Урок литературы «А.Грин.Слово о писателе.Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса» 6 класс

МКОУ Новоозерская сош

Тальменского района Алтайского края










«А.Грин. Слово о писателе.

Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»



Урок внеклассного чтения

6 класс



Разработала и провела

Ермакова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы





2012г.



Тема: «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты

над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель:

создать условия для:

1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.

2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения и биографическими источниками.

3.Введения понятий из теории литературы: феерия, романтика, романтический герой.


1.Развития умения давать оценку героям и их поступкам, обобщать, делать выводы, аргументировать свой ответ.

2. Развития коммуникативных навыков при работе в группе.

3. Развития навыков анализа художественного текста, развития монологической речи.


  1. Воспитания ответственности за свои поступки.

  2. Вызова эмоциональных чувств от восприятия художественного слова, музыки, к/ф.

  3. Рождения вывода, что любой человек способен на высокие чувства и поступки.


Оборудование и материалы:

экран, ММD-проектор, компьютер, макет корабля, печатная информация, таблички с названием групп, музыка для релаксации, шум прибоя.































Ход урока


  1. Вступительное слово учителя. Мотивация.

(Включить шум океана + слайд №2 с изображением прибрежного городка)

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег? Представьте небольшой

посёлок Каперна, где живёт маленькая девочка Ассоль, мечтающая о настоящей и

большой любви.

(Слайд №3 с Ассоль и Грееем)

А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик — Грей,

который чуть позже произнесёт такие слова:

«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, …благодаря ей я понял одну нехитрую

истину…»

Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения.

А для того, чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам совершить путешествие по страницам повести «Алые паруса» на символическом паруснике «Мечтатели» под девизом: «Творите Чудеса своими руками!»

Я прошу вас, возьмитесь за руки, закройте глаза и мысленно пожелайте успехов на уроке себе и своим товарищам. А я желаю всем плодотворной работы, хорошего настроения и творческих успехов!

-Счастливого плавания!


II. Запись числа и темы урока в тетрадь.

Слайд №4

— Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока: «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни».

III. Постановка цели и задач урока.

Как вы думаете, что мы должны узнать, выяснить, чему будем учиться сегодня на уроке?

(узнать о жизни писателя, о повести «Алые паруса», ее героях; учиться анализировать текст, правильно выражать свои мысли)

-Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Слайд №5

Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:

Случайна ли встреча Ассоль и Грея?

Почему паруса алые?

Возможно ли делать чудеса своими руками?

-Но кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?

Слайд №6

Я приглашаю вас в удивительную страну писателя – его Гринландию, в которой живут замечательные герои его книг и он сам, писатель-романтик, удивительный человек, человек-легенда.



А помогут мне ребята – «биографы».

-Итак, знакомьтесь – Александр Грин.


IV.Сообщение учеников об А.Грине

(сопровождается показом презентации)


Слайд №7


1)Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал.

Слайд №8

Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность.

2)Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём желание протестовать.

Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за написание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов.

Слайд №9

Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, сторонился своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна.

3)Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Слайд№10

Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батуми. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.

4)И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря, ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина.


Слайд №11

Первый его рассказ называется «Остров Рено». Это простой рассказ о силе и красоте природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира. Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом.

Слайд №12

5)В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг, увлекался произведениями Киплинга, Стивенсона, Джека Лондона, Чехова, Горького. Часто перечитывал Пушкина, а в зрелом возрасте увлекался чтением энциклопедий.

Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, а твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность.

Слайд №13

6)Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах.

Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.


Спасибо, ребята. Я думаю, что рассказ о трудном детстве писателя, его юности поможет вам яснее понять какое место в борьбе русской литературы за человека, против насилия и несправедливости окружающей жизни занимает проза А.Грина.

Слайд №14

Раскрывать человеческие сердца, пробуждая в них самые чистые, благородные порывы – это и есть волшебное свойство таланта Грина. Ему всегда хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. Приморская жизнь помогала ему придумывать свои рассказы. В Старом Крыму, городе тишины и развалин, он умер в одиночестве вечером 8 июля 1932 года.

Слайд №15



ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА:


— Грин — русский или зарубежный писатель?

— Назовите его настоящую фамилию?

— В какое время, в какой стране жил?

— Легким ли было детство писателя?

Что это за чудесная страна ГРИНЛАНДИЯ?

(«биографы» предлагают печатный вариант краткой биографии Грина, чтобы каждый прикрепил в тетрадь)







VI. Проверка домашнего задания:

-Вот уже почти 80 лет нет среди нас этого «рыцаря мечты», как часто его называли, а герои его произведений живут, покоряя читателей своим мужеством, благородством, человеческой красотой. Мне очень приятно, что вы тоже увидели это в героях «Алых парусов» и написали об этом в своих сочинениях-отзывах.


(зачитать отрывки из лучших сочинений-миниатюр, стихотворение , похвалить, обратить внимание на лучшие рисунки)


VII. Художественный анализ повести «Алые паруса» Характеристика героев повести.

Работа в группах.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

— «Алые паруса» — одно из самых прославленных произведений А.Грина. Писатель вынашивал ее 5 лет. Замысел возник в 1916 г. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка.

«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, беря корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия…»Он окончил эту повесть в декабре 1920 года. Рукопись он пронёс по дорогам гражданской войны в вещевом мешке вместе со сменой белья. «Живая мечта», — говорил о ней Грин. А вышла она в свет в 1923 году. Посвятил эту книгу Грин своей жене, Нине Николаевне, которую боготворил до конца своих дней.


ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

— Сам Грин назвал свое произведение ФЕЕРИЕЙ.А что это такое? Дадим слово нашим

«информаторам».

(В литературе — использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста. К примеру, повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса».

В сценическом искусстве — первоначально слово употреблялось для обозначения жанра театральных спектаклей или цирковых представлений, в которых применялись постановочные эффекты для показа фантастических волшебных сцен. Подобные феерии возникли в Италии в XVII в. Позже в XVIII—XIX вв. жанр феерии был активно задействован в европейском театральном, оперном искусстве и балете)


— Перед нами мир любви и мечты;

увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить;

мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками;

уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.

Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо. Мы увидим победу романтической мечты над суровой реальностью жизни.


-А что такое РОМАНТИКА?

Дадим слово «информаторам».

(Романтика –то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека.

Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. В повести «Алые паруса» романтиками являются Ассоль и Грей)


Как вы думаете, почему цвет парусов именно АЛЫЙ?

Дадим слово «информаторам»

(А́лый цвет — яркий оттенок красного цвета. Традиционно связывается с цветом пламени,

иногда — с цветом человеческой крови, губ.

«Алые паруса» после выхода одноимённой повести Александра Грина стали романтическим

символом надежды и любви, исполнения желаний)



РАБОТА В ГРУППАХ

Основные правила работы:

Чётко формулировать свои мысли.

Высказывать свою точку зрения.

Не перебивать друг друга.

Активно участвовать в обсуждении.

Любое высказывание подтверждать текстом.

(Учитель раздаёт задание группам).

(Выступления детей. Анализ эпизодов. Характеристика героев).

1)Лонгрен.

1.Кто такой Лонгрен? Почему история его жизни печальна?

(В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку. Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла. Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством).

2. Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение?

(он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)

3.Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль, и как повел себя Лонгрен?

(Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)

4.Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»

(зачитать стр…..)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Виноват ли, по-вашему, Лонгрен в смерти Меннерса? Можно ли его понять?

(он не помог Меннерсу спастить,т.к. он мстил ему за смерть Мери)

  • Почему Лонгрен сторонился земляков?


2)Ассоль.

1.Расскажите об Ассоль, Какая она, что известно о детстве девочки?

(она другая – живет в своем мире, без подруг, но в мире любви)

2. У Ассоль есть тайна. Какая?

(послушаем этот эпизод сцены встречи со стариком ЭГЛЕМ. Помогая отцу, Ассоль носила в городскую лавку кораблики, которые делал Лонгрен. И однажды по дороге в город она пустила игрушечную яхту по ручью. Эта яхта с пламенными, алыми, шелковистыми парусами оказывается в руках старика ЭГЛЯ, собирателя народных песен.)

3.Почему Ассоль спрашивает ЭГЛЯ о том, будет ли принц драться?

(наверное, никогда не видела добра от сверстников)

4.Ассоль уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с Лонгреном слышит местный

нищий, и по Каперне поползли новые сплетни. Какие?

(Они будут говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Ассоль будут дразнить «чокнутая,

тронутая, не в себе» — оскорбления, от которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Ассоль

получает прозвище – «корабельная», которое и услышит Грей)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Почему люди недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

  • Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни?


Релаксация «Цветок добра»

-Положите Цветок Добра между ладонями. Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Представьте, что от него исходит удивительный запах и приятная музыка, и вам хочется её послушать

(звучит спокойная музыка).

Мысленно поместите всё добро этого цветка в своё сердце.

Почувствуйте, как это добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли, улыбнитесь.


3)Грэй.

1.Кто он? Что вам известно о нем?

(Артур Грей родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания)


2.Назовите основные черты его характера.

    • умение сопереживать чужому горю

    • Воля сильная, ставит цели – достигает их

    • Сострадание, доброта

    • У него был свой мир

    • Живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»

    • Идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…. Стр….

    • Сам сделал свою судьбу

3.Почему именно такой человек не поверил злой сплетне, которую услышал в таверне? Почему

он поверил в мечту Ассоль?

4. О чём мечтал Грэй и как осуществил мечту?


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


  • Что сделал маленький Грей из солидарности к служанке Бетси?

  • Первый подарок Грея Ассоль?


4)Жители Каперны

1.Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

2.Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах?

(они будут говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Ассоль будут дразнить «чокнутая, тронутая, не в себе», оскорбления, от которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Ассоль получает прозвище –« корабельная», которое и услышит Грей)

3.Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная

надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».Почему паруса алые, а корабль

белый?

4.А теперь вспомним, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах

нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем

разница?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


  • Как восприняли жители Каперны весть о приближении корабля с алыми парусами?

Слайд №16

VIII.Просмотр отрывка из к/ф «Алые паруса» (финальная сцена –встреча Ассоль и Грея)

3.05 мин.


Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)


-Корабль с алыми парусами приближается к Каперне. Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет. Какой?

( он в том, чтобы делать «так называемые чудеса своими руками…» )

— А какие слова первыми произносит Ассоль?

(ты возьмешь к нам моего Лонгрена?)


— После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в ком есть любовь, добро и благодарность.




IX.Блиц-Викторина (проверка усвоения материала)

  1. Настоящая фамилия А.Грина. (Гриневский)

  2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)

  3. Как звали мать Ассоль? (Мэри)

  4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким никелевым замком – выказывали горожанина…» (Эгль)

  5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)

  6. «Это случилось в библиотеке… Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину. Картина изображала…» Что? (Корабль)

  7. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так удивило Ассоль? (Она увидела на пальце кольцо).


X.Итог урока.

— А не показалось ли вам, ребята, что алые паруса вошли в жизнь не только Ассоль, но и всех нас, кто прочитал эту книгу?

Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее. Не случайно в повести так много страниц не о мечте, не о счастье, а совсем о другом – о злобности, зависти, жестокости, об одиночестве главных героев. Благодаря этим испытаниям острее чувствуется радость, потому что она заслуженная.

— В чем смысл названия повести? Символом чего являются алые паруса?

(символом мечты и любви, исполнения желания)

— Каким секретом владел и поделился с командой Грэй? Какую нехитрую истину понял Грэй,

встретив свою любовь?

(Он в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка,

веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

— Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?


— Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?


Так возможно ли, чтобы романтическая мечта одержала верх над реальностью жизни?

(да, только нужно очень сильно верить и иметь доброе сердце)

XI.Выставление оценок.


Слайд № 17

XIII.Домашнее задание.

— Ответьте письменно: «Повесть «Алые паруса» научила меня…»

XIV.Рефлексия.

— Что было для вас сегодня неожиданным?

— Что вас сегодня обрадовало? Огорчило?

— Продолжите фразу: «Сегодня я понял (а), что…»

— Поднимите руки те, кому урок понравился, кто считает, что он был нужным, интересным

— Напишите на листке-парусе, лежащем на вашем столе, о чем вы мечтаете и прикрепите его к

нашему кораблю.

Вот и белый парус стал алым. И теперь этот корабль мечты с вашими алыми парусами

отправляется в будущее.Пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям радость. Пусть и к

вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И

это будет, если только вы постараетесь сами.

XV.Заключение

— В завершение давайте исполним песню «Алые паруса»

(исполнение под гитару) Слайд№ 18

Спасибо за урок! Слайд №19










Список литературы:

1.А.Грин.Алые паруса. -М.: Детская литература, 1989г.

2.Толковый словарь русского языка под ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.

–М.: Просвещение, 1991г.

3.Интернет-ресурсы (иллюстрации, биографические сведения): https:// yandex.ru


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Таблица умножения и деления на 6"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: