Урок литературы «Дорога добра в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»» 5 Класс

Урок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб»

Тема: Дорога добра в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели:

Метапредметные:

Развивать личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.

Формировать познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.

Формировать регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.

Предметные цели:

-Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;

-Совершенствовать навыки выразительного чтения;

-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

1. Инсценирование фрагмента сказки.

  1. Участие в целеполагании учебной деятельности.

  2. Формулирование и письменная фиксация цели урока.

  3. Слушание, устная и письменная работа по произведению.

  4. Выразительное чтение вслух фрагментов художественного текса.

  5. Анализ прочитанного и заполнение таблицы.

  6. Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка.

  7. Составление ассоциативных схем.

Виды деятельности учителя на уроке:

  1. Направление в целеполагании.

  2. Направление в овладевании знаниями.

  3. Контроль над выполнением заданий.

  4. Стимулирование учебной деятельности обучающихся.

Планируемые личностные результаты:

-Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся (умение сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим, чуткость к миру живой природы).

-Повышение уровня ответственности за свои поступки.

-Осознание своей положительной роли в обществе.

-Готовность к сотрудничеству и умение сотрудничать со сверстниками и с учителем.

-Формирование живого интереса к творчеству К. Паустовского и осознание ценности творчества писателя в русской литературе.

Планируемые метапредметные результаты:

-Умение анализировать поступки героев, вырабатывать собственноеотношение к ним, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои поступки;

-Умение ставить цель,формулировать её, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать;

-Умение работать в группе, строить общение с классом,учителем, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;

-Уметь отбирать материал и работать с ним.

Планируемые учебные результаты:

-Развитие навыков анализа художественного текста;

-Совершенствование навыков выразительного чтения;

-Расширение знаний о реальном и фантастическом.














Конспект урока:

Эпиграф урока:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра…

  1. Мобилизация:

Прежде чем мы начнём работу, давайте вспомним правила нашего успешного сотрудничества и будем строго следовать им. (на слайде)

Эмоциональный настрой: учитель просит детей взять друг друга за руки и немного подержать .

-Что вы чувствуете? (Тепло).

-Что ещё может быть тёплым? (одежда, одеяло, взгляд, слова, отношения, сердце…)

-С какими человеческими качествами, отношениями ассоциируется в вашем сознании это слово? (забота, милосердие, добро, понимание, сострадание…)

На доске выстраивается ассоциативная схема…(или слайд)

Подчеркнём ключевое слово в этих ассоциациях.(добро)

подберите антонимы к слову тепло, включая человеческие качества (холод, зло, чёрствость, эгоизм, равнодушие…)

Ещё одна схема ассоциаций на доске.(слайд)

Подчеркнём ключевое слово и в этих ассоциациях(зло).

2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.

Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (о тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?(Варианты учащихся.Учитель выбирает формулировку, наиболее близкую к запланированной теме и предлагает записать её в тетрадях.)

-Тему добра мы рассмотрим в движении.

Итак, тема нашего урока — «Дорога добра в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, обсудив её в парах и сформулировав по заданному началу: самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке…

( Варианты детей. Один из наиболее удачных записывается на доске и в тетрадях. Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке-проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…)

3.Совместная постановка проблемы урока.

Можем ли мы сразу раскрыть замысел автора? (нет)Следовательно, нам нужно найти ответ на этот вопрос.

4. Актуализация знаний по теме «Реальное и фантастическое в произведении»

Учитель: Дома вы читали сказку Паустовского, размышляли над прочитанным, выполняли задание по группам.

Чтобы понять авторский замысел, обратимся к жанру произведения, ведь

у талантливого писателя ничто не бывает случайным.

-Когда вы читали самое начало сказки, было ли у вас впечатление о том, что это сказка? Если нет, то почему?

-Что же ещё реального, а что фантастического можно здесь увидеть? Над этим вопросом работала первая группа. Предоставим ребятам слово.

Работа в группах:

Первая группа:

Реальное

Фантастическое

Место действия

Время

Реальные герои

Борьба с замёрзшей рекой

Поступок Фильки

Конь вызывает бурю, мороз

Рассказ бабки об истории столетней давности

Болтливая сорока

Животные наделены человеческими чертами




Таблица вычерчивается в тетрадях

Вывод по теме «Реальное и фантастическое в сказке»

Учитель: Паустовский определял жанр сказки как сказка-быль. Согласны ли вы с писателем?

5.Деятельность учащихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых знаний:

5.1.Работа по теме «Герои повести и система персонажей».Вторая группа:

Быль-то, что было, случилось с героями. Каких же героев мы видим в сказке? Этот вопрос исследовала вторая группа ребят. Они составили кластер по теме «Герои и персонажи сказки» и отвечали на вопросы. (Отчёт второй группы о работе, представление слайда.)

(класс заносит кластер о героях и персонажах в тетрадь)

Фронтальная беседа с классом по образам сказки:

Ребята рассказали нам о некоторых необычных персонажах сказки. Рассмотрим некоторые образы более подробно. Обратимся к образу Панкрата.



-Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты. С какими сказочными героями ассоциируется этот образ? (Внешний вид Панкрата примечателен: въелась в мельника мучная пыль, сердитый, глаза быстрые, скорый на работу. Ребята считали его колдуном. Мельница-место, где могут происходить чудеса. У него живёт сорока. Приютил раненого коня. Напоминает образы Бабы Яги, колдуна. Ближе к природе, чем другие персонажи. Мудрый, не зря в деревне считали, что он может знать больше, чем другие. )

Рассмотрим образ коня:

-Какую особенность образа, созданного писателем, вы бы отметили? (Сказочность, сближение с человеком.)

-Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами. ( Оставлен в деревне, как раненый солдат. Его как раненого приютил мельник. Ходит по дворам, «побирается. Имя коня близко к человеку- Мальчик…)

Физкультурная пауза на уроке

5.2.Работа над образом главного героя:

-Обратимся вновь к теме и цели нашего урока. С каким же героем они связаны? Чей путь мы должны проследить.( с Филькой). В этом нам поможет третья группа.





Работа третьей группы:

Задание: выписать предложения с любимой Филькиной фразой «да ну тебя». Зачитать с правильной интонацией, проследить, как она меняется на протяжении сказки.Сделать вывод о том, что помогает представить читателю интонация?(Группа зачитывает фразы, представляет свой слайд).

Фронтальная работа с классом:

-Какие же вехи Филькиного пути самые важные?

-Какие эпизоды, связанные с Филькой, вы считаете ключевыми?Где начало пути? (Филька обидел коня, разговор с бабкой о старом солдате, разговор Фильки с Панкратом, примирение с конём.) (схема на доске и в тетрадях или слайд).

Комментированное чтение эпизода о том, как Филька обидел коня.

Беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям

Вопросы:

-Как вы оцениваете этот поступок?

-Какие качества героя он обнаруживает?

-Какое слово обращает на себя ваше внимание? («христорадников»). Объясните его значение. (Учитель делает упор на морально-религиозное значение этого слова)

-Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).

-Филька оступился, он потерял дорогу добра. А что же дальше?



Четвертая группа выполняет выразительное чтение по ролям эпизода об истории с солдатом.

Работа над лексикой: (лютый мороз, дурной человек, неминучая смерть)

-Как понимать выражение умер «от охлаждения сердца»?

-Проведите параллель между персонажами эпизодов ( Филька-злой мужик; старый солдат-раненый конь).

Вывод: Как когда-то мужик совершил зло, так и Филька совершает зло, оступается и сходит с дороги добра.(Группа представляет слайд, отчитывается о работе.)

Беседа с классом:

-Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»? В каком случае? (рассуждение детей)

-Что решает сделать Филька? (исправить свой поступок).

-Легко ли было Фильке вернуться на дорогу добра? Докажите текстом.

-С чего начал Филька? (отправился за советом к Панкрату).

5 группа. Чтение и анализ эпизода о пути к Панкрату и разговора с мельником.

Работа пятой группы по вопросам:

-Легко ли было Фильке идти?

-Какие тропы использовал автор, описывая путь Фильки? Какова их роль?

-Что испытывал герой по дороге, в каком душевном состоянии пришёл к Панкрату?

-Как вы понимаете слова мельника «бессмысленный ты гражданин», «будешь ты чистый человек, весёлый»?

Вопросы классу

— Слова Панкрата очень важны.Что желает сказать нам автор этими словами Панкрата? Как должен жить человек, чтобы быть чистым, весёлым?(Отчёт группы о работе, слайд.)

Размышление детей, небольшие монологи-ответы (Человек не должен творить зло, нужно жить по совести, делать добро. Тогда совесть будет чиста. Человеку необходима связь с окружающими его людьми. Он не может жить вне общества…)

-К кому обращается Филька за помощью? (к деревенскимрабятам).

-Во что верил герой? (ребята хорошие, помогут).

5.3.-Что же помогло одолеть лёд и холод? (Запись ответов на доске)

-чудо

-сорока и тёплый ветер

-коллективный труд

-единение

-Где ещё мы видим всеобщее единение?

-«…Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах,- ребята, кошки, даже мыши, — всё это вертелось около хозяек… (единство не только людей, но и всего живого)

-В сцене примирения Фильки с конём все улыбались, радовались…

Чтение финальной сцены по ролям. Работа шестой группы:

(Выразительное чтение, слайд с иллюстрацией, ответ на вопрос

«Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»

радости, облегчения, счастья, хотелось улыбаться и плакать …)

Беседа с классом

-Вернёмся к системе персонажей. Не кажется ли вам, что нужно добавить в неё ещё один важный образ? Какой?

5.4.-Образ хлеба.

Учитель выразительно читает фрагмент о хлебе: «…Ночью по деревне такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор…и тихонько скулили, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…»

-Почему автор называет хлеб чудесным?

(подарил чудесное спасение людям…)

-В каком значении употребил автор словосочетание «тёплый хлеб»?(Вспомним самое начало урока, когда мы держались за руки.)

(в прямом, когда хлеб только что испекли и он ещё не остыл, и в переносном, так как хлеб несёт примирение, человеческую доброту, объединяет, сплачивает, делает всех добрее…)

С чем ассоциируется хлеб в сказке Паустовского? (схема на доске со словом «хлеб» в центре или слайд)

Высказывания детей по заданному началу: «Хлеб –это жизнь, потому что…»

-жизнь

-тепло

-чудо

-мир

-добро

-спасение

-единение….

-Как мог бы писатель назвать свою сказку? (Раненый конь.Чудесная история…)

-Почему же автор назвал сказку «Тёплый хлеб»?

(Ради этого тёплого хлеба Филька прошёл нелёгкий путь, изменился; хлеб несёт жизнь, спасение, мир, делает человека добрее, заставляет сердце оттаять, объединяет всё живое…)

  1. Анализ учебной деятельности совместно с учащимися.

Вернёмся к нашей теме «Дорога добра в сказке…»

-Удалось Фильке вернуться на эту дорогу? (Да.Хотя было не просто…)

-В начале урока вы определили для себя цель нашей работы. Вернитесь к этой цели (проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор).

-Что же самое важное хотел сказать нам автор?

(Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки, нужно уметь прощать, человек только тогда может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…)

Учитель:Обратимся к эпиграфу урока «…Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…» Это слова из хорошо известной вам детской песенки. Почему они взяты в качестве эпиграфа к уроку?

  1. Рефлексия:

Я доволен (не доволен своей работой)…

-Мне было особенно интересно…

-Я понял, что…

-Я испытываю чувство…

Напишите синквейн в группах на тему «Хлеб»


7. Итоги урока. Домашнее задание:

Базовый уровень: Сочинение-миниатюра на тему «О чём заставляет задуматься сказка Паустовского»? Или написать телеграмму бабушке от лица Фильки, отразив в ней самое главное.

Уровень повышенной сложности: Проследить, как менялась погода на протяжении сказки и как это связано с происходящими событиями (письменно).








Свежие документы:  Сочинение на тему: "Отзыв и рецензия как оценочные высказывания учащихся"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: