Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №24»
Урок литературы в 9Аклассе
по повести Н.В.Гоголя «Портрет».
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Лосева Изабелла Васильевна
Г.Гуково, Ростовская область
2014 год
Тема урока «Спасай чистоту души своей…».
Цели урока:1.показать деградацию таланта художника – богоотступника;
2.раскрыть идейно – смысловое и художественное содержание повести, сопоставить Чарткова с героем песни Светланы Копыловой
«Леонардо Да Винчи»;
3.развивать умение интерпретировать художественное произведение,
навыки постижения и восприятия повести Гоголя в соответствии со своим духовным миром.
Ход урока.
Крикну я … но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Н.Гумилёв.
1.Проверка усвоения содержания текста повести: заполнение индивидуальных карт
Вопросы | В А Р И А Н Т Ы | О Т В Е Т О В |
| |
1. | Щукин двор – это… | петербургский рынок | жилой двор | музейное помещение |
2. | Какова цена портрета старика? | тридцать гривен | двугривенный | пять гривен |
3. | Кто из перечисленных лиц не является художником? | Рафаэль | Данте | Тициан |
4. | Назовите имя и отчество Чарткова. | Иван Андреевич | Петр Андреевич | Андрей Петрович |
5. | Из чьего облика вышел портрет юной Лизы? | Психеи | Афродиты | Венеры |
6. | Чьё это суждение? «…художники до Рафаэля писали не фигуры, а селёдки». | аристократического общества | Чарткова | профессора |
7. | Кому принадлежит высказывание: « Гений творит смело, быстро?» | Чарткову | Профессору | аристократическому обществу |
8. | С каким героем из стихотворения Пушкина сравнивается Чартков? | Демон | Пророк | Поэт |
9. | Какова история портрета? | он исчез | остался у Чарткова | был возвращен в лавку |
10. | Чему посвящена первая часть повести? | истории создания портрета | истории художника Чарткова | воспоминаниям Чарткова |
| Кол –во баллов |
|
|
|
2. Сообщение заранее подготовленного учащегося о замысле и истории создания повести « Портрет».
Ученик.
Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “…Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято… В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства…” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя…” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации увлеченья… художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.
Слово учителя . Начать разговор о повести «Портрет» и её авторе я хотела бы со слов самого Н.В. Гоголя : «Соотечественники, я вас любил…». Действительно, только огромной любовью к людям можно объяснить тот факт, что писатель, будучи в силу
своих взглядов и убеждений отдалённым от коренных общественных вопросов, тем не менее стал писателем общественного значения. Он не остался в литературе художником – бытописателем Диканьки, а создал такие внутренне яркие и правдивые характеры, просвечивающиеся через внешнюю форму, которые живы до сегодняшнего дня. Гоголь – это Художник, Учитель, который воспринял внешний мир через субъективно – духовное осмысление. Уверена, ребята, в том, что Гоголь
нам дан для того, чтобы нас не убили пошлость, равнодушие, ничтожность. Ведь христианская проповедь составляет значительную часть гоголевского наследия. В полной мере это относится и к повести «Портрет».
Беседа по вопросам. 1.В чем причина «перерождения»Чарткова из «художника с талантом, пророчившим многое», в жалкого, алчного ремесленника?
Причиной был страшный портрет ростовщика, а главное, деньги, выпавшие из рамы.
2. А был ли у него действительно талант, было ли что терять?
Талант был немалый, об этом говорит неоднократно сам автор: «он был с самоотвержением предан своему труду», в картинах, выставленных в лавочке на Щукином дворе видел своим опытным взглядом «тупоумие, бессильную, дряхлую бездарность», «его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибкмим порывом приблизиться к природе. Сам профессор говорил Чарткову: «Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»
3.Обратите внимание на то, что в речи и упрёках профессора трижды звучит слово «модный», в это слово он вкладывает оценочный смысл. Какой?
В нём живёт желание щегольнуть, но, наверное, это объясняется его молодостью и бедностью. Более того, он ведёт внутреннюю борьбу с собой – «но при всём том он мог взять над собой власть».
4. В Чарткове автор обнаруживает двойственность: он трудолюбив, талантлив, обладает чувством меры и вкуса, стремится учиться – это светлая
сторона его души. А во второй половине жажда мгновенного успеха и славы. Но пока страсти не бушуют, Чартков справляется с ними, ему удаётся сохранять душевное равновесие. Но вот приходит сильнейшее искушение – из рамы выпадают деньги… . Что происходит с героем?
Это самый короткий путь к славе, успеху, лёгкой, полной ярких впечатлений жизни. Чартков почувствовал присутствие какой – то страшной силы, исходящей от портрета, она – то и подтолкнула его к ропоту, впервые он возвысил свой голос против судьбы. Он стал роптать.
5.Да, ропот есть возмущение против Бога, это голос дьявола, и возродился он в момент сомнения и внутреннего разлада. А когда деньги появились в его руках, то спор стал ещё более ожесточённым. Можете ли вы найти какие – либо оправдания для Чарткова, приближающегося к роковой черте?
Он молод, ему всего 22 года. Устал от бедности, бывает даже голоден, видит вокруг себя блеск и роскошь, способен увидеть в несовершенствах людей лёгкость и беспечность. Юность и зависть берут верх над талантом, трудолюбием, скромностью.
6.И, что самое страшное, богобоязненностью. Чартков преступает не только нравственные нормы поведения, но и заповеди Бога. Художник движим одним желанием – мотивом: обогащением. Забвение совести, что является главной христианской добродетелью, одержимость материальной страстью, приводят к тому, что он начинает писать ремесленнические портреты, меняет талант на деньги, превратив его в дорогой товар. Его жизнь представляется мне в виде математической пропорции, которую вам нужно завершить:
Чартков= жизнь
картина ? (золотая рама).
7.А теперь давайте прослушаем песню Светланы Копыловой
«Леонардо Да Винчи». Уместно ли её прослушивание на уроке? Почему?
Оба героя совершили грехопадение, богоотступничество, и оба как бы предстали перед ликом Христовым. Обоим удалось увидеть и понять результаты своего уклонения от праведности: Чартков умер раньше, чем обезумел, а жалкое подобие человека с чертами Иуды ещё помнит то время, когда с него списывали Образ Христа.
7. Оба героя отступили от Бога, забыли о том, что созданы по его образу и подобию, один выбрал путь в сточную канаву, предавшись пьянству и разгулу, другой выбрал путь заурядного ремесленника, когда искусство служит прихоти заказчика, вместо искусства во имя вечного. И каков же их финал?
Позирующему остались только воспоминания о прекрасном образе Христа, черты которого находил художник в его лице, а Чартков лежал среди изрезанных картин, и « труп его был страшен». Жуткое зрелище и тяжёлые впечатления.
8.Но разве авторы обоих творений преследовали цель только вызвать у вас страх, лишить оптимизма, уверенности в собственные силы и веру, в поддержку каждого из нас Богом?
Нет, эти безнравственные персонажи, эти слабовольные и без веры проживающие свою жизнь существа не могут служить для нас жизненными ориентирами.
9. Я бы хотела обратить ваше внимание ещё на один аспект. Оба автора стремятся к искоренению недостатков, разрушая тем самым антиидеал, созданный ими же самими. Как вы думаете, с помощью каких средств им это удаётся?
Во-первых, им обоим удалось передать характеристические черты своих героев, они, как скульпторы, удалили всё лишнее, все незначительные детали, а самые главные довели до совершенства. Во-вторых, нельзя не восхититься языком произведений, говорить о разрушении личностей таким ярким языком возможно лишь великим мастерам слова. Так у Гоголя чем больше сюжет приближается к реальности, тем значительнее меняется стиль, меняются средства художественной выразительности, хотя свойственный автору художественный язык остаётся по-прежнему единственным, неповторимым, неподражаемым.
10. Действительно, Гоголь ещё до Достоевского осознал великую и спасительную роль красоты в век «прихоти и наслаждения». В его произведении, как и в песне творит художник, который должен спасать мир красотой, ибо красота это то, ради чего стоит жить и творить. Оба автора высоко ценят подлинную живопись, потому что в ней, как в литературе нельзя солгать, изменить высоким идеалам. Авторы не только всё «дурное» поставили перед ликом Христовым, но прежде всего предстали сами, осветились верой и зажгли ею других. Даже говоря о безобразном, отпавшем от Божественного начала, Гоголь создаёт неповторимый стилистический колорит с пафосной тональностью изложения, восхищает глубиной, тонкостью, изящностью прозы.
Найдите ключевые слова, завершающие вторую часть портрета. В них главная идея – идея высокой ответственности Человека быть Человеком, а художника быть ответственным за свой талант, так как он «драгоценнейший дар Бога».
«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»
Дом.задание. Описать любую из иллюстраций В.Панова к повести Н.В.Гоголя «Портрет».
Используемая литература
Т.Ф.Курдюмова. Литература. 9 класс.-М./Дрофа,2012