Урок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб»
Тема: Дорога добра в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»
Цели:
Метапредметные:
Развивать личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
Развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
Формировать познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
Формировать регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Предметные цели:
-Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;
-Совершенствовать навыки выразительного чтения;
-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.
Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
1. Инсценирование фрагмента сказки.
Участие в целеполагании учебной деятельности.
Формулирование и письменная фиксация цели урока.
Слушание, устная и письменная работа по произведению.
Выразительное чтение вслух фрагментов художественного текса.
Анализ прочитанного и заполнение таблицы.
Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка.
Составление ассоциативных схем.
Виды деятельности учителя на уроке:
Направление в целеполагании.
Направление в овладевании знаниями.
Контроль над выполнением заданий.
Стимулирование учебной деятельности обучающихся.
Планируемые личностные результаты:
-Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся (умение сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим, чуткость к миру живой природы).
-Повышение уровня ответственности за свои поступки.
-Осознание своей положительной роли в обществе.
-Готовность к сотрудничеству и умение сотрудничать со сверстниками и с учителем.
-Формирование живого интереса к творчеству К. Паустовского и осознание ценности творчества писателя в русской литературе.
Планируемые метапредметные результаты:
-Умение анализировать поступки героев, вырабатывать собственноеотношение к ним, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои поступки;
-Умение ставить цель,формулировать её, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать;
-Умение работать в группе, строить общение с классом,учителем, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;
-Уметь отбирать материал и работать с ним.
Планируемые учебные результаты:
-Развитие навыков анализа художественного текста;
-Совершенствование навыков выразительного чтения;
-Расширение знаний о реальном и фантастическом.
Конспект урока:
Эпиграф урока:
…Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра…
Мобилизация:
Прежде чем мы начнём работу, давайте вспомним правила нашего успешного сотрудничества и будем строго следовать им. (на слайде)
Эмоциональный настрой: учитель просит детей взять друг друга за руки и немного подержать .
-Что вы чувствуете? (Тепло).
-Что ещё может быть тёплым? (одежда, одеяло, взгляд, слова, отношения, сердце…)
-С какими человеческими качествами, отношениями ассоциируется в вашем сознании это слово? (забота, милосердие, добро, понимание, сострадание…)
На доске выстраивается ассоциативная схема…(или слайд)
Подчеркнём ключевое слово в этих ассоциациях.(добро)
—подберите антонимы к слову тепло, включая человеческие качества (холод, зло, чёрствость, эгоизм, равнодушие…)
Ещё одна схема ассоциаций на доске.(слайд)
Подчеркнём ключевое слово и в этих ассоциациях(зло).
2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.
—Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (о тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)
—Как бы вы сформулировали тему нашего урока?(Варианты учащихся.Учитель выбирает формулировку, наиболее близкую к запланированной теме и предлагает записать её в тетрадях.)
-Тему добра мы рассмотрим в движении.
Итак, тема нашего урока — «Дорога добра в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».
Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, обсудив её в парах и сформулировав по заданному началу: самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке…
( Варианты детей. Один из наиболее удачных записывается на доске и в тетрадях. Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке-проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…)
3.Совместная постановка проблемы урока.
—Можем ли мы сразу раскрыть замысел автора? (нет)Следовательно, нам нужно найти ответ на этот вопрос.
4. Актуализация знаний по теме «Реальное и фантастическое в произведении»
Учитель: Дома вы читали сказку Паустовского, размышляли над прочитанным, выполняли задание по группам.
Чтобы понять авторский замысел, обратимся к жанру произведения, ведь
у талантливого писателя ничто не бывает случайным.
-Когда вы читали самое начало сказки, было ли у вас впечатление о том, что это сказка? Если нет, то почему?
-Что же ещё реального, а что фантастического можно здесь увидеть? Над этим вопросом работала первая группа. Предоставим ребятам слово.
Работа в группах:
Первая группа:
Фантастическое | |
Место действия Время Реальные герои Борьба с замёрзшей рекой Поступок Фильки | Конь вызывает бурю, мороз Рассказ бабки об истории столетней давности Болтливая сорока Животные наделены человеческими чертами
|
Таблица вычерчивается в тетрадях
Вывод по теме «Реальное и фантастическое в сказке»
Учитель: Паустовский определял жанр сказки как сказка-быль. Согласны ли вы с писателем?
5.Деятельность учащихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых знаний:
5.1.Работа по теме «Герои повести и система персонажей».Вторая группа:
Быль-то, что было, случилось с героями. Каких же героев мы видим в сказке? Этот вопрос исследовала вторая группа ребят. Они составили кластер по теме «Герои и персонажи сказки» и отвечали на вопросы. (Отчёт второй группы о работе, представление слайда.)
(класс заносит кластер о героях и персонажах в тетрадь)
Фронтальная беседа с классом по образам сказки:
Ребята рассказали нам о некоторых необычных персонажах сказки. Рассмотрим некоторые образы более подробно. Обратимся к образу Панкрата.
-Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты. С какими сказочными героями ассоциируется этот образ? (Внешний вид Панкрата примечателен: въелась в мельника мучная пыль, сердитый, глаза быстрые, скорый на работу. Ребята считали его колдуном. Мельница-место, где могут происходить чудеса. У него живёт сорока. Приютил раненого коня. Напоминает образы Бабы Яги, колдуна. Ближе к природе, чем другие персонажи. Мудрый, не зря в деревне считали, что он может знать больше, чем другие. )
Рассмотрим образ коня:
-Какую особенность образа, созданного писателем, вы бы отметили? (Сказочность, сближение с человеком.)
-Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами. ( Оставлен в деревне, как раненый солдат. Его как раненого приютил мельник. Ходит по дворам, «побирается. Имя коня близко к человеку- Мальчик…)
Физкультурная пауза на уроке
5.2.Работа над образом главного героя:
-Обратимся вновь к теме и цели нашего урока. С каким же героем они связаны? Чей путь мы должны проследить.( с Филькой). В этом нам поможет третья группа.
Работа третьей группы:
Задание: выписать предложения с любимой Филькиной фразой «да ну тебя». Зачитать с правильной интонацией, проследить, как она меняется на протяжении сказки.Сделать вывод о том, что помогает представить читателю интонация?(Группа зачитывает фразы, представляет свой слайд).
Фронтальная работа с классом:
-Какие же вехи Филькиного пути самые важные?
-Какие эпизоды, связанные с Филькой, вы считаете ключевыми?Где начало пути? (Филька обидел коня, разговор с бабкой о старом солдате, разговор Фильки с Панкратом, примирение с конём.) (схема на доске и в тетрадях или слайд).
Комментированное чтение эпизода о том, как Филька обидел коня.
Беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям
Вопросы:
-Как вы оцениваете этот поступок?
-Какие качества героя он обнаруживает?
-Какое слово обращает на себя ваше внимание? («христорадников»). Объясните его значение. (Учитель делает упор на морально-религиозное значение этого слова)
-Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).
-Филька оступился, он потерял дорогу добра. А что же дальше?
Четвертая группа выполняет выразительное чтение по ролям эпизода об истории с солдатом.
Работа над лексикой: (лютый мороз, дурной человек, неминучая смерть)
-Как понимать выражение умер «от охлаждения сердца»?
-Проведите параллель между персонажами эпизодов ( Филька-злой мужик; старый солдат-раненый конь).
Вывод: Как когда-то мужик совершил зло, так и Филька совершает зло, оступается и сходит с дороги добра.(Группа представляет слайд, отчитывается о работе.)
Беседа с классом:
-Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»? В каком случае? (рассуждение детей)
-Что решает сделать Филька? (исправить свой поступок).
-Легко ли было Фильке вернуться на дорогу добра? Докажите текстом.
-С чего начал Филька? (отправился за советом к Панкрату).
5 группа. Чтение и анализ эпизода о пути к Панкрату и разговора с мельником.
Работа пятой группы по вопросам:
-Легко ли было Фильке идти?
-Какие тропы использовал автор, описывая путь Фильки? Какова их роль?
-Что испытывал герой по дороге, в каком душевном состоянии пришёл к Панкрату?
-Как вы понимаете слова мельника «бессмысленный ты гражданин», «будешь ты чистый человек, весёлый»?
Вопросы классу
— Слова Панкрата очень важны.Что желает сказать нам автор этими словами Панкрата? Как должен жить человек, чтобы быть чистым, весёлым?(Отчёт группы о работе, слайд.)
Размышление детей, небольшие монологи-ответы (Человек не должен творить зло, нужно жить по совести, делать добро. Тогда совесть будет чиста. Человеку необходима связь с окружающими его людьми. Он не может жить вне общества…)
-К кому обращается Филька за помощью? (к деревенскимрабятам).
-Во что верил герой? (ребята хорошие, помогут).
5.3.-Что же помогло одолеть лёд и холод? (Запись ответов на доске)
-чудо
-сорока и тёплый ветер
-коллективный труд
-единение
-Где ещё мы видим всеобщее единение?
-«…Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах,- ребята, кошки, даже мыши, — всё это вертелось около хозяек… (единство не только людей, но и всего живого)
-В сцене примирения Фильки с конём все улыбались, радовались…
Чтение финальной сцены по ролям. Работа шестой группы:
(Выразительное чтение, слайд с иллюстрацией, ответ на вопрос
«Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»
радости, облегчения, счастья, хотелось улыбаться и плакать …)
Беседа с классом
-Вернёмся к системе персонажей. Не кажется ли вам, что нужно добавить в неё ещё один важный образ? Какой?
5.4.-Образ хлеба.
Учитель выразительно читает фрагмент о хлебе: «…Ночью по деревне такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор…и тихонько скулили, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…»
-Почему автор называет хлеб чудесным?
(подарил чудесное спасение людям…)
-В каком значении употребил автор словосочетание «тёплый хлеб»?(Вспомним самое начало урока, когда мы держались за руки.)
(в прямом, когда хлеб только что испекли и он ещё не остыл, и в переносном, так как хлеб несёт примирение, человеческую доброту, объединяет, сплачивает, делает всех добрее…)
—С чем ассоциируется хлеб в сказке Паустовского? (схема на доске со словом «хлеб» в центре или слайд)
Высказывания детей по заданному началу: «Хлеб –это жизнь, потому что…»
-жизнь
-тепло
-чудо
-мир
-добро
-спасение
-единение….
-Как мог бы писатель назвать свою сказку? (Раненый конь.Чудесная история…)
-Почему же автор назвал сказку «Тёплый хлеб»?
(Ради этого тёплого хлеба Филька прошёл нелёгкий путь, изменился; хлеб несёт жизнь, спасение, мир, делает человека добрее, заставляет сердце оттаять, объединяет всё живое…)
Анализ учебной деятельности совместно с учащимися.
Вернёмся к нашей теме «Дорога добра в сказке…»
-Удалось Фильке вернуться на эту дорогу? (Да.Хотя было не просто…)
-В начале урока вы определили для себя цель нашей работы. Вернитесь к этой цели (проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор).
-Что же самое важное хотел сказать нам автор?
(Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки, нужно уметь прощать, человек только тогда может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…)
Учитель:Обратимся к эпиграфу урока «…Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…» Это слова из хорошо известной вам детской песенки. Почему они взяты в качестве эпиграфа к уроку?
Рефлексия:
–Я доволен (не доволен своей работой)…
-Мне было особенно интересно…
-Я понял, что…
-Я испытываю чувство…
Напишите синквейн в группах на тему «Хлеб»
7. Итоги урока. Домашнее задание:
Базовый уровень: Сочинение-миниатюра на тему «О чём заставляет задуматься сказка Паустовского»? Или написать телеграмму бабушке от лица Фильки, отразив в ней самое главное.
Уровень повышенной сложности: Проследить, как менялась погода на протяжении сказки и как это связано с происходящими событиями (письменно).