Урок литературы на тему «ПУТЬ ВОСХОЖДЕНИЯ К СВЕТУ»

ПУТЬ ВОСХОЖДЕНИЯ К СВЕТУ

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Впервые напечатано в газете «Русские ведомости», 1886

«В начале января 1886 года отец начал работу над повестью „Слепой музыкант»»,— вспоминает дочь писателя (Короленко С. В.). Повесть (сам Короленко в письмах называет «Слепого музыканта» рассказом, а в подзаголовке помечает: «Этюд»), которая вскоре была перепечатана в журнале, а в 1888 году вышла отдельным изданием и переиздавалась много раз, потребовала от писателя большой работы. «Спешно законченный „Слепой музыкант» не удовлетворил автора, но тема занимала его, и впоследствии он возвращался к повести, перерабатывая ее для позднейших изданий»,— писала С. В. Короленко.

«В этом этюде,— сообщал Короленко в своей автобиографии,— я задался целью проследить душевную драму слепого… Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком (моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, над одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным и вдобавок музыкантом по профессии».

Повесть вызвала огромный интерес (и сразу же начала переводиться на иностранные языки) не только благодаря необычайной глубине и правде показа психологии слепого, но и потому, что она была посвящена проблеме человеческого счастья, вопросу о соотношении личного и общественного. «Моя главная художественная задача была не специально психология слепого, а психология общечеловеческой тоски по недостижимому и тоски по полноте существования»,— писал В. Г. Короленко литературному критику А. Г. Горнфельду 10 января 1917 года.

В предисловии к IV изданию повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко так сформулировал ее идею: «Основной психологический мотив эпизода составляет инстинктивное, органическое влечение к свету».

Сюжет «Слепого музыканта» уже в самой ранней газетной редакции включал в себя два повествования. Первое — о том, как слепорожденный мальчик инстинктивно тянулся к свету. Второе — это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание и сумел воспитать активное сочувствие ко всем обездоленным.

— Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значения.

Сформулируйте эти значения.

II. Система образов в повести.

Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «темное, неисходное горе». Кто же был вместе с ним на пути восхождения к свету?

1. Мать — охраняющее, оберегающее начало.

2. Максим (брат матери) — старый гаррибальдиец, инвалид — знакомит своего воспитанника с героическими традициями народа, разрушает усадебный покой его жизни, приводит юношу в соприкосновение с действительностью, бурлящей за пределами

Свежие документы:  Тест по Литературе «Клод Гё» 9 класс

усадьбы. Он же, наконец, заставляет Петра выслушать на пыльном шляхте мрачную песню нищих слепцов, столкнуться с подлинным морем человеческого страдания.

«У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли», — утверждал Максим, не давая матери «кидаться сломя голову на каждый крик ребенка».

— Что роднит образ Максима с героем «Парадокса» Яном Залуским?

3. Эвелина. (Имя героини особенно дорого писателю. Так звали двух любимых им женщин — мать и сестру.)

Подруга, невеста, жена. После объяснения с Велей (гл. 6) Петрусь «смелее стал относиться к темной и неопределенной дали… И никогда еще не чувствовал света так ярко». Любовь пробудила свет в душе.

С Эвелиной связана и сцена мгновенного прозрения Петра под влиянием известия о том, что его сын родился зрячим.

III. Мир звуков в повести. Звуковой пейзаж.

Каким образом мир звуков определил жизненный и профессиональный путь мальчика?

Звуки жизни, весны, украинской природы, соединившись с рассказами Максима о героическом прошлом Родины, позволили постичь напевы дудки Иохима.

От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства звуков.

— Как отражается в повести замена мира видимого миром звучащим?

Задание. Прочитайте описание весеннего пейзажа в I главе. Что образует его основное настроение?

IV. Преодоление «эгоистического страдания». Приобщение к жизни.

Замкнутый мирок усадьбы не мог дать Петру полноты жизни. Максим же мечтал совсем о другом для своего воспитанника.

Задание по группам: анализ эпизодов «приглашение студентов», «встреча со слепыми звонарями», «песня слепых».

1. Максим дважды приглашает в усадьбу студентов. Петрусь сначала «прислушивался к ним с выражением восторженного изумления», но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела.

2. Звонари: Егорий, слепой от рождения, — злой, желчный, и Роман, ослепший семи лет от роду, — добрый, детей любит, «он свет видел, свою матку помнит, она к нему во сне приходит».

Эвелина говорит про Егория: «Зол и похож на Петра». А ведь его злость была продиктована болью: «он ее полюбил и хотел ее видеть».

3. Встрече со слепыми на шляхте предшествуют гневные слова Максима: «Если бы тебе было хуже, то, возможно, сам ты был бы лучше».

Песня слепых эмоционально сломила Петра, он тяжело переболел это потрясение, но впоследствии благодарил Максима за урок.

Свежие документы:  Внеклассное чтение (сентябрь.)


Индивидуальное задание. Проследите по тексту, как изменился Петрусь во время странствия со слепыми.

(«…Узнавал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось сердце».»Глаза его оставались незрячими, но душа исцелилась». «Теперь он стал менее чувствителен к внешним световым ощущениям». (Приобрел свет в душе.)


V. Чтение эпилога (сцена дебюта слепого музыканта).

Какие размышления о жизни и судьбе объединяют прочитанные нами произведения В.Г. Короленко? (Жизнь — вечное движение и преодоление. Это каждодневный подвиг борьбы с обстоятельствами на пути к счастью.)

— О каком подвиге преодоления можно говорить в связи с образами Петра, Максима, Эвелины?

Герой повести погружен в вечный мрак и горе: мир реальной действительности, мир света и красок недоступен Петру; он живет в своем замкнутом мирке ощущений и звуков, намеков и догадок. Но писатель проводит мысль о недопустимости примирения со страданием; он ставит на пути слепого юноши старого вояку-гарибальдийца, борца за народное счастье, который с гневом говорит слепому: «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим…» Он выводит Петра из богатой усадьбы в широкий мир, полный социального зла, он знакомит мальчика с героическим прошлым своей родины, учит любить свой народ, его музыку, его песни. Он раскрывает перед слепым всю глубину людских страданий, показав, что личное горе ничтожно по сравнению со страданиями угнетенного народа. И слепой находит свое счастье в служении людям. Повесть кончается концертом, на котором музыкант, преодолев свою личную душевную драму, потрясает сердца простых людей мужественным искусством


В книге «В.Г. Короленко» современный критик и литературовед Г.А. Бялый отметил: «В период реакции многие оправдывали себя невозможностью борьбы, ее бесплодностью, а в своих страданиях видели некую трагическую «заслугу». Короленко утверждал, что в

страдании самом по себе нет заслуги, оно бывает порою слепо и эгоистично. Заслуга в преодолении страданий, в борьбе за счастье. Казалось бы, какие возможности для борьбы могут найтись в положении выбитого из жизни, изувеченного и постаревшего ветерана, вроде Максима, или для жалкого слепого юноши, нуждающегося в ежечасной помощи и покровительстве ближних? Но они находятся и для того, и для другого.

Находятся они и для Эвелины: она совершает свой «тихий подвиг любви», решив соединить свою жизнь со слепым. Она отказывается следовать зову большого и деятельного мира, который не только манит ее, «но и предъявляет на нее какое-то право».

Свежие документы:  Как написать сочинение по литературе (рекомендации для учащихся)

При этом она ничего не навязывает себе, а совершает свой тихий подвиг, подчиняясь органической потребности натуры»


Домашнее задание.

А.П.Чехов «Толстый и тонкий».


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: