Урок литературы в 11 классе «Рецензия. Способы моделирования вступления»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

г. Ахтубинска Астраханской области»







Урок литературы в 11 классе


«Рецензия. Способы моделирования

вступления»










Разработала и провела

учитель русского языка и

литературы

Журбина Вера Васильевна




Ахтубинск








































Урок русского языка в 11 классе,

построенный по технологии встречных усилий по теме

«Рецензия. Способы моделирования вступления».


Главная задача: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.


Цель: формирование и развитие коммуникативной, языковой, познавательной компетенции.


Тип урока: урок-консультация.


Оборудование:

  1. Буклет «Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения».

  2. Дидактический материал.

  3. Тексты упражнений.



Этапы урока

Педагогические приемы

1

Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающей эмоциональную и интеллектуальную разминку.

  1. Слово учителя о теме занятия, главной задаче и цели урока.

  2. «Погружение».

  • В каких жанрах может быть написано сочинение-рассуждение?

  • Что такое отзыв?

  • Что такое рецензия?

  • Чем отличается отзыв от рецензии?

  • Что такое эссе?

  1. Словарная работа:

отзыв о…

рецензия на…


2

Контрольно-подготовительный этап: опрос по изученному материалу.

  1. Составление универсального плана работы над рецензией:

    • тема;

    • идея;

    • проблемы;

    • композиция;

    • стиль;

    • средства художественной выразительности;

    • личностная позиция.

  2. Работа над средствами художественной выразительности:

— по лексическому значению определить понятие:

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления (гипербола).

Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (метафора).

Художественное, образное определение, вид тропа (эпитет).

Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием (аллитерация).

— в предложенных предложениях найти средства художественной выразительности, назвать их:

1. Шел дождь и два студента.

2. Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

  1. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

  2. В сто сорок солнц закат пылал.

  3. Швед, русский колет, рубит, режет.

  4. На земле лежали желтые, красные листья.

  5. Не то на серебре – на золоте едал.

  6. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

  7. Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.

  8. Но слушай: если я должна тебе… Кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

3

Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

  1. Формулировка цели работы учащихся.

  2. Работа с буклетом «Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения».

  3. Работа с предложенными текстами (см. Приложение).

— прочитайте выразительно текст;

— ответьте на вопросы к тексту;

— напишите вступление по следующим способам:

  • именительный темы;

  • вопросы-стимулы;

  • картина;

  • название.


4

Этап «сотворчества»: сведение воедино усилий всех участников.

Работа с текстом К. Г. Паустовского (см. Приложение):

— о чем говорится в тексте?

— почему именно об этом пишет автор в своей статье?

— сколько в тексте абзацев?

— какое высказывание является главным в самом начале текста?

— какая главная тема текста развивается дальше?

— каково отношение автора к поднятой проблеме?

— какие художественные средства позволяют ему ярче выразить свою позицию?

— к какому выводу приводит нас автор текста?

— используя способы моделирования вступления, напишите различные варианты вступления к данному тексту.


5

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, домашнее задание.

  1. Проверка работ учащихся.

  2. Подведение итогов урока?

— Что сегодня на уроке вам показалось сложным?

— Над чем еще надо поработать?

3. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по статье К. Г. Паустовского


Приложение


Упражнение 1

«Именительный темы»

1. Прочитайте отрывок из размышлений выдающегося русско­го писателя М. Пришвина (1873-1954).

Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вов­се не понимая, что оно значит. Мне кажется, если бы меня спросили, что такое душа, я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа — это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т. п., как сказано в учебни­ках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле…

Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далеко­го времени, почти с детства, когда потихоньку проливал слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с годами, с де­сятками проходящих лет, я через это страдание узнавал свое назна­чение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бес­смысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в гла­зах всех себя самого. И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И еще со­всем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей и что душа — это и значит любовь.


2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного

текста.


1. О чем говорится в тексте?

2. Какое слово является ключевым?

3. Какая мысль противоречит содержанию текста?

а) Автор текста только со временем понял, что такое душа.

б) Любовь является главным проявлением души.

в) Душа — это очень сложное понятие, сущность которого не­возможно постичь сразу.

г) Лишь будучи молодым, человек имеет верное и полное пред­ставление о том, что такое на самом деле душа.

4. О каком своем назначении узнал автор текста, ощутив свою осо­бенность?

а) Человек родился, чтобы сопротивляться, чтобы говорить миру «нет».

б) Быть самим собой и есть важнейшая человеческая миссия.

в) Человек должен стать частью человеческой массы, слиться с нею, забыв про свою самость.

г) Человек осознает свое трагическое одиночество: он никому не нужен, и никто не нужен ему.


3. Напишите вступление, используя именительный темы.

______________… Мы все слышали много раз это слово, по­стоянно употребляем его в своей речи: «___________в душе», «у него за_______________нет ничего»… (Включаем «вопросы-сти­мулы», чтобы обнажить проблему исходного текста.) Но что такое____________? Какой___________ заложен в этом____________?

О сущности этого удивительного____________размышляет выда­ющийся русский писатель __________.



Упражнение 2.

«Вопросы-стимулы».


1. . Прочитайте отрывок из рассказа известного русского писате­ля И. Соколова-Микитова (1892-1975).

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля. Если у вас сохранился чуткий, острый слух, вы непре­менно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена, во все века так ласково называли матерью-землею. Треск кузнечиков у про­топтанной тропинки, и трепетание зеленой листвы, пение птиц и ба­совитое гудение шмелей, взлет жаворонка и шум тяжелых хлебных ко­лосьев — все это бесчисленные звуки земли. Они заменяют нам музы­ку. Не из этих ли звуков, услышанных человеком, возникло лучшее, что запечатлялось в песнях и великих музыкальных творениях?


2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.

1. О чем говорится в этом отрывке?

2. Кто его автор?

3. На какой из предлагаемых вопросов нельзя найти ответ в тексте?

а) Что можно услышать, оставшись наедине с природой?

б) Откуда великие музыканты берут звуки для своих гениальных творений?

в) Каким должен быть человек, чтобы ему открылась чарующая красота мира?

г) Как меняется природа в унылую пору осеннего увядания?


3. Используя подходящие по смыслу вопросы, которые даны в задании № 3, смоделируйте вступление.

________________________? ________________________? — ответы на эти вопросы можно най­ти, если прочитать отрывок из книги__________________

Упражнение 3

«Картина»


1. Внимательно прочитайте статью, написанную известным рус­ским писателем и поэтом В. Солоухиным (1924-1997), который ак­тивно выступал за сохранение духовных ценностей нашего народа, его самобытной культуры.


(1) Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы за­мечаем, когда его начинает не хватать. (2) Чтобы сделать это выра­жение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3) Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим.

(4) По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5) Мы привыкли, что мир — зеленый. (6) Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (7) Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отго­родить от солнца траву? (8) Подумаешь! (9) Сколько там травы? (10) Десять квадратных метров. (11) Не человека же засыпаем, тра­ву. (12) Вырастет в другом месте.

(13) Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора выли­лась на землю, на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (14) Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дож­дями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15) Сре­ди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зло­вещее черное пятно. (16) Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.

(17) Под окном, конечно, заметно. (18) Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19) Но ведь это под собственным окном! (20) Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь.(21) Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опуш­ке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22) Жалко ли ее? (23) Ну, высыпали шлак (железные обрезки, ще­бень, бой — стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько мил­лионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (24) Трава. (25) Трава она и есть трава. (26) Ее много. (27) Она везде. (28) В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… (29) Разве что вот в пустыне ее поменьше. (30) Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31) Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (32) Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после ка­кой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Зем­ля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты ты — единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.


2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.

1. Какие вопросы не затронуты в этом тексте?

а) Каково отношение человека к окружающей природе?

б) Надо ли дорожить чистым воздухом, зеленой травой на земле?

в) В чем проявляется многообразие и неповторимость природы?

г) Чем может кончиться для человека его пренебрежение к при­роде?

2. Какое суждение соответствует позиции автора текста?

а) Автор текста призывает жестоко наказать всех тех, кто вар­варски относится к окружающей природе.

б) Автор текста с горечью понимает, что относится к числу тех, кто легкомысленно и безответственно губит природу.

в) Автор текста едко высмеивает тех, кто готов кричать о конце мира, увидев две-три увядшие травинки.

г) Автор текста считает, природа бессмертна, ее величественную красоту ничто не может разрушить.

3. В каких предложениях содержится прямая авторская оценка опи­санной ситуации?

а) 11-12; 6)23; в) 25-26; А) 31.

4. Какое суждение можно использовать в качестве комментария для предложений № 6—12?

а) Автор текста использует элементы разговорного стиля, чтобы создать шутливую интонацию и вызвать у читателя добрую и мягкую улыбку.

б) Короткие, прерывистые фразы, восклицания, вопросы, назыв­ные предложения — эти синтаксические средства отражают гнев­ное чувство автора, обращенное против губителей природы.

в) Автор, «надев маску» беспечного, легкомысленного человека, озвучивает нашу жизненную философию — философию обык­новенных, вполне порядочных людей, которые привыкли от­носиться к природе потребительски.

г) Автор находится в растерянности, он не знает, где находится решение поднятой им проблемы, вот почему в этой части так много восклицаний, вопросительных предложений.

5. Определите стиль и тип речи текста.

а) публицистический стиль, рассуждение-размышление;

б) научный стиль, повествование;

в) художественный стиль, повествование;

г) научный стиль, рассуждение-размышление.

III. Смоделируйте вступление по «картине», используя матери­ал набора.

Прочитайте самый конец текста, изобразите страшную бестрав­ную пустыню, сожженную солнцем.


Набор

Потрескавшаяся земля; колючий, злой ветер; шуршание горя­чего песка; почерневшие сучья сожженных зноем деревьев; мертвая тишина, тяжким надгробием придавившая землю; ни птичьего го­мона, ни шелеста листвы; отчаяние, которое охватывает человечес­кое сердце…


Упражнение 4

«Название»


1. Прочитайте текст.

Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очерта­ния которого ты не можешь отчетливо для себя определить, но ко­торого прикосновение к себе ты непременно чувствуешь, ибо ты свя­зан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинствен­ный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования и литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать, сделал из тебя существо, способное жить. И всего этого достиг без малейшего насилия, од­ним теплым и бесконечно любовным к тебе прикосновением. Он сделал даже больше того: неусыпно обнимая тебя любовью, он и в тебе зажег священную искру любви, так что и тебе нигде не живется такою полною горячею жизнью, как под сенью твоего отечества.

(М. Салтыков-Щедрин)

2. Выберите из набора заголовок.

Набор

а) «О значении русского языка»; б) «Один на один с одиноче­ством»; в) «Согреться лучами отчизны»; г) «За чертой великой тайны»


3. Закончите фрагмент.

«_________________________» — так можно было бы озаглавить

отрывок из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и пуб­лициста М. Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель размышляет о живой связи человека с___________________________, о_____________значении родины в (в-1; становлении, жизни, воспитании, формировании) гражданина.


Упражнение 5


Об Алексее Максимовиче Горьком писали так много, что если бы это не был неисчерпаемый человек, то можно было бы легко сму­титься, отступить и не прибавить к тому, что уже написано о нем, ни одной строчки.

Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Я даже решусь сказать, что существует «чувство Горького», ощущение его постоянного присутствия в нашей жизни.

Для меня в Горьком — вся Россия. Как я не могу представить себе Россию без Волги, так я не могу подумать, что в ней нет Горького.

Он был полномочным представителем бесконечно талантливо­го русского народа. Он любил и досконально знал Россию, знал, как говорят геологи, во всех «разрезах» – и в пространстве и во време­ни. Не было ничего, чем бы он пренебрегал в этой стране и что бы он не увидел по-своему, по-горьковски.

(К. Г. Паустовский)

Задание: смоделируйте вступительную часть сочинения, используя различные способы моделирования вступления.



Список литературы



1.Александров В.Н., Александрова О.И. Письменный экзамен. Русский язык. 9 класс. Взгляд, 2006.

6


Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Константин Георгиевич Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: