Урок литературы по рассказу В.М.Шукшина «Крепкий мужик» 7 Класс

Урок литературы в 7 классе по рассказу В.М.Шукшина «Крепкий мужик»

с элементами технологии РКМЧП( развитие критического мышления через

чтение и письмо)


Цели:- способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя;

— методом критического мышления вывести уч-ся на осмысление и по-

нимание текста;

— выявить основные проблемы, поставленные автором рассказа;

— обратить внимание уч-ся на проблемы духовности, нравственности;

-формировать навыки анализа художественного текста;

— развивать монологическую речь уч-ся; учить размышлять, выражать свои мысли уверенно, аргументировать свою точку зрения.

Приёмы технологии:- прогнозирование ( по фото, темы по названию

произведения)

— обращение к личному опыту

— составление синквейна


Оборудование: портрет писателя, компьютерная презентация, телевизор, фильм «Калина красная».


Ход урока.

I.Прогнозирование по фотографии, эпизодам из фильма «Калина красная».

Кадры из фильма «Калина красная» в сопровождении песни А.Земскова

«Памяти Василия Шукшина».

Василий Макарович Шукшин… Cудьба отпустила ему только 45 лет. Он умер на съёмках фильма «Они сражались за Родину»…Актёр, режиссёр,

писатель. Сегодня у нас первая встреча с этим удивительным человеком.

Попробуйте ответить на вопросы (слайд 2)

Ответы уч-ся.

Дома вам нужно будет познакомиться с биографией Шукшина и на следующем уроке мы проверим ваши предположения.

Обратимся к высказыванию В.Астафьева о Шукшине, затем к словам П.Проскурина в качестве эпиграфа к уроку. Слайды 3,4.

II. Стадия вызова.

Зачитывается дневниковая запись Алексея от 22 декабря из учебника по литературе(стр. 132): «…В книге Н. Островского «Как закалялась сталь»

есть строчки: «Самое дорогое у человека – это жизнь…И прожить её надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…»Хорошо сказано, хотя каждый, навер-

ное, видит в этих строчках свой смысл. Можно построить чудесный город или прекрасный храм и остаться в памяти людей, а можно всё это уничтожить — и тоже войти в историю…»

Проблемный вопрос: (обращение к личному опыту)

Важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение?(слайд 5) .

Демонстрация слайдов 6,7 «Храм Христа Спасителя, построенного на народные деньги, собранные по всей России, и разрушенного в советское время в 1931г».

Переходим к обсуждению проблем, поставленных в рассказе «Крепкий мужик» В.М.Шукшина.

III. Стадия осмысления.

Слайд 8.

Что вы ждали от рассказа с таким названием до чтения ? Выскажите свои предположения.

Итак, главный герой — Николай Шурыгин. Попробуем объяснить, как в поведении Шурыгина раскрывается его внутренняя суть .

Работа с текстом. Задания группам: (слайд 9)

Мотивы поступков


поведение

1.

До сноса церкви


2.

Во время сноса


3.

После сноса


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «К.И Чуковский «Телефон»

Отчёт групп о проделанной работе( по 1 человеку от группы).


Вывод (слово учителя) после выступления 1 группы:

В чём же причины поступка Николая Шурыгина, уничтожающего церковь без чьего – либо приказа? Чем она ему помешала?

Зачем? Почему?

Вы сказали, что первоначальное желание Шурыгина было сломать церковь и

построить свинарник из её кирпичей, что кощунственно вдвойне. Для него не

существует никаких нравственных норм и правил.

Вывод после выступления 2 группы:

Я согласна с вами, что замыслы Шурыгина в процессе его деятельности изменились . Ведь он ощутил себя «важным деятелем», большим начальни-

ком. Войдя в эту роль, он впадает в ярость .Подавляет всякое сопротивление,

Трясётся, кричит, грубит всем, оскорбляет учителя и …сносит церковь. Теперь он старается уже не ради свинарника — он думает о славе.

Вывод после выступления 3 группы:

Шурыгин нисколько не сомневается в величии своего поступка. Он мечтает

оставить о себе память. «Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и …».

После содеянного стена отчуждения отгораживает Шурыгина от людей, в

глубине души ощущающих, что рухнуло не старое здание, давно поруганное,

превращённое из храма в складское помещение. – рухнуло что – то очень важное, частица их души и бытия.

Как характеризует Шурыгина его речь? Выполним задание( слайд 10).

Вывод: речь Шурыгина подтверждает наше мнение о нём. Это грубый, неве-

жественный, ограниченный человек. Речь является средством создания характера героя.

Фронтальная беседа: (слайд 11, 14)

— Как вы расцениваете поведение односельчан Николая? Почему они при этом не сумели защитить церковь?

Видя, как гибнет церковь, толпа застывает, словно в оцепенении. Люди жалеют церковь, пытаются образумить Шурыгина, но никто, кроме учителя,

в решающий момент не встал под стену храма. « Но все не двигались с места,

— пишет Шукшин.- Всех парализовало неистовство Шурыгина.Все молчали.

Ждали.». И эти все не могли оказать сопротивление одному.Учитель кричит,

что это народное дело, а народ молчит. Писатель изображает народ правди-

во, зная слабые и сильные его стороны. Вина односельчан немалая: не смог-

ли противостоять хамству и варварству, не смогли защитить даже учителя.

— Чем же всё- таки была эта церковь для односельчан Шурыгина?(слайд 12)

Можно ли сказать, что он, разрушив церковь, предал свою « малую родину»?

Обратимся к диалогу Шурыгина и его матери.

-Хоть бы молиться ходили! А то стояла – никто не замечал… — возмущается Шурыгин, столкнувшись с неожиданной для него враждебностью односельчан.

