Урок литературы в 11 классе
Полякова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля» г. Астрахань
Тема: «Женщина цвета луны…»
Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
… тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
глава 32
Цели урока:
на примере анализа эпизода рассмотреть булгаковскую концепцию любви;
формировать навыки работы с текстом художественного произведения;
развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;
уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель
СЛАЙД 1
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний (на фоне мелодии «Вечная любовь»)
СЛАЙД 2
— За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Сегодня речь пойдет о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя ее Маргарита.
СЛАЙД 3
Наша задача – убедиться, что любовь Маргариты – явление исключительное, неповторимое.
— А пока я предлагаю вам вспомнить, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Внимание на экран.
(просмотр видеофрагмента)
Вы посмотрели фрагмент фильма. Много чувств и эмоций переполняют душу.
— Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение «синквейн».
СЛАЙД 4
Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:
1 – существительное, задающее тему;
2 – 2 прилагательных к данному существительному;
3 – 3 глагола к данному существительному;
4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства);
5- одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Цветы
Желтые, тревожные
Появляются, выделяются, тревожат
Нехорошие цветы
Именно они соединили Мастера и Маргариту
Желтые, отвратительные, тревожные цветы… Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.
— Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.
И/З
(Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под ножа выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог стоя у окна подолгу смотреть на нее. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни.
Черное пальто – отражение бездны, символ глубины, необъятности).
— Цвет луны у Булгакова все-таки не голубой или серебристый, а золотисто-желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты.
СЛАЙД 5
Но есть в романе еще один цвет. Он скрыт в имени героини.
— Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита?
(цветок)
Обратимся к традиционной цветовой классификации (А.Журавлев).
— С каким цветом ассоциируется имя Маргарита. Что это за цвет?
(Отличительной особенностью имени Маргариты является двойное присутствие в нем звука [р] и тройное присутствие звука [а].
По традиционной цветовой классификации этим звукам соответствует красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической символикой). Следовательно, в имени героини заключается что-то мягкое, милое, близкое, но в то же время что-то громкое, горячее, яркое, красное, страстное.
СЛАЙД 6
— Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории?
И/З
(М.Н. красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми).
— Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! – восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.
(М. испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»)
— Одиночество? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?
(По-видимому, М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он ее окружил).
И.С.Тургенев
По- видимому, так же сложилась судьба Маргариты. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами вышла, чтобы наконец он ее нашел и что, если бы этого не случилось, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста.
Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.
СЛАЙД 7
— Докажите, что Маргарита стала верной подругой.
(- Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?
— Чем она занималась?
— Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?)
(Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей)
То, что возлюбленная – это подруга, мы сейчас услышали. А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы, (СЛАЙД 8) тем более что это нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если задеть ее за живое.
— Давайте рассмотрим эпизод «Погром в квартире Латунского»
СЛАЙД 9
— Каково место эпизода в идейном замысле писателя?
— Каковы действия Маргариты?
— Какими звуками сопровождаются действия героини?
— Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?
(Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль. Эти внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму, лишь при виде испуганного ребенка.
Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека, не останавливается перед тем, чтобы стать ведьмой. Можно понять ее состояние: она мстит за любимого человека, за свою любовь)
Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Но для возлюбленного она была королевой, (СЛАЙД 10) и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу. Как вы считаете, достойна ли Маргарита короны?
СЛАЙД 11
Анализ эпизода «Маргарита на балу у Воланда»
Опережающее задание:
Каково место эпизода в развитии сюжета?
(это кульминация, стягивает воедино все романные узлы)
Какова пространственно-временная организация текста?
Пространство расширено:
Тропический лес – бальный зал; возникают стены тюльпанов, роз; вокруг – шипящие фонтаны, льющаяся вода.
Время замедляет свой ход.
Автор использует звукопись: рев труб, джаз-оркестр
Цветопись: мрачный мир окрашен в яркие тона
Эпизод «На балу у Воланда» связывают с мотивом падения. Докажите, что это так (опережающее задание в начале урока).
Падение –
1) резко опускаться вниз;
2) уменьшаться;
3) нравственное разложение
Бал упал на Маргариту сразу в виде света; Маргариту бросили на хрустальное ложе; «мне выпала высокая честь»,- монашески шептала Тофана; «королева, сейчас волна начнет спадать»,- сказал Коровьев; Маргарита повалилась на пол; злые языки уже уронили слово.
В прямом или переносном значении употребляются эти слова?
(Слова употребляются в прямом и переносном значении. Здесь слово «падение» можно рассматривать в двух значениях – физическое и нравственное падение)
Любовь Маргариты – это падение? (Проверка Д/З)
(Возможный ответ: Любовь М. – это падение? Ведь она изменяет мужу, обманывает его. Но в то же время это падение знаменуется восхождением к вершине любви. С Мастером Маргарита искренна, их любовь по-настоящему вечна, ее ничто не может уничтожить. Получается, если измена из-за настоящей, верной, вечной любви, то ее можно простить)
— Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?
(Должна носить имя Маргарита, земная женщина с живой душой, в ней текла королевская кровь)
— Какие действия Маргариты до бала подчеркивают ее королевскую стать?
( отдает все вещи Наташе)
— Как она ведет себя во время бала?
( по-королевски приказывает коту)
— Какова ее задача на балу?
(Всех одарить вниманием и любовью. Даже если кто-то не нравится, нужно полюбить его)
СЛАЙД 12
— Каково ее самочувствие и какие страдания ей пришлось перенести?
(Самочувствие ухудшается, но она по-королевски сильна и горда)
— Почему М. не напомнила Воланду о его обещании?
(Гордость)
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут».
— Какой поступок М. можно считать достойным королевы?
(Когда ей предлагают награду, она просит не за Мастера, а за Фриду. Это тоже по-королевски: сдерживать слово, если кому-то подал надежду).
СЛАЙД 13
Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.
Возможно, бал у сатаны отчасти нужен был Булгакову именно как испытание Маргариты: человек проверяется в испытаниях, только так можно выявить сердцевину человека.
Маргарита для Булгакова – то же, что Татьяна для Пушкина, это его женский идеал.
— А вы как думаете? Можно ли считать Маргариту идеалом женщины?
(Маргарита – это идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадет без нее. Она вступает в сговор с сатаной, но и это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь!)
СЛАЙД 14
Согласитесь, таких героев не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»
— Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь – это…»
СЛАЙД 15
Концепция любви по Булгакову:
-дружба
-сотрудничество
-сопереживание
-верность
-самоотверженность
-борьба
-самопожертвование
-счастье
СЛАЙД 16
Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.
СЛАЙД 17
Подведение итогов
Итак, сегодня мы перевернули еще одну страничку романа; встретились с любимыми героями; через своеобразное стихотворение «синквейн» попробовали выразить свои эмоции по поводу прочитанного и рассмотрели булгаковскую концепцию любви.
Д.з. Поразмышляйте над вопросом: «Возможна ли такая «настоящая, верная, вечная любовь» в наше время?»
Оценки
Материал к уроку
Карточка № 1
1. Определить роль цветовой гаммы: желтое на черном (эпизод встречи Мастера и Маргариты).
Карточка № 2
1. Кто такая Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории?
Карточка № 3
1. Каково место эпизода «Погром в квартире Латунского» в идейном замысле автора?
Карточка № 4
1. Каковы действия Маргариты? Какими звуками сопровождаются эти действия?
Карточка № 5
1. Как раскрывается в этом эпизоде характер героини?
Карточка № 6
1. Анализ эпизода «Маргарита на балу у Воланда»
Каково место эпизода в развитии сюжета?
Какова пространственно-временная организация текста?
Карточка № 7
1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы передать атмосферу бала?
Карточка № 8
1. Эпизод «На балу у Воланда» связывают с мотивом падения. Докажите, что это так. Проведите анализ лексики: выделите слова-сигналы или ключевые слова, обозначающие различные «виды падений». В прямом или переносном значении употребляются эти слова? Что это может означать?
1. Верная подруга
— Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?
— Чем она занималась?
— Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?
2. Ведьма
«Погром в квартире Латунского»
— Каково место эпизода в идейном замысле писателя?
— Каковы действия Маргариты?
— Какими звуками сопровождаются действия героини?
— Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?
3. Королева
«Маргарита на балу у Воланда»
— Каково место эпизода в развитии сюжета?
— Какова пространственно-временная организация текста?
— Какие изобразительные средства использует автор, передавая атмосферу бала?
— Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?
— Как она ведет себя и какова ее задача?
— Каково ее самочувствие и какие страдания ей пришлось перенести?
— Почему она не напомнила Воланду о его обещании?
— Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?