Горовая Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «СОШ №14»,
г. Новокузнецк
Урок литературы, 9 класс
Тема:
«Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»
Цели урока:
Образовательная:
приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 века
рассмотреть художественный мир «весенней сказки»
проанализировать связь сказки с фольклорными источниками
формировать умения и навыки активного поиска информации в сети Интернет, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах
Развивающая:
отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала
формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием Интернет-источников
развивать умения и навыки работы в группе: создание коллективных интеллект-карт, презентаций
Воспитательная:
воспитывать патриотические чувства, гордость за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства отечественного слова , а также чувство ответственности за порученное дело, терпимое отношение и уважение друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдение дисциплины
воспитывать эстетическое чувство прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, современной поэзией
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: работа в группах
Ожидаемый результат:
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
Заключительное слово учителя:
Сегодня на уроке с помощью сети Интернет мы обратились к великому чуду сказки, созданной великим мастером А. Н. Островским. Мы были свидетелями того, что драматург видит красоту и величие человека в тесной связи с природой, в слиянии со своими корнями, в гармонии личностных отношений, в личной духовной свободе, в признании за ним права стремится к творчеству, к красоте, к наслаждениям земной жизни. Прекрасные картины замечательных художников, великая музыка известных композиторов, удивительные стихотворения современных поэтов помогли нам открыть что-то новое так давно знакомом нам образе Снегурочки.
Выразите свои чувства в связи с этим, подобрав наиболее яркий эпиграф к уроку их сказки А.Н.Островского:
1. Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава.
2. Какой простор, как чисто всё, богато!
3. Великий царь счастливых берендеев
В твоем обширном царстве всё благополучно
4. Чем же и свет стоит?
Правдой и совестью
Только и держится
5. Не было лучше царства, чем царство Берендея.
Римский — Корсаков.
Ответить на вопросы:
Понятна ли вам теперь основная мысль сказки-драмы?
Какие нравственные ценности она отстаивает?
Смысл жизни людей — в любви и согласии со всем земным. И это свойства русской души: исконное стремление к любви, доброте, согласию. „Изгоним же последний стужи след из наших душ“ Мы, люди, будем совершать ошибки, делать роковые шаги. В наших сердцах существует особый ледяной уголок, мало что может его растопить. В этом смысле Снегурочка всегда будет с нами, будет в нас. Нам не избежать наводнений и ураганов, террористических актов и засух. Тем не менее с этими силами можно справляться, их можно обуздывать, если… Островский называет это «если» Солнцем. Можно назвать это всеобщим законом, перед которым равно все в подлунном мире: истина, милосердие, справедливость, терпимость, любовь. Только соблюдение этих нравственных законов позволит всем людям достойно жить. Слово группе «Интеллектуалы»
Рефлексия на интернет-урок:
Какие впечатления остались у Вас после урока? (Главное впечатление – необычный урок)
Что, на Ваш взгляд, было удачным? (Единовременный доступ к большому количеству информации; продуманность урока учителем)
Что бы Вы хотели изменить в построении урока, его содержании? (Ничего)
Является ли, на Ваш взгляд, такая форма урока полезной и чем? (Действительно, такая форма урока является полезной. После него получаешь доступ к тщательно подобранной нужной информации)
Считаете ли Вы, что таких уроков должно быть больше в учебном процессе? (Хотелось бы таких уроков побольше)
Ресурсы сети Интернет:
ostrovskiy.lit-info.ru/review/ostrovskiy
folkler.ru/skazki/ded_moroz_i_snegurochka
pandoraopen.ru/2010-06-06/festival-kupalskie-ogni/
www.Forum-Grad.ru/obryadi
festival.1september.ru/articles
sch140.minsk.edu.by/
ostrovsky2001.narod.ru/snegurochka.htm
nezhna.com/post
dedmoroz.ru/about/snegurochka/
ucoz.ru/…obraza_snegurochki/
yrokityt.at.ua/publ/
rossasia.sibro.ru/voshod/article/
www.russymbol.ru/symbol/snegurochka/
pheonae.livejournal.com/
vrubel-world.ru/vrubel-art2.php