— Почто не замечали! Да, бывало, откуда ни идёшь, её уже видишь .И как ни пристанешь, а увидишь её – вроде уже дома. Она сил прибавляла…

Свежие документы:  Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения А.Грина

Мать Шурыгина пророчит ему всеобщее проклятие. Давайте послушаем воспоминания оператора В.Микоши, который заснял на плёнку разрушение

Храма Христа Спасителя в Москве в 1931г(сообщение ученика).

«Человек должен строить…А разрушать – это дело Антихриста…» — нельзя не согласиться с этими словами, ведь в них суть народной морали.

-Как вы понимаете выражение « малая родина»? Связаны ли с этим понятием для вас храмы, которые находятся в наших сёлах, — Троицкий в Горетове ( слайд 13), Успения Божьей матери в Мышкине( слайд 17)?

-Предал ли Николай свою «малую родину»?

По всей видимости, нет, потому что это понятие ему неизвестно, не задумы-

вался он никогда над ним. Да и любви к родному краю у него не было, иначе

не совершил бы он такое злодеяние. Родина есть только у того, кто её любит. О предательстве уместнее говорить, если бы Николай разрушил церковь кому – то в угоду, вопреки своим желаниям и убеждениям. А для односельчан Николая церковь, конечно же, — символ «малой родины», «сил она прибавляла», по словам матери Николая. Советская власть лишила воз-

можности многих верующих людей посещать храмы, но она не смогла уничтожить у людей веру.

— Сумел ли Николай воспользоваться плодами своего труда? К какой мысли подводит нас автор?

Автор подводит нас к мысли, что совершенное Шурыгиным деяние не только безнравственно – оно лишено всякого смысла, это настоящее варварство.

Храм, построенный в 17 веке далёкими предками, — теперь груда развалин…

-Как вы теперь понимаете смысл названия рассказа? Соответствует ли вашему представлению о Николае данная иллюстрация к произведению?

(слайд 18)

В конце рассказа Шурыгин, понимая, что односельчане теперь отвернутся от него, пребывает в скверном настроении. Но, вопреки всему, «крепкий мужик» не сдаётся, каяться он не хочет, даже вид поверженной церкви не будит в его душе укоров совести. Он по- прежнему себя уважает, показывая всем, что « у него- от всех этих проклятий – прекрасное настроение».Поэто-му он и поёт во всё горло свою бессмысленную песню, поэтому и заводит назло всем посреди ночи мотоцикл. «Шурыгин уважал быструю езду».

«Конь несёт меня лихой, -А куда? Не знаю!» — сказано в глубоко символичном стихотворении Алексея Толстого.Наверно, это и было первой

причиной, толчком: Шурыгин разрушил церковь « от нечего делать». Мужик – то крепкий…

— Выберите слова, наиболее точно характеризующие Шурыгина(слайд 15).

Свежие документы:  Конспект урока литературы Тема: С.Есенин ”Поёт зима, аукает…” 2 класс

— Произведения Шукшина неоднозначны. При внешней простоте они сложны и глубоки. Как вы думаете, чем пугает Шукшина поступок его героя? Видит

ли автор в нём определённую закономерность?

Да, поведение Шурыгина вполне закономерно. Васька Духанин, « своротив-

ший крест» с церкви, передал ему эстафету неуважительного отношения к святыне, где крестили, венчали, отпевали поколение за поколением. В совет-

ское время в церкви устроили склад. А «дело» Шурыгина продолжит кто- нибудь , и будут разрушены духовные основы народа, и новые поколения лишатся нравственных устоев .Именно этого и боялся писатель, создавая свой рассказ в семидесятые годы двадцатого века. Слишком много было таких «шурыгиных» при советской власти.Обратимся к истории нашего края.

Всем вам хорошо известен Лужецкий монастырь, основанный Ферапонтом

Белозерским в 15 веке.

В 1928г. разрушили древний Ферапонтов храм (храм Иоанна Лествичника). До войны в стенах монастыря располагались фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Братские корпуса были перестроены под коммунальные квартиры для местных жителей, а на кладбище поставили складские помещения и гаражи( слайд 16)

Ныне существующая каменная церковь Успения Божией Матери в селе Мышкино построена в 1865 г(слайд 17).

После революции храм закрыт, разрушена колокольня. В соседнем селе Милятино в 1960-х гг. была взорвана каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная в 1833 г. архитектором Д.Ф. Борисовым на средства коллежского асессора М.И. Сомова. На её месте ещё в 1980-х гг. лежали огромные глыбы кирпича.

«Не должно быть у народа традиций, связанных с разрушением святынь»,-

говорит нам писатель Шукшин.

К счастью, в наши дни по всей стране постепенно возрождаются из руин храмы, вновь звучат колокола, напоминая христианам о духовной истории родного края.

— Вернёмся к проблемному вопросу (слайд 5).

В 365 году до новой эры в древней Греции Герострат разрушил храм Арте-

миды в Эфесе, желая прославиться и остаться в истории. История сохранила его имя. Какую связь вы видите между этим эпизодом и сюжетом рассказа

Шукшина?

Писатель говорит нам о бессмертности данного сюжета.Люди, подобные Ге-

рострату, существовали и существуют. Вечное и прекрасное не имеет для них цены и нужно им лишь как средство добыть себе бессмертие через раз-

рушение.

IV. Рефлексия.

Напишите синквейн Николай Шурыгин.

Пример: Николай Шурыгин

Ограниченный, грубый

Хамит, оскорбляет, разрушает

Безнравственный человек.

Варвар.

Домашнее задание:1) попробуйте продолжить рассказ. Придумайте новый сюжетный ход, в котором ярко проявились бы черты характера главного героя.

2) к внеклассному чтению прочитать рассказ Шукшина «Мастер».







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: