Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: В. Лифшиц «Друг»
В. Осеева «Добрая хозяюшка»
Задачи: Формирование представления о творчестве В. Осеевой.
Совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного чтения; умений
характеризовать поступки героев произведения.
Развитие творческих способностей учащихся, их связной речи, памяти.
Воспитание дружелюбия, чувства ответственности перед друзьями.
Оборудование: иллюстрация с изображением щенка, солнышко, карточки-характеристики щенка, пословицы, текст о собаках.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовка к чтению стихотворения.
Прочитайте название стихотворения (стр.135). Рассмотрите иллюстрацию на этой станице.
— Ваше мнение: о ком это стихотворение?
III. Работа над стихотворением В. Лифшица «Друг».
Целевая установка:
— Почему щенку дали такую кличку?
Первичное чтение стихотворения учителем.
Проверка восприятия прочитанного.
— Вам понравилось стихотворение?
— Так почему же щенку дали такую кличку?
Повторное чтение стихотворения.
Анализ прочитанного.
— Как щенок оказался у мальчика?
— Каким он стал, спустя какое-то время?
— Как он относится к своему хозяину? Прочитайте из стихотворения.
— Можно ли героев данного стихотворения назвать друзьями?
Прочитайте слова-карточки, которые находятся на доске.
Злой, внимательный, добрый, преданный, глупый, смышлёный, сердитый, сообразительный, игривый, ласковый, грустный, беспомощный. Выберите только те, которые характеризуют щенка. Теперь давайте прочитаем характеристику щенка, которую мы составили.
внимательный, добрый,
преданый,
смышлёный,
сообразительный,
игривый, ласковый.
-Хотелось бы вам иметь такого друга?
IV. Компетентностно-ориентированное задание.
Докажите родителям, что вы готовы к тому, чтобы в вашем доме появился маленький питомцем.
Если однажды вы решили завести собаку, то вам нужно хорошо подумать над этим вопросом, взвесить все плюсы и минусы, задуматься о том, сможете ли вы обеспечить собаке достойные условия содержания, хватит ли у вас на всё это желания, времени и денег.
Заводя животное следует помнить о том, что собаке нужно уделять много времени: заниматься воспитанием, выгуливать как минимум два раза в день, кормить. Придётся рано вставать, гулять с собакой на улице в любую погоду, а придя домой — мыть лапы, сушить шерсть. Затем нужно будет накормить собаку. Если вы выберете сухие корма, то это попроще, а если натуральный корм, то придётся тратить время на приготовление еды для собаки.
С появлением собаки в доме, вам следует запомнить одно простое правило — убирать свои вещи в недоступные места, потому что многие собаки, когда остаются одни, портят, грызут вещи хозяина. Не удивляйтесь, если придя домой после работы, вас будет ждать сюрприз в виде разодранных в клочья обоев и множества испорченных вещей. При этом стоит помнить, что наказание будет бессмысленным, потому что собака давным — давно забыла о том, что сделала. Она безмерно рада, что хозяин, наконец, дома. Все это сопровождается радостным гавканьем, что часто не очень нравится вашим соседям.
Лишь при правильном кормлении щенка можно вырастить здоровую собаку.
При кормлении маленького щенка нужно помнить, что процессы обмена веществ у него значительно более ускорены, чем у взрослой собаки, а размеры желудка невелики. Поэтому маленький щенок должен есть часто, но небольшими дозами. Пища должна быть не объемной, но питательной, по консистенции кашеобразной. Соотношение возраста щенка с количеством кормёжек и примерным объёмом пищи в каждую кормёжку:
1-2 мес. — 6 раз в день – 100 граммов
2-3 мес. — 5 раз в день — до 200 граммов
3-6 мес. — 4 раза в день — 1 литр
6-12 мес. — 3 раза в день -2 литра
Полезно добавлять в пищу щенка яйца, которые даются в сыром виде или всмятку. В возрасте с 1-2 месяцев можно давать одно яйцо в день. Хлеб нужно добавлять в пищу в небольшом количестве, лучше серый, по 50 г в день.
Из белковых продуктов щенков предпочтительно кормить говядиной, 2 раза в неделю необходимо давать рыбу, по 200грамм. Два раза в день в любую из кормежек следует добавлять витамины по 5 грамм.
Купайте щенка в зависимости от требований ухода за данной породой, однако в любом случае нельзя купать собак чаще 1 раза в месяц.
Задания:
1 группа: заполните страницу ежедневника на неделю, указав свои действия по уходу за щенком
выгуливание | кормление | игры | купание | |
Понедельник |
|
|
|
|
Вторник |
|
|
|
|
Среда |
|
|
|
|
Четверг |
|
|
|
|
Пятница |
|
|
|
|
Суббота |
|
|
|
|
Воскресенье |
|
|
|
|
2 группа: сосчитайте, сколько указанных продуктов понадобится вашему питомцу на неделю
яйцо | хлеб | рыба | витамины | |
Понедельник |
|
|
|
|
Вторник |
|
|
|
|
Среда |
|
|
|
|
Четверг |
|
|
|
|
Пятница |
|
|
|
|
Суббота |
|
|
|
|
Воскресенье |
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
3 группа: обдумайте положительные и отрицательные факты пребывания собаки в вашем доме. Данные запишите в таблице.
Отрицательные | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Защита работ группами.
V. Вызов интереса у детей.
Чтение стихотворения.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Выяснение значения слов «Доброта», «Добрый».
Дети высказывают свои мнения. Запись ассоциаций со словом доброта.
внимательность
отзывчивость
забота
помощь
взаимоуважение
щедрость
сердечность
бескорыстие
— Про какого человека можно сказать, что он добрый?
Затем ребёнок зачитывает значение слов (задание было дано заранее):
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.
— Ребята, мы ещё обратимся к этим словам после того как прочитаем сказку В. Осеевой «Добрая хозяюшка» (стр. 136-139)
VI. Работа над произведением.
Чтение сказки с остановками.
Чтение отрывка о петушке.
— Была ли девочка настоящим другом петушку?
— Почему она решила поменять петушка на курочку?
Чтение отрывка про курочку.
— Чем закончилась дружба девочки с курочкой?
— Ваше мнение: получится ли дружба у девочки с уточкой?
Чтение отрывка про уточку.
— Почему не получилась дружба девочки с уточкой?
— Какого щенка увидела девочка? Прочитайте в тексте.
-Посмотрите на рисунок на стр. 138. Как вы думаете, смогла ли девочка стать другом щенку?
Чтение отрывка о щенке.
— Почему девочка осталась одна?
-Можно ли её назвать доброй хозяюшкой?
VII. Повторное чтение сказки. Ответы на вопросы по содержанию.
— Какое настроение было у петушка, курочки, уточки, когда они услышали слова хозяйки об обмене?
— Как поступил щенок со своей хозяйкой?
— Как вы оцениваете поступок щенка?
— Вы одобряете поступки героини сказки? Почему?
VIII. Работа с пословицами.
Из данных пословиц, выберите те, которые, по — вашему мнению, подходят к сказке «Добрая хозяюшка».
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Друзья познаются в беде.
Делу время, потехе – час.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
IX. Итоги урока. Рефлексия.
— Вернёмся к нашим ассоциациям к слову доброта.
— Оцените поступки хозяюшки.
— Какие ошибки она допустила и как за них расплатилась?
— Как бы вы поступили на её месте?
X. Домашнее задание (по выбору).
Подготовить пересказ сказки.
Нарисовать рисунок к сказке.
Придумать продолжение сказки.