1001 идея интересного занятия с детьми
Синица Елена Юрьевна, МБОУ лицей № 28 имени академика Б.А.Королёва города Нижний Новгород, учитель русского языка и литературы, Приволжский регион
Предмет (направленность): литература.
Возраст детей: 6 — 7 классы.
Место проведения: класс.
Сегодня, когда Интернет (даже пишется с заглавной буквы!) начал поглощать наших детей, есть одно спасение разговор «отцов и детей» по душам. Огромное влияние на духовное становление личности имеет церковь, но туда приходят не многие наши дети. На урок литературы приходят все, и учитель может открыть ребёнку ценности бытия на примерах лучших классических произведений. Дети должны научиться выбирать не между «Сникерсом» и «Баунти», не между одной или другой компьютерной игрой, а будут знать, что предпочесть — небо или землю, смерть или жизнь.
Цели:
— проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к зимнему утру, дому, жизни, выявить особенности построения произведения;
— развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
— воспитывать доброту, чуткость, сострадание, повышать интерес к истории Отечества, творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: компьютерная презентация, диск с колыбельной песней, свеча.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Чтение творческих работ на тему «Зимнее воскресное утро». Слайд № 1.
Цитирование некоторых работ:
«Мне всегда кажется, что в воскресенье солнце светит ярче. Поэтому в этот день у меня очень хорошее настроение. Я с радостью иду на кухню, где меня ждёт уже проснувшаяся мама и ароматная гречневая каша».
«А вот и я!» — радостно возвещаю я , появившись во всей красе на кухне. Меня не смущают мои всклокоченные волосы, помятая ночная рубашка, узкие глазки, которые никак не хотят открыться миру полностью. И вслух говорю: «Я проснулась и счастлива!»
«Воскресное утро! Как долго его ждёшь! Всю неделю мечтаешь, когда оно наступит. Заранее начинаешь строить грандиозные планы. Можно отдохнуть от учёбы, но в то же время делаешь какие-то не менее важные дела, на которые нет времени в будние дни. Воскресным утром вся семья дома».
Подготовка к восприятию нового материала. Слайд № 2.
— Какая мысль объединяет ваши сочинения? Как вы рисуете образ дома в ваших работах? Что есть жизнь? Что такое счастье? Что есть один день в жизни человека?
( Работы объединяет мысль о наступлении нового дня, радости пробуждения и ощущения близости родных в доме. Жизнь разнообразна.
Жизнь – череда событий. Один день в жизни человека – это та же жизнь, но в очень узком временном пространстве. Счастье – это жизнь человека, когда нет несчастья).
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет значение устаревших слов.
2.- Стихотворение написано 3 декабря 1829 года.
Какое чувство передано в этом стихотворении?
— К какому виду лирики относится это стихотворение? Как автор описывает пейзаж? Какие художественные средства использованы?
3. – К кому в стихотворении обращается поэт?
4. – Как поэт рисует образ дома? Если бы вы были художниками, какие краски выбрали бы для написания домашней обстановки в стихотворении? Какая атмосфера в доме? ( Поэт использует приём психологического параллелизма: красивый зимний пейзаж подчёркивает уютную тёплую обстановку дома и доброжелательную атмосферу).
5.- Можно ли в стихотворении выделить части?
— О чём печалилась лирическая героиня?
Слайд № 3.
— Заглянем в прошлое. На фотографии изображена маленькая девочка Таня. Таня Савичева родилась 23 января 1930 года в селе дворищи под Гдовом, но, как и её братья и сёстры, выросла в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком Марии и Николая. У неё было две сестры и два брата: Женя (родилась в 1921), Леонид (родился в 1917), Нина (родилась в 1918) и Миша (родился в 1921).
Звучит колыбельная песня. Слайд № 4.
— Все вечерами собирались за большим обеденным столом. Мама ставила в центр корзинку, в которой спала Таня, и все смотрели, боясь лишний раз вздохнуть и разбудить малышку.
Леонид увлекался музыкой и вместе с друзьями создал самодеятельный струнный оркестр, часто проводил дома репетиции, и поэтому у Савичевых было много музыкальных инструментов: пианино, гитары, банджо, балалайка, мандолина. В свободное время Леонид вместе с братом, сёстрами и матерью устраивал свой собственный домашний концерт. Он и Миша играли на инструментах, Мария Игнатьевна, обладая прекрасным голосом и музыкальным слухом, пела вместе с Таней, остальные держались припевкой. От матери Тане достался довольно хороший «ангельский» голос, что прочило ей в будущем неплохую певческую карьеру.
Нина о Тане вспоминала: «Таня была золотая девочка. Любознательная, с лёгким ровным характером. Очень хорошо умела слушать. Мы ей всё рассказывали – о работе, о спорте, о друзьях».
6.Слайд№4.
– Но вот в 1941 году для нашей страны началась Великая Отечественная война, и началось горе людское. Семья Тани Савичевой, как и многие другие тысячи ленинградцев, оказались в блокаде. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими[2] и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года .
К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
7.Слайд № 5.Учитель комментирует дневник Тани Савичевой.
— Первой не стало Жени. Жене было 32 года. Вероятно, чтобы не забыть дату смерти Жени, Таня и решила её записать. Для этого она взяла записную книжку Нины, которую той подарил когда-то брат Лёка. Половину книжки Нина превратила в справочник чертёжника-конструктора. Таня решила писать на ней, потому что, возможно, посчитала, что так будет удобней потом найти запись.
Как сейчас помню тот Новый год. Никто из нас не дождался полуночи, спать легли голодными, радовались уже тому, что дома тепло. Сосед топил печку книжками из своей библиотеки. Тане он подарил тогда огромный том «Мифов Древней Греции». Как раз тогда втайне от всех сестра взяла мою записную книжку.
На странице под буквой «Ж» Таня пишет:
Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г
19 января 1942 года вышло постановление открыть столовые для детей в возрасте от восьми до двенадцати лет. Таня ходила в них вплоть до 22 января. 23 января 1942 года ей исполнилось двенадцать лет, вследствие чего по меркам блокадного города в семье Савичевых «детей не стало» и отныне Таня получала такую же норму хлеба, как и взрослый человек.
В начале января Евдокии Григорьевне был поставлен страшный диагноз: третья степень алиментарной дистрофии. При таком состоянии требовалась срочная госпитализация, но бабушка отказалась, ссылаясь на то, что лениградские больницы и без того переполнены.
Я и в соседней комнате полежу
25 января спустя два дня после дня рождения Тани её не стало. В книжке Нины на странице с буквой «Б» Таня пишет:
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. Дня 1942 г.
Перед смертью бабушка очень просила, чтобы не выбрасывали её карточку, потому что её можно было использовать ещё до конца месяца. Так делали многие в Ленинграде, и это на какое-то время поддерживало жизнь родственникам и близким умершего.
Лёка умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.
25 апреля эвакуация по Дороге жизни была прекращена. 4 мая 1942 года в Ленинграде открылось 137 школ. К учёбе вернулись почти 64 тысячи детей. Медицинский осмотр показал, что из каждых ста лишь четверо не страдали цингой и дистрофией.
Дядя Алексей умер в возрасте 71 года 10 мая. Страница на букву «Л» уже была занята Лёкой и поэтому Таня пишет на развороте, слева. Но то ли сил уже не хватало, то ли горе полностью переполнило душу исстрадавшейся девочки, потому что на этой странице слово «умер» Таня пропускает:
Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.
Знала ли Таня, что всего через три дня после смерти дяди Леши она останется совсем одна? Марии Игнатьевны не стало утром 13 мая. Возможно, Таня тогда так и не смогла поверить в то, что мамы больше не будет, поэтому на листке под буквой «М» девочка делает запись, пропустив слово «умерла»:
Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г
Со смертью матери Таня потеряла надежду, что Миша и Нина когда-нибудь вернутся домой. На букве «С» она пишет:
Савичевы умерли
Брата и сестру Таня окончательно считает погибшими и поэтому на букве «У» выводит:
Умерли все
И, наконец, на «О»:
Осталась одна Таня
Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. М. Бим-Бада. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
10. Артюхович Ю.В. «Обучение ценностям: аксиологический подход к проблемам образования»: Сборник науч. трудов. Серия «Гуманитарные науки». – Ставрополь, 2003. – Вып. 10.
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Алексеев П.Г. и др. // Исследовательская работа школьников. 2002.
Барышников Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб, 1996.
Интернет ru.wikipedia.org
5