КОНСПЕКТЫ
Литература 5 класс
Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми»
Урок 41 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».
Смысл названия повести В.П. Катаева
Содержание | Формирование УУД и технология оценивания | |
| На данном уроке: учащиеся производят анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», сопоставляют его с содержанием повести Катаева. | Запись темы в тетрадь. Чтение отрывков из повести. |
II. Введение в тему. 1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока. III. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения
| Внимание на экран. Всмотритесь в морские пейзажи. Какие ассоциации они у вас вызывают? О чём заставляют задуматься? Какие чувства испытываете? (дети высказывают свои ответы) — Как вы думаете, почему перечисленные вами чувства столь неоднозначные: умиротворение и восторг, тревога и опасность? (моря –это стихия). Море с давних времён привлекало к себе внимание писателей и поэтов. Вспомните и перечислите изученные нами произведения о море. Что их объединяет? (герои сильные, смелые, мужественные)
— Мы уже говорили о том, что можно сказать об одном и том же разными способами. Попробуем сопоставить повесть Катаева « Белеет парус одинокий» и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», найти связь между ними и попытаться определить смысл названия повести. — Формулируем тему урока: «Смысл названия повести В. Катаева».
— Давайте попробуем определить, сколько раз стихотворение «Белеет парус одинокий» звучит в повести Катаева? (Трижды: в самом начале, в главе «Море», в середине, в главе «Упрямая тетя», и в самом конце, в главе «Попутный ветер»). — Прочитайте эти фрагменты и подумайте, в связи с чем и почему вспоминаются герою повести Пете строчки из стихотворения Лермонтова. (глядя на море, в ответственный момент – любимое стих. Богатый внутренний мир героя) | |
2. Работа с текстом во время чтения. 3. Работа с текстом после чтения. Работа в группах Самооценка 3. Формулирование вывода. Работа в парах Самооценка | — А теперь послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» и попытайтесь представить описанные картины и прочувствовать настроение лирического героя. — Какие картины представили, чувства испытали, слушая стихотворение. А сейчас попытаемся вчитаться в каждую строку стихотворения, отгадать тайну, которую хотел донести да нас его автор М.Ю.Лермонтов. 1 строфа Прочитайте первые 2 строки. Что мы видим (какие образы-символы)? ПАРУС, МОРЕ. — Что нам сказано о парусе и море? ( парус одинокий, море голубое) — Какое настроение создают эти строки? (восторг, восхищение) — Прочитайте следующие 2 строки. Можно ли их представить? — -Почему? (вопрос-рассуждение героя) -Как изменятся настроение? (недоумение, удивление). 2 строфа Прочитайте следующие 2 строки. -Какие образы-символы представлены в них? (волны, ветер, мачта) -Что и как о них сказано? (волны играют, ветер свищет, мачта скрипит). Нет красок, есть только действие. -Сохранилась ли в этих строках состояние восторга и безмятежности? Как изменился пейзаж и состояние лирического героя? (пейзаж стал суровым, тревожным, состояние лирического героя стало беспокойным, напряжённым) — Прочитайте следующие 2 строки. Что они из себя представляют? (сожаление героя) — о чём же сожалеет лирический герой? (о том, что парус уплывает вдаль) Почему он сожалеет об этом? (Парус имеет всё для счастья) 3 строфа Прочитайте следующие 3 строки. Что мы видим? (ЛУЧ СОЛНЦА, СТРУЯ, ОН – парус) Что нам сказано о них? — В стихотворении парус назван «мятежным» (см. значение этого слова в сноске). Почему поэт избирает именно такое определение? Прочитайте последние 2 строки стихотворения. Что они из себя представляют? (ответ на поставленный в 3-4 строках вопрос). Вот ключевая строка стихотворения, которая основной смысл всего стихотворения. — В чем он состоит? (парус ищет бури) Стихотворение «Парус» написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 г., когда ему было всего 18 лет. Лермонтов написал его, находясь вдали от дома, и отправил его в письме своей знакомой. Никаких комментариев к стихотворению он не сделал, но в письме есть такие строчки: «Знаете ли, милый друг, как я стану писать к вам? Исподволь… Придёт ли мне в голову какая мысль, я внесу её в письмо» Обсудите в группах, что исподволь рассказал о себе поэт? Какую мысль он внёс в стихотворение? (он одинок, его счастье – это борьба)
— Является ли это стихотворение обычной пейзажной зарисовкой? Попытайтесь на секунду отвлечься от стихотворения Лермонтова и перенести данную историю на жизнь человека. Какой же смысл приобретёт данная фраза? ( человек жаждет борьбы за свободу и справедливость) — Как построение стихотворения (первые две строки каждой строфы – пейзаж, вторые две строки каждой строфы – рассуждения поэта), помогает понять его идею, содержание. — Вспомните, какие строчки из стих. Лермонтова повторяет Петя в начале повести, а какие в конце. Почему? Что произошло с героями? (повзрослели) На ваших столах на карточках – список слов-образов. (Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение). Укажите, какие из них встречаются в обоих прочитанных нами произведениях Катаева и Лермонтова. Подумайте, что же объединяет данные произведения. — Почему В.П. Катаев назвал свою повесть строчкой из стихотворения М.Ю. Лермонтова? Какая связь между этими двумя произведениями? (Вся повесть В.П. Катаева, как и стихотворение М.Ю. Лермонтова, проникнута жаждой свободы, мыслью о том, что буря близка. Все символы стихотворения: море, парус, волны, ветер, туман, солнце – находят свое отражение в повести.)
| Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?
|
IV. Итог урока. | —Удалось ли нам понять смысл названия повести Катаева «Белеет парус одинокий». В чём он заключается? Мы пришли к выводу, что тема стихотворения и тема повести Катаева близки. Вся повесть В.П. Катаева, как и стихотворение М.Ю. Лермонтова, проникнута жаждой свободы, мыслью о том, что буря близка. Все символы стихотворения: море, парус, волны, ветер, туман, солнце – находят свое отражение в повести.)
|
Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
| |
Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
| Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
|
Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
| Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
|
Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
| Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
|
Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
| Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
|
Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
| Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
|
Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
| Море, парус, океан, волны, буря, ветер, туман, солнце, свобода, счастье, крушение
|
© ООО Баласс, 2012