Авторы: Лебедева О.А., Олистратенко О. В.
Место работы: _МОУ «ТСШ№3» Кемеровская область, п Тяжинский.
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов
Урок литературы в 4-5 классе
Тема: «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Цели: познакомить учащихся с основными фактами из жизни И.А.Крылова, проанализировать басню, рассмотреть особенности её композиции, выделить мораль;
развивать навыки анализа художественного произведения, мышление, речь учащихся;
воспитывать умение распознавать лесть и вырабатывать отрицательное отношение к ней.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовительная работа.
Работа по группам:
1 группа — рассказ об авторе басни с использованием дополнительной литературы; материалов, найденных дома (приложение № 1)
2 группа — подготовка ответов на вопросы об особенностях жанра басни:
-Какое художественное произведение называется басней?
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.
-Кто является её действующими лицами?
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
-Что такое мораль басни?
В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
3 группа – найти значение непонятных слов (используются толковые словари):
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстных побуждений.
Льстец – льстивый человек.
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что-то высокое
4 группа – подготовить выставку рисунков по материалам прочитанных басен (приложение № 2)
Викторина по материалу прочитанных басен (приложение №3)
1.Кому из героев басен И. А. Крылова принадлежат данные вещи:
Очки, зеркало, ноты. («Мартышка и очки», «Квартет»)
2. -Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона)
-Куда попал волк «ночью, думая залезть в овчарню»? (на псарню)
-Кто «слушает да ест»? (Васька)
3.-Найди свою пару. Прослушав начало крылатого выражения, учащиеся должны быстро отыскать продолжение.
-Оглянуться не успела — Как зима катит в глаза
-Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье—А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь
-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха—За то, что хвалит он кукушку. (Записать на доске)
III. Основная часть.
1.Прослушивание записи басни (использование фонохрестоматии)
2. Уточнение структуры и композиции басни.
На доске
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
— На сколько частей можно разделить данную басню?
Учащиеся делят басню, обосновывая деление. (Три части)
Работа по группам.
4.Анализ содержания басни.
— Какой момент вы считаете началом описанного случая, то есть завязкой действия? Прочитайте.
— Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.
-Прочитайте развязку действия.
-Что же является основным стержнем в развитии действия? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
-Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а Ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале.
— Почему Лисица так хвалит Ворону?
-Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова?
-Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это несоответствие. (На ель Ворона взгромоздясь и т.п.)
— Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню?
-Какова Ворона? (Глупа, доверчива, любит лесть.)
— Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила лесть. Лисица умела льстить.)
— Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью)
— Кого осуждает И.А. Крылова в своей басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.)
-Прочитайте первые четыре строчки басни. Как понимаете смысл первой строчки: «Уж сколько раз твердили миру? (Много раз повторяли людям одно и то же)
-Замените другими словами выражение лесть гнусна. (незаслуженная похвала отвратительна)
— «Но только всё не впрок». А как можно сказать иначе? (всё не на пользу)
-Что значат слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Льстивый человек сумеет привлечь другого человека на свою сторону.)
-Передайте смысл первых четырёх строк своими словами.
-А теперь сравните, как об этом же сказал автор басни. (Мысль выражена чётко, образно. В первых четырёх строках автор выразил самое главное.)
— Прочитаем всю басню в лицах.
— Если вы встретите людей, которые льстят, т. е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
IV. Итог урока.
Какова же мораль данной басни?
Рассматривание иллюстраций.(приложение № 4)
V.Домашнее задание. Выучить басню наизусть или составить рассказ из жизни, напоминающий сюжет басни.