Урок литературы на тему: «Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского. Роль учительницы Л. Михайловны в жизни мальчика» 7 класс


Урок литературы в 7 классе на тему:

«.Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского.

Роль учительницы Л. Михайловны в жизни мальчика».

1. Урок литературы в 7 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).

2. Данный урок — урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку — презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.

приобретаемые навыки детей:

Оценка поведения и выявление характеров литературных героев, определение идеи художественного произведения, работа с художественным текстом, самостоятельное целепо-лагание, работа с литературоведческими терминами, работа в парах, работа с толковым словарем, тестами, самостоятельный поиск и обработка информации, конспектирование учебного материала, взаимооценка, самооценка, формулировка выводов.

  • технологические особенности (технические условия, используемое оборудование и т. д.): Мультимедийная установка, видеомагнитофон, иллюстрации.

  • организация работы

Оргмомент, просмотр фрагмента видеофильма, целеполагание, тестирование и его самопроверка, беседа, работа с толковым словарем Ожегова, сообщение об авторе и прототипе ге­роини рассказа, знакомство с высказываниями великих людей о добре и зле, подведение логического итога, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.

Приложение (графические, аудио, видеоматериалы и т. д.):Презентация к уроку (в т.ч. музыкальное оформление: песни «Учительница», «Дорогою добра»), фрагмент видео­фильма «Уроки французского»

Перемена перед уроком: с помощью мультимедийного проектора на большой экран выводится слайд №1, звучит музыка Триединая цель урока:

  1. Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характеров остальных героев и их оценка. Определение идеи рассказа.

  2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, логического и аналитического мышления.

  3. Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г. Распутина

Оборудование: фрагмент кинофильма «Уроки французского», презентация к уроку, портрет А.П. Копыловой.



Содержательно-смысловые блоки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствует, настраивает на работу. — Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем изучать рассказ Валентина Григорье­вича Распутина «Уроки французского».

Но прежде чем поставить перед вами главный вопрос урока, предлагаю посмотреть фрагмент кинофильма «Уроки фран­цузского», после чего я попрошу вас сформулировать цель нашего сегодняшнего разговора.

Отвечают привет­ствием, садятся.

Слушают.

2. Просмотр фраг­мента видеофильма.

Смотрит вместе с детьми

С помощью мультимедийного проектора на большой экран выводит фрагмент кинофильма (Лидия Михайловна и маль­чик играют в деньги. Заходит директор школы)

Смотрят

3. Целеполагание

Обращается с вопросом:

— Итак, Василий Андреевич назвал поведение Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Как вы ду­
маете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

— Верно. Наша задача — ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?» Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку. Слайд№2

Почему это важно для нас?

Формулируют цель урока

Мотивируют свою работу

4. Тестирование и • его самопроверка

— Прежде чем прейти к анализу текста, проведем небольшую разминку — поработаем над литературоведческим понятия­ми, знание которых поможет вам успешно работать на сегодняшнем уроке. раздает листы с заданием всем парам учащихся

Работаем в парах. Ваше задание — стрелочками соединить слова с теми определениями, которые им соответствуют.

Слушают задачу


Работаем самостоятельно.

Работают само-


— Итак,

стоятельно в парах


автобиография — это …

портрет-

рассказ —
тема —

Самопроверка


основная мысль

Сообщают о своих


антитеза

(После каждого ответа на спроецированном на большой экран слайде всплывают определения. Слайд №3 )

Каковы ваши результаты? Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой?

результатах

5. Основанная часть

— Переходим к основной части нашего урока. Кто герой рассказа? Слайд №4

Рассматривают

урока.

Какова его семья? Каково ее материальное состояние?Почему?

слайд, отвечают на

А) Беседа

— Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет тяжело? Ведь она не многим мо-

вопросы учителя,


жет помочь сыну…

размышляют, опе-


— А он почему соглашается? Чужие люди, чужой дом…

рируют строками


— Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома?

— Есть ли у него друзья? Почему?Легко ли ему живется?

— Какой выход он находит?

— Как даются ему выигрыши?

— Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе и как относится к ним герой?

— Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему?

— Почему Вадик и Птаха избили его?

— Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?

Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 5.

Герой:

ЧЕСТНОСТЬ, УПОРСТВО, СМЕЛОСТЬ, СТОЙКОСТЬ, ВОЛЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

— Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?Почему? Слайд № 6

— Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал?

— Как себя повела Лидия Михайловна? Почему?

— Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?

— Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?

— Зачитайте и сопоставьте его и ее портрет.Для чего автор ставит их рядом?

— Какое художественное средство он использует?

— Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Ли­
дия Михайловна?Почему она начинает играть с ним на деньги?

— Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему?

— Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна?

Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 7 СМЕЛОСТЬ

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВАЧЕСТНОСТЬ ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ

текста


— Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии Михайловны — это преступление?

Дают ответ на


— Поработаем со словарями. Найдите в словарях значение слова «урок», (словарь Ожегова. Находят, зачитывают)

главный вопрос


— Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?

урока


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Урок-суд по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: