она так легко читается.
3