Урок литературы «Петр и Феврония Муромские — образец христианской семьи» 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Г.Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра









Конспект урока по литературе

7 класс





Петр и Феврония Муромские – образец христианской семьи.







Подготовила

учитель русого языка и литературы

Калиновская Валентина Павловна








Тема урока. Петр и Феврония – образец христианской семьи.

Цели.

Метапредметы: семья, любовь, ответственность, верность.

Образовательные:

  1. Определить и разрешить основную проблему с помощь, нахождения личностных смыслов в образе семьи;

  2. познакомить с «Повестью о Петре и Февронии Муромских», помочь ввести в мир древнерусской повести «О Петре и Февронии Муромских», понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

  3. проанализировать, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести;

  4. раскрыть авторское отношение к героям;

  5. совершенствовать навыки анализа образа героя.

Развивающие: 

  1. развивать  логическое мышление,  устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);

  2. развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, умение цитировать.

  3. формировать навыки исследовательской работы.

Воспитательные: 

  1. воспитывать ответственное отношение к семье, такие нравственные качества, как преданность, ответственность, любомудрие;

  2. показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне;

  3.  воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

Оборудование урока.

        Плакаты с цитатами из Священного писания (на доске).

  Рабочие листы для учащихся.

        Музыкальная аудиозапись хора «Пересвет»

        Компьютерная презентация к уроку.

 

Ход урока.

Эпиграф на доске: Нравственность едина во все века и для

всех людей. Читая об устаревшем в

деталях, мы можем найти многое для себя.
                                                                                  Д.С. Лихачёв


  1. Актуализация знаний. Стадия «Вызов»

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем заниматься моделированием своего будущего. Вы верите в то, что слово может материализоваться? Вспомним: «В начале было Слово». В Библии говорится о том, что словом Бог сотворил Землю и все сущее на ней. Наша задача с вами намного скромнее, но не менее ответственная. Я предлагаю вам заглянуть в будущее и создать формулу.. своей счастливой семьи. Согласны? А для этого уточним, что для вас счастливая семья. Итак, ваши представления…

Записываются все мнения детей. В результате появляется примерно следующее: сч. семья — дом, понимание, родители, счастье, мир, любовь).

Получилось, что представляем мы с вами семью в виде теплого солнышка, которое всех согреет своим теплом. Никто не хочет, чтобы в семье была вражда, ссоры, крики, взаимные обиды? Тогда, ребята, я вам предлагаю решить очень взрослую задачу.

В современной России, по данным статистики, ежегодно заключается более миллиона браков, а разводится примерно 600 тысяч семей. Сколько счастливых семей в нашей стране?

Попробуем сформулировать проблему урока. Как сберечь семью? Может быть, у кого-то есть уже готовый рецепт семейного счастья? (Выслушиваются возможные мнения детей). В конце урока мы вернемся к этому вопросу.

Офомление тетради.

«Мысль семейная» занимала не только ученых, психологов, но и многих русских писателей. Но, пожалуй, первым произведением русской литературы, посвященным семье, была «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма.


II. Сообщение ученика об авторе повести и особенностях жанра.


Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания. Обстоятельства их жизни мы узнаем из “Повести о Петре и Февронии”, написанной в первой половине XVI в. Ее автором был священник одного из кремлевских соборов Ермолай (в монашестве Еразм).

Со времени кончины святых до времени написания “По­вести” прошло более 300 лет, и устное предание не сохранило многие факты их жизни.

Перед Ермолаем-Еразмом вставала задача воссоздать облик этих людей, скрытый как пеленой времени, так и тайной святости, которая всякого праведника оберегает от нескромных взоров. Такая реконструкция должна быть не только достоверной, но и доступной. Поэтому Ермолай-Еразм, чтобы сделать свое повествование красочным и занимательным, чтобы увлечь им чи­тателя, дополнил его за счет фольклорного материала.

В результате получилась не столь­ко “биография” святых(житие), сколько произведение, вместе с немногими фактами из жизни Петра и Февронии преподающее учение о христианском браке, и вместе с тем увлекательное и доступное — бла­го­да­ря привлечению фольклорных(сказочных) мотивов — читателю XVI в.


III. Христианское понимание семьи и брака, изложенное Библией.

1). Определение задач предстоящей исследовательской работы.

Жизнь семейной четы, описанная в данной повести  — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. На сегодняшнем уроке  мы проанализируем, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести. Анализируя эту повесть, мы поговорим об  отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

2). Знакомство с основными принципами построения христианской семьи, изложенными в Библии.

При прочтении повести мы должны опираться на текст Библии, так как это главное и единственное руководство христианской семьи.


Цитата

Совместная деятельность ученика и учителя

«Жена есть уготована мужу от века»

Брак совершается на небесах. То есть Господь предназначает мужу жену, а жене-мужа. По воле Божией встречаются и соединяются суженые («обещанные»). «Ты мне послан Богом».

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6)

Брак должен быть нерасторжимым. В современном мире можно услышать: «Поженимся, а если что — разбежимся». Такое немыслимо для христианского брака. Венчающиеся в церкви христианин сознает, что вторая «половинка» дана ему до конца дней его и должен стойко переносить все испытания ради сохранения семьи.

«И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 12)

Цель брака — духовное объединение людей, для того чтобы они вместе могли пройти жизненный путь.

«Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1, 27-28)

Вторая цель брака: умножение рода человеческого.

«Жене глава-муж» (1.кор. 1:3)» Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (Еф.5:22) «Как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:24)

Семья есть малая церковь. Подчинение жен мужьям – первый принцип. Писание возлагает принятие решений на мужа. Муж становится «опорой» семейной «церкви», ее фундаментом.

«Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее» (Еф.5:25); «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе». Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3: 18)

Призыв к женам повиноваться своим мужьям сочетается с призывом к мужьям любить своих жен. Любовь-это прежде всего забота мужа о данной ему Богом спутнице жизни, умение прощать ее недостатки, помогать ей во всем и делать жизнь супруги счастливой и радостной.

«Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (Тим..2:11,12)

Жена не должна господствовать над мужем, должна уважать его и уметь смиряться с его недостатками.


3). Рефлексия.

Какая из цитат произвела на вас наиболее яркое впечатление? Что более созвучно вашим представлениям о семье?


IV. Смысловая стадия.

Итак, наша задача, — опираясь на цитаты Священного писания, доказать или опровергнуть, что Петр и Феврония – образцовая христианская семья.

Анализируя повесть, будем делиться мыслями друг с другом, поэтому предлагаю работать в группах.

Группы получают задания.


1 группа.

Отражение традиций христианской семьи в повести.

  1. Какое испытание прошла семья Павла? Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?

  2. Семья — это не только муж и жена, но и родственники — братья и сестры. Какие отношения существуют между Павлом и Петром?

  3. В каких эпизодах повести мы находим подтверждение закона

«Что Бог сочетал, того человек

да не разлучает»?

  1. Соблюдают ли Петр и Феврония христианские правила: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее», «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе». Приведите примеры.



Перед женой муромского князя стоял выбор: либо она скроет все происходящее, либо признается мужу, — княгиня выбрала признание. Жена Павла знала, что муж не осудит ее, не отвернется от нее, узнав правду, и ее признание не навлечет на нее гнева мужу. Князь Павел, в свою очередь, не мог осудить жену и не отказался от нее, потому что его предназначение в браке — забота о супруге, и он должен был любым способом избавить ее от змея.

Семья князя Павла прошла жизненное испытание, сохранив любовь и честь, потому что их отношения выстраивались по христианским канонам семейных отношений. С другой стороны, взаимная уверенность супругов друг в друге помогла им избавиться от змея и победить козни Дьявола.

Стоит отметить, что обсуждая с женой способ избавления от змея, Павел не говорит жене ни одного укоризненного слова, но при этом он проявляет заботу о ее душе, говоря ей о том, что выведав у змея тайну его смерти, жена будет чиста перед Христом после смерти. Жена же, не переча мужу, а «запечатлев его слова в сердце своем», отправляется «обольщать» змея, хотя ей это вряд ли хотелось делать.

Но семья — это не только муж и жена, но и родственники — братья и сестры, которые также поддерживают друг друга в жизни, поэтому за помощью князь Павел обращается к своему брату Петру, который без колебаний решает помочь Павлу (Такие отношения называются доверительными, открытыми, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща).

Петр, после смерти брата, становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женился на простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену разными способами, и в конце концов приходят к Февронии с просьбой «отдать им, кого они поросят», то есть отдать им князя Петра, говоря современным языком — развестись с ним, а взамен предлагают ей любые дары.

Феврония в ответ просит бояр «дать и ей того же» — то есть остаться женой князя Петра. Бояре же ставят перед Петром выбор: либо царствование, либо жена. В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. С другой стороны, она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. «Жене глава-муж». Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу.

Князь принимал решение также руководствуясь христианскими канонами — он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.

2 группа.

Становление взаимоотношений супругов (предыстория брака по материалу первых двух глав)


1. Почему автор не рисует портретов героев повести?

2. Что является причиной встречи Петра и Февронии?

3.Почему Феврония соглашается исцелить князя только в том случае, если он на ней женится?

4.Как вы расцениваете желание Февронии выйти замуж за князя Петра: желанием возвыситься или чем-то другим?

  1. Почему Петр не хотел жениться на Февронии? Какое качество мешало ему это сделать?

  2. Кто является главным героем повести? Как вы думаете, почему в названии повести первым назван Петр, а не Феврония?


Не внешность, не красота главное для автора, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг.

Автор жития приходит к мысли о браке как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов, при том, что сам брак зачастую заключается не только Божиим повелением, но, более того, Божиим принуждением. Коль скоро, по библейским понятиям, «жена есть уготована мужу от века», то, конечно, не вызовет удивления «дерзость» премудрой Февронии, которая угадала в Петре своего суженого и, прежде чем исцелить его, велела передать ему свой «ультиматум»: «Если он не возьмет меня в жены, не буду лечить его». Возможно, кто-то и удивится такой, столь не ординарной для целомудренного века смелости, но автор жития явно держит сторону Февронии, полагая, что первым брачное предложение должен делать — независимо от пола — именно тот, кто оказывается более мудрым и более прозорливым. Мудрейшей и прозорливейшей оказалась дева? Тем лучше для неё («Радуйся, Февроние, яко в женстей главе святых муж мудрость имела еси», — восхваляет ее повествователь).

Князь же Пётр, пленник сословной гордыни, с возмущением отвергает дерзостную мысль о «неравном браке»: «Како князю сушу древолазца дщи пояти себе жену!» Возможно, Петра испугала и Февроньина мудрость – а вдруг она, обладая таким умом, будет все поворачивать по-своему, манипулировать им и всем княжеством? Но истинная женская мудрость состоит в том, чтобы, служа для супруга зеркалом, отражающим и помогающим исправлять недостатки, никогда не посягать на его свободу! Когда Петр в первый раз отказывается исполнить свое обещание, Феврония не бросается его догонять и не грозит небесными карами. Она смиренно ждет, пока Петр сам придет к пониманию, что ему Богом сужден этот брак.
За свое нежелание покориться высшей воле князь Пётр был наказан возвращением своей болезни, и исчезнувшие было струпы появились на его теле снова. Не ведал того молодой князь, что под видом телесного лекарства предлагала ему дева лекарство духовное — необходимость смирения. Будущий муж должен любить жену больше, чем себя, поэтому Петр должен перед вступлением в брак излечиться от гордыни.

Несомненно, главной героиней повести является Феврония, так как основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев, и мужчина –глава семьи (церкви).

3 группа. Какие жизненные испытания преодолели Петр и Феврония? Какие качества характера главных героев помогли преодолеть их?

1. Причиной каких происшествий послужила разница в происхождении и в воспитании, существовавшая между ним и Февронией?

  1. Какую роль играет эпизод повести, рассказывающий о том, что Феврония, выходя из-за стола, собирала крошки. Должен ли сомневаться муж в своей жене и слушать наговоры?

  2. Как ведут себя Петр и Феврония в изгнании?


Первое испытание, которому подвергаются Петр и Феврония (как и все молодые семьи) — это испытание бытом, а именно, разностью привычек и бытовых навыков, которые каждый из них получил в процессе воспитания и накопил за время самостоятельной жизни.

Встреча и узнание друг друга не могут обнаружить эту разницу в мелочах, выявить и со временем сгладить ее может только совместная жизнь.

Петр, хотя и мягко, желает укорить и отучить супругу от ее привычки. Своим жестом он как бы желает сказать: “Посмотри! Ради чего ты это делаешь? Это только крошки!”. И тут то, что только что было крошками, оказывается благовониями.

Жест Петра, в котором можно уловить оттенок превозношения над женой и, может быть, уже приготовленное поучение, оказываются бессмысленными: “обычай” жены, пусть несоответствующий привычкам супруга и даже противоречащий придворному этикету, свят и должен приниматься мужем с благоговением или же исправляться с терпением.Тем более он не должен принимать чьих-то наговоров на супругу. Всякий третий для мужа и жены — посторонний.

Петр “от того дни” перестал “искушать” Февронию. В их отношениях главными стали любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам.

Таким образом, Петр получил первый урок — муж не должен сомневаться в своей жене, не должен верить наговорам. Доверие, терпимость и честность — те принципы, на которых строятся отношения между супругами. Князь урок усвоил, и когда бояре, «исполнившись бесстыдства», потребовали у него отречения от жены, он предпочел изгнание вместе с Февронией.

Петра начали мучить сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром, не оказав сопротивления боярам, не настояв на своем. По-видимому, особенно ему была тяжела мысль о том, что он самовольно сложил с себя ту ответственность за свой город, за своих людей, которую возложил на него Господь. Возможно, к этому примешивалась и тайная мысль о том, что теперь его ждет бедность и нелегкая жизнь странника. И в этот момент слово супруги оказывается целительным для него, рассеивая темные мысли.

Феврония говорит мужу о Боге, о Его милосердии и Промысле. Она утешает его, объясняя, что Бог, соединивший их в мужа и жену, не допустит разрушения их союза, даст необходимое им для жизни.

Если призвание мужчины — брать на себя и нести ответственность за других, то призвание женщины — в другом; она призвана в любых обстоятельствах хранить единство, целостность, дух семьи.

Если семья не распалась, если супруги мужественно держатся друг за друга, за взаимную любовь, тогда и потерянное благополучие взойдет, как молодое дерево, выросшее за ночь.



V. Стадия рефлексии. Учащимся предстоит дать определение, что такое «идеальная христианская семья»

Обычно “Повесть о Петре и Февронии Муромских” называют повестью о любви, но это слово ни разу не встречается в тексте. Что же такое христианский брак? Главное? Что значит «крест семейной жизни»?

Любовь Февронии к одержимому недугом князю — это христианская, жертвенная любовь, любовь к ближнему своему ради его спасения. Все святые, как правило, были пастырями, несшими в мир Слово Божье, либо мучениками, которые обрели святость через страдание. Только двоих – Петра и Февронию – в сонм святых привела любовь. (Слайд №4). Они пронесли верность друг другу через все испытания и умерли в один день и час. Мощи Петра и Февронии находятся в Муромском Свято-Троицком женском монастыре. (Слайд №5). И сегодня верующие люди приходят поклониться их мощам и попросить помощи в семейной жизни. С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. (Слайд №6) Этот день был выбран для праздника не случайно – уже более 700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья. Музыкальная аудиозапись хора «Пересвет».


VI. Итоговая рефлексия.

— Вы согласны с эпиграфом нашего урока?

Можем мы ответить на вопрос «Как сберечь семью»? Закончите предложение. Чтобы сберечь семью, …

(Муж и жена должны быть опорой друг другу в трудных ситуациях, при этом обязанность мужа — принимать все сложные решения, которые могут повлиять на судьбу обоих супругов, и нести за них полную единоличную ответственность. Жена же должна своим примером укреплять дух мужа и направлять его на пути к духовному развитию в те моменты, когда его гложут сомнения или искушает судьба)

Возвращаясь к началу нашего урока, хочу напомнить, что целью его было моделирование образа счастливой семьи. Какие еще ценности вы включили бы в понятие «семья»? Дополните символ семьи-солнышко дополнительными «лучиками».


VI. Домашнее задание. (Слайд №7) Написать сочинение на тему: «Какой я представляю себе идеальную семью?»


Список используемых источников.

1. Яндекс картинки: https://babiki.ru/blog/interesting/8701.html;

2. Алексей Львович Беглов Испытания для Петра и Февронии. http://www.pravmir.ru;

3. https://www.nsportal.ruliteratura/library…petre-i-fevronii…

4. https://www.knowledge.allbest.ruЛитература

5. https://www.gimnazia1.ucoz.ruload/3-1-0-93





Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Что такое электронная таблица. Ввод информации в ЭТ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: