Урок литературы на тему «Тёркин – кто же он такой?»

Автор: Бауло Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г.Унеча Брянской области


Конспект урока

Тема: «Тёркин – кто же он такой?»


Цели: показать роль автора в лироэпическом произведении; раскрыть обобщающий смысл образа главного героя, расширить знания учащихся об изобразительных художественных средствах.


Ход урока.

1. Проблемное изложение материала.

Поэма «Василий Тёркин» — это рассказ о том, как жил солдат на войне, как он воевал, сражался. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, рисует военные будни, показывает солдат на привале, в момент боя и короткого отдыха. В главе «От автора» Твардовский писал:


Эта сказка длинная одна

Про огонь, про снег. Про танки,

Про землянки да портянки,

Про портянки да землянки,

Про махорку и мороз.


Каждая отдельная глава поэмы – маленькое самостоятельное произведение со своим сюжетом и названием.

-Что помогают понять эти названия? «На привале», «Перед боем», «Два солдата», «Переправа», «О войне», «Поединок», «Теркин ранен», «О награде».

( В них отражен суровый военный быт и военные действия).


Сюжет книги складывался в ходе всенародной войны, это рассказ о судьбе всего народа, на чью долю выпало тяжкое испытание. Но в поэме отчетливо слышится голос автора .4 главы поэмы целиком посвящены раздумьям поэта о герое, о военных событиях, причем автор оказывается очень близок герою и по жизненным оценкам, и по фронтовому опыту. Некоторые главы носят ярко выраженный лирический характер, что также отражено в их названиях: «О любви», «О себе». В поэме два героя – Тёркин и рассказчик, сам поэт. По тому, что и как он рассказывает, можно многое понять об авторе, его мировоззрении, отношении к людям, событиям.


— Давайте познакомимся с содержанием первых трех глав.


2.Сообщения учащихся по 1 и 2 главам.


В начале главы «От автора» Твардовский рассказывает о том, что на войне не прожить без воды, « доброй пищи фронтовой», «не прожить без прибаутки», «хорошей поговорки», а главное – без Василия Тёркина. (Чтение от слов: «Словом, книга про бойца/ Без начала, без конца» до конца главы.) Жестокая правда войны отразилась в содержании многих глав, особенно таких, как «Переправа», «Бой в болоте»


Вторая глава знакомит читателя с военным бытом, ведь люди на войне не только сражались, но и жили: варили суп « на колесах прямо», спали «на пригретом взгорке» или прямо на снегу. Потом автор дает слово самому герою, который рассуждает «про сабантуй».

Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 5 классе Тема урока: Д.М.- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

(Чтение от слов «Сабантуй бывает разный» до слов «Это главный сабантуй»).Но самое главное – в этой главе автор знакомит читателей с героем: «Тёркин – кто же он такой?» (чтение до конца главы).



3.Обобщающее слово учителя.

Твардовский утверждает, что его герой – самый обыкновенный, один из многих – молодой боец-парень. Такое определение подтверждается эмоционально – психологической характеристикой: добрый парень…бравый…бойкий…удалой…свой… Тёркин не унывает ни при каких обстоятельствах, он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм ситуации.


4.Работа с репродукцией.





















— Какой момент фронтовой жизни изобразил художник?

— Чем центральная фигура напоминает героя поэмы Василия Тёркина?

— Какое настроение передал художник своей картиной? Как это характеризует людей, собравшихся вокруг Теркина?

(Люди, чья жизнь находится в постоянной опасности, ценят каждую минуту, они не падают духом, верят в победу и в редкие минуты отдыха стараются не думать о смерти)

— Почему именно вокруг Теркина собрались бойцы?

(Видимо, он снова рассказывает какую-то байку, старается поддержать дух солдат)


— И все же Твардовский отрицает, что его герой –этакий «рубаха парень», балагур. Тёркин — трагическая и героическая фигура, он воплощает в себе лучшие черты русского народа, является его собирательным образом.


-Что стало известно из второй главы о военной биографии Василия Тёркина?

(Он начал воевать во время финской кампании на Карельском перешейке, в июне 1941г. Вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Путь его автор прослеживает до Берлина)



5.Сообщение ученика по 3 главе.

В поэме часто рассказ ведется от лица главного героя, что придает особую достоверность описываемым событиям. В главе «Перед боем» Василий Тёркин рассказывает о бойце, который помогает хозяйке дома. В его памяти сохранились все подробности: «Той мне ночи не забыть» (чтение фрагмента до конца главы). Горькие слова поизносит герой об отступлении: «То была печаль большая,/ Как брели мы на восток.» Дорогу, по которой они пробирались, называет постылой.



6.Беседа по тексту главы «Переправа».


— Каким настроением пронизана глава? (Трагизм уже в первых строчках: «Кому память,/ Кому слава, / Кому темная вода, — / Ни приметы, ни следа».


— Проследите, как это настроение нарастает. Какие художественные приемы использует поэт, чтобы передать обстановку, в которой происходило действие? (Групповая работа: пейзаж – черный цвет: чернеет лес, черная вода; сравнение: «Берег правый, как стена»; эпитет: «след кровавый»; повторы: «Люди теплые,живые,/ Шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, «как переправа сорвалась».

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «А.И. Куприн. Рассказ "Тапёр"» 5 класс


_ Сегодня мы познакомимся еще с одним художественным средствомсинекдохой (запись на доске: синекдоха – перенесение значения одного слова на другое: часть вместо целого, единственное вместо множественного и наоборот)

— Найдите синекдоху в 6-8 строфах главы «Переправа»

(Поглядеть – и впрямь – ребята!

Как, по правде, желторот,

Холостой ли он, женатый,

Этот стриженый народ.

………………………………….

Тем путем идет суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик солдат)


— Как вы понимаете мысль автора, выраженную в этих строфах?

(Не одному поколению русского народа приходилось защищать родную землю, любовь к ней передается от отца к сыну, от поколения к поколению – в этом сила русского народа. На защиту Отечества встали будто все поколения разом, поэтому победить такой народ нельзя)

— Дома найдите синекдоху в тех главах, которые будете читать.


— Чем эта глава напоминает произведение УНТ?

(Здесь много повторов, просторечных выражений (скорчившись, стужа, расчудесный, покамест…) , есть даже приметы:

Долги ночи, жестки зори

В ноябре – к зиме седой.)

Фольклорные элементы особенно подчеркивают общенародный характер поэмы.




7. Работа над образом главного героя.


— Каким предстает в этой главе Василий Теркин?(Чтение фрагмента по ролям от слов: «Долги ночи, жестки зори…» до конца главы. В трудной ситуации он не теряет мужества, жизнестойкости, чувства юмора. Автор сам восхищается Теркиным и заставляет читателя испытать то же чувство по отношению к герою)


— Обратите внимание на то, что в 4 главе повторяются слова «Переправа, переправа», причем с разными словами и знаками препинания. С какой интонацией мы произносим эти слова? (Заключительные строки уже привносят другое настроение – звучит надежда на благополучный исход битвы, хоть бой и трагичен, но он идет «ради жизни на земле», а значит – люди гибли не зря.)



Домашнее задание.


Рассказать о встречах Тёркина на дорогах войны. Что нового мы узнаем о герое? Какими чертами наделяет его автор?



Источники:


1. А.Т. Твардовский. Стихотворения и поэмы. М., «Просвещение», 1983.

2. Непринцев Ю.М. Отдых после боя. 1955.

https://www.ionb.ru/prj/vov/mezhdu_boy.htm

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1978.



4


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: