Урок литературы
в 3 классе
«Сергей Козлов «Лисичка»
Тип урока: урок-практикум по отработке навыка осознанного и выразительного чтения с эвристической беседой.
Цели:
образовательная: отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения (диалогическая речь);
развивающая: развивать интерес к самостоятельному чтению;
воспитательная: воспитывать любовь к чтению как источнику познания.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Артикуляционная гимнастика.
Выразительное чтение (хором)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
+Подготовим речевой аппарат.
Вихрем
Мчится быстро
Под водой
Головастик молодой.
А за ним –
Ещё пяток.
А за ним – быстрее
Сплошной поток:
Тот – без ног,
А тот – с ногами, ещё быстрее, всё время ускоряя темп
Этот прямо,
Тот – кругами.
Почему?
Зачем? медленно, как бы размышляя
Куда?
Головастики спешат спокойно, размеренно
Превратиться в лягушат.
2)Звукоподражание «Разговор лягушек»
Ролевое чтение.
-Кума,
Ты к нам? /хором/
-К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу. /ученик/
-А кого, кого, кума? /хором/
-Карпа, рака и сома./ ученик /
-Как поймаешь, дашь ли нам? /хором/
-Как не дать ? Конечно дам! / ученик/
+Какие чувства возникают?
-Радости, веселья, бодрости.
+Но мы с вами знаем, что мир чувств…
-такой хрупкий и такой прочный.
+Почему?
— Мы знаем по сказке Андерсена, что мир чувств очень прочный – он не боится смерти, а хрупкий духовно стойкий солдатик, но это его не спасает от физической гибели.
III. Постановка цели и темы.
+Сегодня мы рассмотрим нравственный аспект того, что мир чувств хрупкий (т.е. человек раним, его легко обидеть, разрушить) с помощью произведения С.Козлова и его героев.
IV. Работа над произведением.
Сообщение об авторе (ученик)
Подготовка к чтению.
+Определим главных героев, кто нам будет помогать.
Мастер шубу позабыл.
Иглы вынуть себе сшил, /антиципация/
— Ёж.
Зимой ульи ворошит.
Летом спит, /антиципация/
—Медведь.
Она живёт в лесу.
Все знают хитрую куму.
А про её проказы
Есть сказки и рассказы.
-Лиса.
(Прикрепляю рисунки героев: ёжик, медвежонок, лисичка)
+Образуйте однокоренные слова способом словообразования.
— Ёжик, медвежонок, лисичка.
+Какое слово может быть «лишним»?
— Лисичка, т.к. омоним. Это животное и название съедобного гриба.
3)Чтение трудных слов: необыкно венный +Слова описания.
огнен ных
радо ваться +Слова состояния.
разры дался
успо койся
вздра гивал
зарё ванные
сломан ной
по сгнив шему
срублен ную
горе лая
4)Самостоятельное чтение.
5)Жанровые особенности. Стиль.
+ К какому литературному жанру относится произведение?
-Рассказ – есть действующие лица и сюжет (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
-Сказка – действующие лица олицетворены.
+Стиль сказок Козлова отличается простотой изложения, стремлением подобрать точное и выразительное слова.
+Назовите главные действующие лица.
-Ёжик, Медвежонок.
+Что лежит в основе текста?
-В основе лежит диалог.
+Диалог развивает действие.
+Обратите, какие предложения?
-Обилие восклицательных и вопросительных предложений. Короткие предложения.
+Короткие предложения – средства выразительности.
6) Чтение «по ролям».
+Озвучим.
7)Проблематизация (смысл вопроса в провокации, вернёмся в конце анализа)
+Почему рассказ Сергея Козлова так странно назван «Лисичка»? Разве он о лисичке? Можешь придумать более «подходящее» название?
-«Ёжик и Медвежонок», «Медвежонок и золотой гриб»…
+Почему плакал Медвежонок? (внутренняя драма) Прочитайте.
-Очень сильное эстетическое переживание – переживание красоты мира. «Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал».
-Это впервые заставило его задуматься над тем, что эта красота не вечна, что «всё приходит», всё заканчивается, всё, в конце концов, исчезает.
+Какой тип речи?
-Это описание использует эпитет (точные образные художественные определения).
+Чего бы хотелось Медвежонку (хотя он и понимает, что это невозможно)?
— (выборочное чтение) «не хочу! Не хочу, слышишь?.. чтобы всё уходило, улетало!»-крикнул медвежонок.
-Медвежонку хотелось бы «остановить мгновение».
+Помните у Гёте: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» с вами когда-нибудь было что-то подобное, когда настолько красиво, что плакать хочется?
-…
+Найдите и зачитайте описание пути Ёжики и Медвежонка, как поднимались в гору.
— (выборочное чтение) «Они пробежали…»
+Тип речи.
-Описание, признаки глаголов.
(Рисунки героев прикрепляю в страшный лес)
+Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности?
-Все эти подробности как-будто подтверждают тревожное и драматическое восприятие мира Медвежонком: действительно, всё прекрасное, в конце концов, стареет и разрушается.
+Прочитайте описание гриба.
-…Маленький золотой – эпитет, поджав коленки –метафора, сидел – олицетворение.
+Т.е.гриб это третий художественный образ передающий целое эмоциональное состояние.
+Что это за приём: после картины разрухи показать прекрасный золотой гриб?
-Писателю эта картина лесной разрухи необходима для того, чтобы по контрасту с ней показать нарождающееся , молодое и прекрасное – гриб лисичку.
+Где мы ещё ярко наблюдаем контраст?
-Как воспринимает мир Ёжик и Медвежонок.
Ёжик – лучезарно, радостно, восторженно, сильный по характеру.
Медвежонок – слабый, плаксивый, капризный, слабый.
+Каким нужно быть в жизни?
-В человеке всё должно быть гармонично. Нереально всегда быть радостным, т.к. жизнь преподносит разные сюрпризы. То радость, то горе. Нужно уметь контролировать и знать как себя проявить.
+О чём же Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая ему лисичку?
-Во-первых, Ёжик показывает Медвежонку, что лес всё время обновляется, что красота вечна: на смену погибающему всё время приходит новое, молодое, крепкое, красивое. Ёжик показывает только что родившийся, очень красивый золотой гриб.
-Во-вторых, Ёжик пытается показать Медвежонку. Насколько Медвежонок счастливее той же лисички: лисичка совершенно одна и совсем не переживает своего одиночества. У Медвежонка же есть любящий его и любимый им Ёжик, поэтому он, Медвежонок, просто не имеет права отчаиваться «Красота – не погибает! Ты- не одинок!» — вот, по сути, то, что говорит Ёжик Медвежонку.
+Это обязательно должна была быть лисичка?
-Конечно, это могло быть что-то другое. Важно, чтобы это было конкретное чудо, то конкретное, прекрасное, что производит впечатление в данный момент здесь и сейчас.
-Поскольку медвежонок очень эмоциональный. Поскольку на него сильно воздействуют именно зрительные образы, т.к. он расстроился увидев синеву, огненные листья, солнце, поэтому его бесполезно было уговаривать и убеждать, — ему надо было что-то показать. Ёжик вспомнил то конкретное, прекрасное, что он недавно видел на горе (лисичку), и поволок туда Медвежонка, чтобы убедить его в вечности красоты с помощью конкретного примера.
(Открываю рисунок лисички)
+Почему же рассказ назван «Лисичка»?
-Рассказ назван «Лисичка» потому, что лисичка это конкретный пример обновления леса и всего живого, это то конкретное чудо, с помощью которого Ёжик пытается успокоить расстроенного Медвежонка.
+Оправданно ли помещение этого произведения в эту главу? Кстати, а как она называется?
-глава называется «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». Мир чувств называется хрупким, поскольку человек (и любое живое существо) очень раним (очень легко обидеть) и физически, т.к. всё живое не вечно. Но вместе с тем, мир чувств можно назвать прочным, поскольку настоящие, сильные чувства не боятся разлуки, ни даже смерти (Нравственный аспект)
8) «Ролевое» чтение. Выразительное чтение, умение передать характеры героев, внутренний мир.
V. Итог.
+Что мы узнали и поняли, анализируя рассказ?
-Что не всё в мире вечно и всё ранимо (воспитательное)
VI.Рефлексия.
+Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?
+Как вы можете оценить работу класса во время анализа и обсуждения?
+Чья работа помогла классу продвигаться вперёд?
+Что мне урок дал для жизни?
VII. Оценивание.
5