Урок литературы 5 класс Дети и война в лирике А.Т. Твардовского и К.М. Симонова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киржеманская средняя общеобразовательная школа»

Большеигнатовского муниципального района

Республики Мордовия





















Урок литературы

5 класс

Дети и война в лирике

А.Т.Твардовского и К.М. Симонова.








Подготовила: учитель русского языка и литературы

Карпова Елена Александровна





Дети и война в лирике

А.Т.Твардовского и К.М. Симонова.

Цели урока: 1) дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М. Симонова; 2) развивать навыки анализа поэтического произведения; 3) воспитывать патриотические чувства учеников.

Оборудование: портреты поэтов-фронтовиков, тексты стихотворений А. Т. Твардовского “Рассказ танкиста”, К. М. Симонова “Майор привез мальчишку на лафете”; аудиозаписи авторских чтений стихотворных текстов.

Формы и методы работы: слово учителя, устные выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста, беседа.



Ход урока.

  1. Орг момент.

  2. Эпиграф. Слайд 2.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…


Анатолий Болутенко

— О чем сегодня на уроке пойдет речь?

III.Переход к новой теме.

(Звучит песня «Священная война» на слова В. И. Лебедева-Кумача 1941г.)

— Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. ( запись темы урока.) Дети и война – это слова – антонимы.

— Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.

— Маленькие герои большой войны… Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков , Витя Коробкин и др. Все эти юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев».

— И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак и другие. Сегодня мы поговорим о стихотворениях А. Т. Твардовского и К. М. Симонова.

— Свои наблюдения вы будете записывать в тетрадь.

IV. Сообщение ученика о Симонове.Слайд 7.

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений — в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы).

Во время ВОВ он работает военным корреспондентом.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.

Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

V. Прослушивание аудиозаписи стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» (читает автор)

VI. Работа с текстом, комментарии.

 — Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)

— Назовите тему этого произведения (о чём оно)?(в тетрадь: дети на войне)

— Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

-Откуда был тот мальчик, которого привезли на лафете пушки?

Информация о Брестской крепости. Слайд 8.

-Кто главный герой стихотворения? (Седой мальчик)Слайд 9.

-А почему он седой?( поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.) Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)

— Как понять строки: «…за десять лет….ему зачтутся эти десять дней»?

— Что можем сказать об отце мальчика?

— На сколько частей можно разделить стихотворение? Определите, о чем каждая часть.

(Стихотворение можно разделить на две части. В первой рассказывается о встрече с седым мальчиком, а во второй автор размышляет над увиденным.)

—  Во второй части поэт обращается к воображаемому собеседнику. Обратите внимание на строки:

-Ты это горе знаешь понаслышке…,

— Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

(Война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка возвратится с нами и поцелует горсть своей земли».)


— За тридевять земель, в горах Урала твой мальчик спит…,

— Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

-К кому обращается Симонов?

Поэт обращается к своей далекой жене, матери своего сына, которая находится далеко от линии фронта, в эвакуации на Урале.

 

— Объясните последнее четверостишье:

Но если нет, когда наступит дата

Ему, как мне, идти в такие дни

Вслед за отцом, по праву, как солдата,

Прощаясь с ним, меня ты помяни.

(Если война не будет закончена, и время встречи не настанет, то долг сына – продолжить дело отца, встать на защиту Родины и воевать до тех пор, пока не будет освобождена последняя пядь родной земли.)

— Что хотел сказать Симонов своим стихотворением?

— Зачем рассказал эту историю?

VII.Устное словесное рисование.

Опишите картину, которая представилась вам при чтении этого стихотворения.

VIII. Сообщение о Твардовском. Слайд 10.

Твардовский Александр Трифонович родился на хуторе Загорье в 1910 г. в семье кузнеца, всю жизнь мечтавшего о крестьянской независимости и достатке, человека целеустремленного и начитанного. Мать происходила из дворян однодворцев. Твардовский с самого раннего детства познакомился с русской классикой, когда в семье «целые зимние вечера часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги». Заветной книгой Твардовского становится томик стихов Н. А. Некрасова. В 1922 г. заканчивает начальную школу. С 1924 г. начинает посылать заметки в местные газеты. В 1930 г. поступает в Смоленский институт. В 30-е гг. родителей раскулачивают и отправляют в ссылку. Поэт продолжает упорно работать (пишет стихи, статьи, поэмы). В 1936 г. он переезжает в Москву. Во время войны 1941–1945 гг. был военным корреспондентом, написал стихотворения о войне, поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о литературе были и остаются примером писательского мастерства.

IX.Выразительное чтение наизусть стих. «Рассказ танкиста».

X. Работа с текстом, комментарии. Слайд 11.

— О чем это стихотворение?

— О каком событии идет речь? (наступление, бой)

— Из каких строк это видно? (зачитать)

(Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

— От чьего лица ведется рассказ?

— вспомните стихотворение Лермонтова «Бородино». Там тоже рассказ о войне ведется от лица бывшего солдата. Похож ли наш рассказчик на того, лермонтовского?

— Каким вы его представляете себе: молодым, веселым, задорным или степенным, неторопливым основательным?

— Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют «бедовым»? Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)

— Можно ли поступок мальчика считать геройским? Слайд 12.

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

— Как отблагодарил мальчишку танкист? Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)

— Чего себе не может простить бывший танкист? Почему?

— Посмотрите на 1 и последнюю строфы. Зачем автор повторяет их? (кольцевая композиция помогает передать чувства, переживания героя. Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

— Работа с иллюстрацией. Может ли мы сказать , что эта иллюстрация отражает события стихотворения? Почему?

XII. Теория литературы.

Работа в группах.

Задание: прочитайте в словаре определение баллады, соотнесите его со стихотворением, прочитанным на уроке. Какими признаками баллады обладает стихотворение?

— Как вы думаете, с какой целью написал А. Т. Твардовский эту балладу? Что он хотел им сказать? (Война затронула всех… Твардовский пишет нам о том, что дети также, как и взрослые боролись за победу и помогали русским солдатам изо всех сил… Писатель сожалеет, что не спросил имени у мальчонки… Героев нужно знать в лицо… А мальчик из баллады и является таковым.)

XIII. Итоговая беседа.

-Сравните героев этих двух стихотворений. Какие чувства вызывает первый? А второй?

-Почему у героев нет имён?

(Авторы хотели подчеркнуть ещё и то, что таких мальчиков и девочек было очень много. Дети были и настоящими бойцами. )

-После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?

(Не забывать имена героев)













  1. Заключительное слово учителя.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.


Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

— Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны. Они внесли свой посильный вклад в победу. Можно ли их поступки назвать подвигами? Что такое подвиг? А сейчас в мирное время можно совершить подвиг?

— Многие скульпторы не могли не воздать должное этим детям войны и воздвигли им памятники.


Слайды 13-14.

  1. Рефлексия.

— Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

— Что показалось вам интересным?


  1. Д/З Нарисуйте памятник, который вы поставили бы детям войны, подготовьте выразительное чтение стихов.












Свежие документы:  Сочинение на тему "Куприн "Олеся"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: