Капитонова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 75»
«Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян»
Цели: отрабатывать навык правильного выразительного чтения, формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков; воспитывать любовь к природе, к животным. Развитие у детей навыков исследовательского поиска. Формирование умений делать осознанный выбор.
Предмет исследования: водоплавающие птицы
Методы исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать (фото, рисунок)», «Получить информацию из книг, журналов, газет».
Оборудование: портрет Д.Мамина – Сибиряка, выставка рисунков учащихся, книга Д.Мамина – Сибиряка «Алёнушкины сказки».
Выставка рисунков учащихся на тему «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
Бывают мгновения, когда человек в самом, казалось бы, привычном и часто встречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что – то , как будто видит впервые. Именно это и происходит «на наших глазах».
Вы- маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений , из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению.
Подготовка к восприятию:
Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.
Что же гонит птиц с «милой стороны»?
( Зимняя бескормица)
О том, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы, мы узнаём не только из рассказов и стихов, но …
— Догадайтесь, о каком жанре литературы идёт речь в этих строках?
Добро и зло в стране чудес –
Как и везде – встречаются,
Но только здесь они живут на разных
берегах.
Здесь по дорогам разные истории
скитаются
И бегают фантазии на тоненьких
ногах.
( но и из сказок)
Например , из сказок Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.
(учитель показывает портрет)
Мамин – Сибиряк написал много произведений для детей. Одна из его книг называется «Алёнушкины сказки», из которой мы прочитаем сказку «Серая шейка».
Чтение и анализ текста
Чтение учащимися текста вслух по цепочке.
Беседа.
Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?
( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)
А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)
Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)
Какая из позиций ближе каждому из вас?
Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония , и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, — есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем)
Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? ( НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!)
Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?
Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? ( Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)
Вопрос на засыпку (исследование)
Почему утки не тонут?
Не зря говорят: «Как с гуся вода». У всех водоплавающих птиц, в том числе уток, на спине возле хвостика есть железа, вырабатывающая жир. А он, как известно, отталкивает воду. Ведь даже иголка, если её намазать жиром, будет лежать на поверхности воды. Утка нажимает клювом на железу, выдавливает жир и натирается им. Такая смазка делает оперение непромокаемым и сохраняет в нём воздушную прослойку, что тоже помогает держаться на плаву.
Словарно – лексическая работа.
Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу.
Верста – русская мера длины равная 1,06 км
Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней , пней или семян.
Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.
Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический.
Улетавший косяк – стая птиц.
Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см
Мораль: Не теряй веры
Будь сильным и мужественным
Не плыви по течению
Имей активную жизненную позицию.
Без борьбы не сдавайся
Не теряй воли к жизни.
Судьба бывает горькой и жестокой,
Но воли к жизни не теряй!
Не унывай, не падай духом,
И вкрадчивым речам врагов не доверяй.
Плыть по течению- удел безвольных.
Борись! Хоть в целом мире ты один.
Лишь сердцем храбрых, духом сильных
Не уничтожит страх, не сломит жизнь!
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
В. Гёте.
Нет, лучше с бурей силы мерить,
Последний миг борьбе отдать,
Чем выбраться на тихий берег
И раны горестно считать.
А. Мицкевич
. . . борьба есть условие жизни:
жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
В. Г. Белинский
. . . люди умные и энергичные борются
до конца, а люди пустые и не куда не годные подчиняются без малейшей борьбы всем мелким случайностям своего бессмысленного существования.
Д. И. Писарев
Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе.
Лишь бездарный покоряется судьбе.
Абай Кунанбаев
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Вольтер
Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло мужество.
М. Фихте
Уменье жить придёт само собою:
Лишь верь в себя, так жизнь возьмёшь ты с бою!
В. Гете
Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.
К. Ушинский
Что бы не случилось, не теряй бодрости.
Л. Н. Толстой
Домашнее задание
Подумать, какие смысловые части выделяются в этих главах 1,2.
Работа по рядам:
1.Собери картинку.
2.Что вы знаете об этой птице?
1. Разгадайте кроссворд.
2.Вспомните пословицы в которых говорится о ключевом слове кроссворда.
1. Выполните опыт.
Смазать иголку жиром и поместить в стакан с водой.
2. Обоснуйте свой ответ, как он связан с водоплавающими птицами.
Дополнительный материал
Пословицы:
У страха глаза велики.
На всякую беду страху не напасёшься.
Бой отвагу любит.
Кто назад бежит, тот честью не дорожит.
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
В. Гёте.
Нет, лучше с бурей силы мерить,
Последний миг борьбе отдать,
Чем выбраться на тихий берег
И раны горестно считать.
А. Мицкевич
. . . борьба есть условие жизни:
жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
В. Г. Белинский
Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе.
Лишь бездарный покоряется судьбе.
Абай Кунанбаев
. . . люди умные и энергичные борются
до конца, а люди пустые и не куда не годные подчиняются без малейшей борьбы всем мелким случайностям своего бессмысленного существования.
Д. И. Писарев
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Вольтер
Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло мужество.
М. Фихте
Уменье жить придёт само собою:
Лишь верь в себя, так жизнь возьмёшь ты с бою!
В. Гёте
Что бы не случилось, не теряй бодрости.
Л. Н. Толстой
Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.
К. Ушинский
Мужество в несчастье – половина беды.
Плавт
Статую красит вид, а человека – деяние его.
Пифагор
| 1 З | И | М | А |
|
|
| |
|
|
|
| 2 У | Т | К | А |
|
|
| 3 С | А | Ж | Е | Н | Ь |
|
| 4 С | Е | Л | Е | З | Е | Н | Ь |
|
| 5 К | О | С | Я | К |
|
|
6 В
| Е | Р | С | Т | А |
|
|
|
|
|
|
| 7 В | О | Ж | А | К |
8 К
| Р | Ы | Л | О |
|
|
|
|
Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке?
Водоплавающая птица ?
Старая мера длины, равная 2м 13см ?
Самец утки ?
Стая птиц ?
Русская мера длины равная 1,06 км ?
Тот кто ведёт за собой других ?
Что было повреждено у Серой Шейки?
Выделенный ряд
Храбрость, присутствие духа в опасности ?