Урок литературы в 7 классе на тему:
«.Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского.
Роль учительницы Л. Михайловны в жизни мальчика».
1. Урок литературы в 7 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).
2. Данный урок — урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку — презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
• приобретаемые навыки детей:
Оценка поведения и выявление характеров литературных героев, определение идеи художественного произведения, работа с художественным текстом, самостоятельное целепо-лагание, работа с литературоведческими терминами, работа в парах, работа с толковым словарем, тестами, самостоятельный поиск и обработка информации, конспектирование учебного материала, взаимооценка, самооценка, формулировка выводов.
технологические особенности (технические условия, используемое оборудование и т. д.): Мультимедийная установка, видеомагнитофон, иллюстрации.
организация работы
Оргмомент, просмотр фрагмента видеофильма, целеполагание, тестирование и его самопроверка, беседа, работа с толковым словарем Ожегова, сообщение об авторе и прототипе героини рассказа, знакомство с высказываниями великих людей о добре и зле, подведение логического итога, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.
• Приложение (графические, аудио, видеоматериалы и т. д.):Презентация к уроку (в т.ч. музыкальное оформление: песни «Учительница», «Дорогою добра»), фрагмент видеофильма «Уроки французского»
Перемена перед уроком: с помощью мультимедийного проектора на большой экран выводится слайд №1, звучит музыка Триединая цель урока:
Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характеров остальных героев и их оценка. Определение идеи рассказа.
Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, логического и аналитического мышления.
Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г. Распутина
Оборудование: фрагмент кинофильма «Уроки французского», презентация к уроку, портрет А.П. Копыловой.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Оргмомент | Приветствует, настраивает на работу. — Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем изучать рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Но прежде чем поставить перед вами главный вопрос урока, предлагаю посмотреть фрагмент кинофильма «Уроки французского», после чего я попрошу вас сформулировать цель нашего сегодняшнего разговора. | Отвечают приветствием, садятся. Слушают. |
2. Просмотр фрагмента видеофильма. | Смотрит вместе с детьми С помощью мультимедийного проектора на большой экран выводит фрагмент кинофильма (Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги. Заходит директор школы) | Смотрят |
3. Целеполагание | Обращается с вопросом: — Итак, Василий Андреевич назвал поведение Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Как вы ду — Верно. Наша задача — ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?» Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку. Слайд№2 — Почему это важно для нас? | Формулируют цель урока Мотивируют свою работу |
4. Тестирование и • его самопроверка | — Прежде чем прейти к анализу текста, проведем небольшую разминку — поработаем над литературоведческим понятиями, знание которых поможет вам успешно работать на сегодняшнем уроке. раздает листы с заданием всем парам учащихся — Работаем в парах. Ваше задание — стрелочками соединить слова с теми определениями, которые им соответствуют. | Слушают задачу |
| Работаем самостоятельно. | Работают само- |
| — Итак, | стоятельно в парах |
| автобиография — это … портрет- рассказ — | Самопроверка |
| основная мысль | Сообщают о своих |
| антитеза (После каждого ответа на спроецированном на большой экран слайде всплывают определения. Слайд №3 ) — Каковы ваши результаты? Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой? | результатах |
5. Основанная часть | — Переходим к основной части нашего урока. Кто герой рассказа? Слайд №4 | Рассматривают |
урока. | — Какова его семья? Каково ее материальное состояние?Почему? | слайд, отвечают на |
А) Беседа | — Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет тяжело? Ведь она не многим мо- | вопросы учителя, |
| жет помочь сыну… | размышляют, опе- |
| — А он почему соглашается? Чужие люди, чужой дом… | рируют строками |
| — Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома? — Есть ли у него друзья? Почему?Легко ли ему живется? — Какой выход он находит? — Как даются ему выигрыши? — Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе и как относится к ним герой? — Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему? — Почему Вадик и Птаха избили его? — Какие качества характера своего героя подчеркивает автор? Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 5. Герой: ЧЕСТНОСТЬ, УПОРСТВО, СМЕЛОСТЬ, СТОЙКОСТЬ, ВОЛЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?Почему? Слайд № 6 — Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал? — Как себя повела Лидия Михайловна? Почему? — Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки? — Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему? — Зачитайте и сопоставьте его и ее портрет.Для чего автор ставит их рядом? — Какое художественное средство он использует? — Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Ли — Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему? — Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна? Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 7 СМЕЛОСТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВАЧЕСТНОСТЬ ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ | текста |
| — Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии Михайловны — это преступление? | Дают ответ на |
| — Поработаем со словарями. Найдите в словарях значение слова «урок», (словарь Ожегова. Находят, зачитывают) | главный вопрос |
| — Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? | урока |