Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус»

КОНСПЕКТЫ

Литература 5 класс


Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми»

Урок 41 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».

Смысл названия повести В.П. Катаева



Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока



На данном уроке: учащиеся производят анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», сопоставляют его с содержанием повести Катаева.




















Запись темы в тетрадь.




Чтение отрывков из повести.

II. Введение в тему.

1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.





III. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения





Внимание на экран. Всмотритесь в морские пейзажи. Какие ассоциации они у вас вызывают? О чём заставляют задуматься? Какие чувства испытываете? (дети высказывают свои ответы)

— Как вы думаете, почему перечисленные вами чувства столь неоднозначные: умиротворение и восторг, тревога и опасность? (моря –это стихия).

Море с давних времён привлекало к себе внимание писателей и поэтов. Вспомните и перечислите изученные нами произведения о море. Что их объединяет? (герои сильные, смелые, мужественные)


— Мы уже говорили о том, что можно сказать об одном и том же разными способами. Попробуем сопоставить повесть Катаева « Белеет парус одинокий» и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», найти связь между ними и попытаться определить смысл названия повести.

— Формулируем тему урока: «Смысл названия повести В. Катаева».


— Давайте попробуем определить, сколько раз стихотворение «Белеет парус одинокий» звучит в повести Катаева?

(Трижды: в самом начале, в главе «Море», в середине, в главе «Упрямая тетя», и в самом конце, в главе «Попутный ветер»).

— Прочитайте эти фрагменты и подумайте, в связи с чем и почему вспоминаются герою повести Пете строчки из стихотворения Лермонтова. (глядя на море, в ответственный момент – любимое стих. Богатый внутренний мир героя)

2. Работа с текстом во время чтения.







3. Работа с текстом после чтения.






































Работа в группах


Самооценка



3. Формулирование вывода.









Работа в парах

Самооценка

— А теперь послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» и попытайтесь представить описанные картины и прочувствовать настроение лирического героя.

— Какие картины представили, чувства испытали, слушая стихотворение.

А сейчас попытаемся вчитаться в каждую строку стихотворения, отгадать тайну, которую хотел донести да нас его автор М.Ю.Лермонтов.

1 строфа

Прочитайте первые 2 строки. Что мы видим (какие образы-символы)? ПАРУС, МОРЕ.

— Что нам сказано о парусе и море? ( парус одинокий, море голубое)

— Какое настроение создают эти строки? (восторг, восхищение)

— Прочитайте следующие 2 строки. Можно ли их представить? — -Почему? (вопрос-рассуждение героя)

-Как изменятся настроение? (недоумение, удивление).

2 строфа

Прочитайте следующие 2 строки.

-Какие образы-символы представлены в них? (волны, ветер, мачта)

-Что и как о них сказано? (волны играют, ветер свищет, мачта скрипит). Нет красок, есть только действие.

-Сохранилась ли в этих строках состояние восторга и безмятежности? Как изменился пейзаж и состояние лирического героя? (пейзаж стал суровым, тревожным, состояние лирического героя стало беспокойным, напряжённым)

— Прочитайте следующие 2 строки. Что они из себя представляют? (сожаление героя)

— о чём же сожалеет лирический герой? (о том, что парус уплывает вдаль) Почему он сожалеет об этом? (Парус имеет всё для счастья)

3 строфа

Прочитайте следующие 3 строки. Что мы видим? (ЛУЧ СОЛНЦА, СТРУЯ, ОН – парус)

Что нам сказано о них?

— В стихотворении парус назван «мятежным» (см. значение этого слова в сноске). Почему поэт избирает именно такое определение?

Прочитайте последние 2 строки стихотворения. Что они из себя представляют? (ответ на поставленный в 3-4 строках вопрос). Вот ключевая строка стихотворения, которая основной смысл всего стихотворения.

— В чем он состоит? (парус ищет бури)

Стихотворение «Парус» написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 г., когда ему было всего 18 лет. Лермонтов написал его, находясь вдали от дома, и отправил его в письме своей знакомой. Никаких комментариев к стихотворению он не сделал, но в письме есть такие строчки: «Знаете ли, милый друг, как я стану писать к вам? Исподволь… Придёт ли мне в голову какая мысль, я внесу её в письмо»

Обсудите в группах, что исподволь рассказал о себе поэт? Какую мысль он внёс в стихотворение? (он одинок, его счастье – это борьба)


— Является ли это стихотворение обычной пейзажной зарисовкой?

Попытайтесь на секунду отвлечься от стихотворения Лермонтова и перенести данную историю на жизнь человека. Какой же смысл приобретёт данная фраза? ( человек жаждет борьбы за свободу и справедливость)

— Как построение стихотворения (первые две строки каждой строфы – пейзаж, вторые две строки каждой строфы – рассуждения поэта), помогает понять его идею, содержание.

— Вспомните, какие строчки из стих. Лермонтова повторяет Петя в начале повести, а какие в конце. Почему? Что произошло с героями? (повзрослели)

На ваших столах на карточках – список слов-образов.

(Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение).

Укажите, какие из них встречаются в обоих прочитанных нами произведениях Катаева и Лермонтова. Подумайте, что же объединяет данные произведения.

— Почему В.П. Катаев назвал свою повесть строчкой из стихотворения М.Ю. Лермонтова? Какая связь между этими двумя произведениями? (Вся повесть В.П. Катаева, как и стихотворение М.Ю. Лермонтова, проникнута жаждой свободы, мыслью о том, что буря близка. Все символы стихотворения: море, парус, волны, ветер, туман, солнце – находят свое отражение в повести.)


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?





IV. Итог урока.

Удалось ли нам понять смысл названия повести Катаева «Белеет парус одинокий». В чём он заключается? Мы пришли к выводу, что тема стихотворения и тема повести Катаева близки.

Вся повесть В.П. Катаева, как и стихотворение М.Ю. Лермонтова, проникнута жаждой свободы, мыслью о том, что буря близка. Все символы стихотворения: море, парус, волны, ветер, туман, солнце – находят свое отражение в повести.)
































Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение


Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение



© ООО Баласс, 2012

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "Сравнение сказок разных мастеров" 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: