Урок литературы в 5 классе по творчеству И.А.Крылова






Урок литературы в 5 классе

по творчеству И.А.Крылова


«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».



Учитель русского языка и литературы Н.Н. Иванова





Пояснительная записка

Басни Крылова благодатный материал для пробуждения ин­тереса к чтению и к этому литературному жанру. Игровая форма на уроках по изучению басен позволяет весело и достаточно легко усвоить и систематизировать большой по объему материал, вызывает неподдельный интерес к литературе и к басням Крылова; позволяет провести разнообразную лексическую работу, способствует развитию речи, мышления и воображения, развивает разнообразные способности шестиклассников. Особый колорит придают уроку костюмы, декорации, оформление литературной гостиной рисунками по мотивам крыловских басен, музыка.



Цели урока:

  • подвести итоги изучения басен И.А.Крылова.

Задачи:

  • Обучающие:

    • продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова;

    • наглядно представить своеобразие каждой басни;

  • Развивающие:

    • развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного;

    • продолжить развитие различных навыков учащихся во время подготовки спектакля, оформления сцены, создания образа персонажа;

    • развивать устную диалогическую речь.

  • Воспитательные:

    • формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками;

    • воспитывать чувство ответственности за коллективное дело;

    • формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценирование басен;

    • прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.


Эпиграф: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Оборудование: И.А.Крылов Портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, выставка книг баснописцев, иллюстрации к басням.


ХОД УРОКА


Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть, особенно приятно замечать, как искрятся ваши глаза в ожидании чего-то необычного, а необычного на нашем уроке сегодня будет достаточно много. В первую очередь мы вами выступаем в роли хозяев, а это нас ко многому обязывает. Но я думаю, мы постараемся быть на высоте.

(Звучит музыка. На ее фоне учитель читает слова)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

Какие мысли, какие чувства, ассоциации возникали у вас, когда звучало стихотворение Исаковского? (Возникают образы-герои басен Крылова, вспоминаются знаменитые слова, крылатые выражения…)

Ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим о баснях Крылова. А выяснить, насколько мы любим и знаем его басни, нам поможет необычная форма урока в виде соревнования между командами. Их четыре. Работу групп будет оценивать жюри. Позвольте мне представить его членов: (…) Победители и самые активные игроки в качестве награды получат оценки «5», а жюри получает право снижать оценку за шум и неорганизованность.

Первый конкурс Разминка.

1. Что какое басня? (короткий занимательный рассказ со скрытым смыслом — аллегорией в прозе или стихах).

2. Что такое аллегория? (скрытый смысл, иносказание).

3. Кто может быть героем басни?

4. Какова композиция басни?

5. Какие бывают басни? (народные, литературные).

6. На какие темы писались басни? (на исторические, политические, бытовые, нравственные темы).

7. Сколько лет литературной басне? (не менее 26 веков, если вести отсчет времени от века Эзопа — 6 в. до н.э.)

Молодцы, складывается впечатление, что о баснях вы имеете ясное представление, поэтому я незамедлительно объявляю второй конкурс, который называется «Знатоки баснописцев»


Второй конкурс. «Знатоки баснописцев».

Участвуют по одному человеку от команды. На листочке перечислить всех известных вам баснописцев (Эзоп, Лафонтен, Сумароков, Измайлов, Херасков, Хемницер, Дмитриев, Крылов, Михалков). Ну а чтобы ожидание не было долгим, я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

У.»Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

Д. Надо: «к дереву подходит, с вороны глаз не сводит».

У. «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!»

Д. Надо: «Петушок». % У. «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись».

Д. «Взялись».

У. «Ворона гавкнула во все воронье горло».

Д. «Ворона каркнула».

У. «Мартышка к старости слаба ушами стала».

Д. «Глазами».

У. «»Соседка, перестань срамиться» — ей бабка говорит».

Д. «Шавка говори

А теперь вернемся к конкурсу. Времени было достаточно, и сейчас участники представят нам свои ответы. Первая команда…(…)

Я смотрю, у многих уже открыты тексты басен, и вам не терпится показать домашнее задание. Итак


Третий конкурс. «Чтение басен по ролям».

Первая группа читает басню «Кукушка и петух». Вторая группа читает басню «Листы и корни».

— (Жюри объявляет результаты первого конкурса.) Третья группа читает басню «Собачья дружба». Четвертая группа читает басню «Осел и соловей».


Молодцы, с домашним заданием вы все справились успешно. Сейчас жюри подведет итоги I и II конкурсов.


Четвертый конкурс. Конкурс капитанов.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова Крылова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Что такое порок? (недостаток, плохая черта). Как понять слово «пощипать»? (высмеять).

Назовите по очереди пороки, которые изрядно «пощипал» Крылов в своих баснях, (жадность, скупость, злость, коварство, глупость, невежество, невежливость…)

  • Как вы понимаете значение слов невежда и невежа? Чем они отличаются? Невежда — неуч, необразованный человек. Невежа — невоспитанный человек.

  • А что значит невежливость? Невежливость — невоспитанность.

(Попутно проводится лексическая работа со словами невежа и невежда; они прикрепляются на доске с обозначением лексических значений.)

  • Сколько басен он написал? (свыше двухсот басен).

  • Какому басенному герою свойственны такие пороки, как жестокость, несправедливость, злость, грубость? (волку).

Это наиболее часто встречающийся в баснях герой. Назовите басни, в названиях которых есть слово волк.

1. Волк и Ягненок.

2. Волк на псарне.

3. Волк и Кукушка.

4. Волк и Волчонок.

5. Волк и Лисица.

6. Лев и Волк.

7. Волк и Пастух.

8. Волк и Журавль.

9. Волк и Мышонок.

10. Волк и Кот.

11. Волки и Овцы.


Спасибо капитаны, я считаю, что каждый из вас выглядел в конкурсе достойно, ну а кто победил, мы узнаем чуть позже. Пока жюри объявит результаты третьего конкурса. (…)

Пришло время самому трудному конкурсу — инсценировок басен, к которому вы готовились дома. Пока готовится I группа, мы с вами обратим внимание на иллюстрации, выполненные к басням нашими юными художниками. Они нам сейчас сами расскажут о своих рисунках. (Демонстрируются рисунки ребят к басням)

Я смотрю, I группа уже готова. Вам слово.

I группа — «Волк и ягненок» (музыкальное сопровождение ).

II группа — «Две собаки» (музыкальное сопровождение)

(Жюри объявляет итоги четвертого конкурса.)

III группа инсценирует басню «Кот и повар»( музыкальное сопровождение)

IV группа инсценирует басню «Дерево» (звучит музыка).

Думаю, что с некоторыми юными артистами придется профессионалам поделиться славой. А пока жюри подводит итоги пятого конкурса, обратите внимание на небольшую выставку книг. Это басни различных авторов, но особенно много книг с крыловскими баснями. Каждая из его книг — это ларец мудреца, прожившего 75 лет при четырех царях: Екатерине, Павле, Александре и Николае; 60 лет отдавшего литературному труду, создавшего свыше 200 басен. Именно мудрецом называли современники Крылова, ведь не случайно огромное количество фраз из его басен стало крылатыми словами и выражениями, которые вошли в золотой фонд мудрых человеческих мыслей. Сейчас я зачитаю некоторые из них, а вы должны будете отгадать из какой они басни. Для этого я объявляю конкурс № 5 «Угадай басню» (участвуют по одному представителю от каждой команды).

Из каких басен взяты следующие крылатые слова и выражения?

1. «А воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»).

2. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»).

3. «Слона-то я и не приметил» («Любопытный»).

4. «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).

5. «Ты сер, а я, приятель, сед» («Волк на псарне»).

6. «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»).

А теперь неконкурсный вопрос: «А для чего нужны басни вообще и басни Крылова, в частности?» (Ученики предлагают свои варианты ответа.)

Басни, особенно басни Крылова, высмеивая недостатки, помогают людям от них избавиться. Взгляните на доску. Эта обложка книги басен Крылова особенно красноречивая и «говорящая», она подтверждает наш вывод. (На доске наряду с несколькими лучшими рисунками по мотивам басен Крылова — рисунок обложки книги его басен — с символически изображенными у зеркала героями этих басен.) Стихотворение Исаковского о Крылове наизусть читает ученица.

Ну что ж, ребята, наш урок подошел к концу. Сейчас жюри объявит итоги последних конкурсов, общий итог игры. Пятерки получит группа-победительница и самые яркие игроки, отличившиеся в сегодняшней игре. На уроке так или иначе прозвучали следующие басни: «Слон на воеводстве», «Кукушка и Петух», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под Дубом», «Волк и Журавль», «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Любопытный», «Квартет» и т. д.





Список литературы:


  • Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. –

М. : Вако, 2005.

  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.

  • Уроки литературы Кирилла и Мефодия 5 класс


Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Основные формы рельефа Земли"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: